Начинать новый бизнес всегда рискованно. Хороша ли твоя бизнес-идея, примет ли её рынок, не задушат ли конкуренты? Появляется искушение положиться на более опытных партнёров и развивать в своём регионе уже существующий успешный бренд. То есть – купить франшизу и выстраивать бизнес по существующим инструкциям. Таких предложений сейчас на рынке много. Но, к сожалению, всё не так просто.
Своим видением связанных с франшизой проблем с «Горсоветами» поделились известные в Воронеже игроки на рынке общественного питания.
Справка «Горсоветов»
«Википедия» описывает франшизу как «объект договора франчайзинга» и «комплекс благ, состоящий из прав пользования брендом и бизнес-моделью», а также иных благ, необходимых для создания и ведения бизнеса. В качестве франшизы могут выступать товарный знак, методы ведения бизнеса, технология и т.п., которые передаются за соответствующую плату и на определённый срок от одной стороны (франчайзера) – другой (франчайзи).
«Чужие правила сковывают руки»
В январе на сайте компании сети доставки готовой еды «Farfor» было размещено объявление о прекращении работы компании в Воронеже (в сеть входило четыре точки доставки роллов, лапши и пиццы и ресторан, расположенный в «Петровском Пассаже»). За один день воронежские франчайзи «Фарфора» были отключены от программного обеспечения сети и интернет-ресурсов. И тогда на базе «Фарфора» в течение считанных часов родилась новая сеть доставки под названием «Антисуши», а ресторан в ТЦ «Петровский пассаж» получил новое имя – «Сабай».
– Пять лет мы работали по франшизе сети Farfor (её головной офис находится в Уфе. – «Горсоветы».), демонстрировали лучшие показатели из почти шести десятков городов по обороту и динамике развития, – рассказывает руководитель сети «Антисуши» Алексей УГЛЯНСКИЙ, – Со своей стороны мы выполняли все условия франшизы, исправно рассчитывались по платежам, и вдруг с нами перестали работать.
Такая ситуация для франчайзинга, когда без предупреждений и претензий внезапно разрывают партнерские отношения – большая редкость, и, конечно, это один из главных рисков для франчайзи.
Как объясняет Алексей Углянский, наработки по фирменному стилю торговой марки «Антисуши», были сделаны компанией в момент случившейся напряженности между партнерами пару лет назад. Возник реальный риск остановки бизнес-процесса. Но поскольку тогда удалось договориться, все эти наработки были отложены под сукно, на черный день. И вот этот день настал.
«Мы были вынуждены воспользоваться нашими наработками, чтобы сохранить команду и все, чего мы достигли за эти пять лет. Наша команда и наш труд – не подделка, что бы не писали наши уфимские коллеги на своем сайте. Нам удалось сохранить сеть, расширить наше меню и главное – убедить заказчиков в том, что мы – та самая команда, которая радовала их все эти годы. Только теперь мы не «Фарфор». Мы – «Антисуши»
После расторжения договора с Уфой Алексею Углянскому поступали предложения заключить новый договор франшизы с другой компанией. Но его реакция однозначна:
– Нет, больше я в эту «кабалу» не пойду! Сейчас у нас развязаны руки. Клиенты, например, каждое лето просят нас приготовить шашлык. А мы не могли – головной офис был против. Теперь с этим проблем не будет.
«Франшиза хороша для тех, у кого есть деньги и команда управленцев»
А много ли вообще в Воронеже успешных примеров франчайзинга в сфере торговли и общепита?
– Успешные примеры работы по франшизе в Воронеже есть, – считает владелец сети кофеен Perfetto Caffe Павел БУСЫГИН. – Но было немало неудачных попыток перенести раскрученные бренды на воронежскую почву. Да, франшиза это готовый проект, с уже продуманными технологиями. Но думать, что достаточно купить её, и всё начнёт работать само по себе, принося прибыль — большое заблуждение.
Безопасность франчайзинга – во многом мнимая. Об этом говорят большинство экспертов, с которыми беседовали «Горсоветы». Во-первых, никто не даст гарантию, что успешный в другом регионе проект «выстрелит» конкретно в Воронеже. Во-вторых, действительно стоящие франшизы стоят дорого, а слабые и малоизвестные проекты очень рискованны. Павел Бусыгин, который начал создавать свою сеть кофеен в 2013 году, говорит, что даже не задумывался о покупке франшизы.
– У меня была масса идей, я хотел реализовать именно свои задумки, а не копировать чужое, – объясняет он. – Честно скажу, серьёзных конкурентов у меня не было, так как этот бизнес в России только начинает развиваться. И, думаю, начинающим предпринимателям, у которых есть хорошая идея, нужно попытаться создать свой, оригинальный бренд. Пожалуй, франшиза подойдёт в качестве инвестиции тем, у кого нет времени и особенного желания лично заниматься проектом, но есть серьёзная сумма денег и команда профессиональных управленцев, которые с ним справятся.
«Франшиза приводит к зависимости от чужого бизнеса»
Стартаперам нужно начинать бизнес с собственного проекта и искать свою нишу – в этом уверена создатель и руководитель компании по производству и доставке фермерских продуктов «Папина лавка» Наталья ПАПИНА.
– «Папина Лавка» начиналась как семейный проект натуральных и полезных продуктов, прежде всего, для своих детей и семьи, – рассказывает Наталья. – Решение создать оригинальный бренд пришло сразу – мы просто не могли позволить себе покупать франшизу. «Правильная» успешная франшиза стоит дорого. А сейчас уже нам поступает много предложений создать свою франшизу и продать. Но пока мы не собираемся этого делать. Мы большое внимание уделяем качеству продукции и пока не представляем, как можно будет его контролировать у франчайзи.
Наталья считает, что начинающим предпринимателям с небольшим стартовым капиталом не стоит тратиться на покупку франшизы:
– Да, франшиза – это отработанная пошаговая инструкция «как зарабатывать деньги» на том или ином товаре или услуге. И это плюс. Минус в том, что, купив франшизу, ты зависишь от чужого бизнеса и не можешь контролировать производственные, финансовые и репутационные проблемы компании. Думаю, лучше понемногу идти вперед, занимаясь тем, что ты любишь, что интересно людям. Когда твой бизнес приносит пользу – он априори становится успешным.
«Однозначны во франшизе – только стандарты»
В воронежском ресторане Sherlock недавно был проведён ребрендинг, обновлённое заведение открылось в ноябре.
– Нам хотелось совместить несовместимое, – рассказывает руководитель ресторана Ангелина СЕВЕРГИНА. – Хотелось свежести в интерьере, хотя для английского стиля дизайна характерны темные тона, некоторая «туманность» во всем… Хотелось сохранить традиционность в английской кухне, но при этом сделать меню понятным воронежцам. Образно говоря, хотелось сохранить традиционность Шерлока в исполнении Василия Ливанова и совместить её с обаянием и индивидуальностью Камбербэтча. Душевность и индивидуальное отношение к каждой детали невозможно передать через франшизный проект.
– Франшизу покупают обычно для гарантированного получения контроля качества и схемы работы, но в таком случае не стоит претендовать на авторское дополнение элементов интерьера и дополнительные блюда в меню, – говорит шеф-повар ресторана Игорь ШИПОРОВ. – А ведь любому увлеченному ресторатору приходят в голову идеи, которые он захочет реализовать в своем проекте, но франшиза не даст такой возможности. Поэтому желающим реализовать творческие идеи – путь в авторский проект, а желающим зарабатывать без лишней головной боли и стопроцентного участия – франшиза.
«Главное в работе по франшизе – не спешить»
Воронежская компания «Стерх», существующая на рынке с 1992 года, известна своими успешными франшизными проектами. Например, франшизой ресторана быстрого питания KFC. А ещё «Шоколадницей», сетью кофеен «Кофе Хауз» и – до недавнего времени – рестораном русской кухни «Ёлки-Палки».
– Первым нашим франшизным проектом был ресторан «Ёлки-Палки», – вспоминает директор группы компаний «Стерх» Андрей СУВЕРИН. – Мы заключали договор со знаменитым ресторатором Аркадием Новиковым. Потом менялись правообладатели, условия… Честно говоря, какого-то негативного опыта (за исключением «Ёлок-Палок») у нас не было и нет на сегодняшний момент. То, что произошло с франшизой «Фарфора» – ситуация, прямо скажем, не частая.
Обычно договор франшизы заключается на срок до 5 лет. И если в течение этого срока все складывается хорошо для обеих сторон, есть взаимовыгодное сотрудничество и доверие, то поводов для расторжения договора не возникает. Когда мы заключаем договор, мы изучаем каждый пункт предельно внимательно и обсуждаем каждое слово. Исключением является только договор с крупнейшими мировыми брендами, где все отточено настолько безупречно, что обсуждать что-то не имеет никакого смысла.
Не бывает так, что после покупки франшизы ты был предоставлен сам себе. Это постоянное взаимодействие, общение, консультации. Меняется программное обеспечение, технологии, и вы постоянно на связи со своим франчайзером на всех уровнях. От учредителей до поваров. Все это понимают, и все на это настроены.
По договору франшизы мы приобретаем не только вывеску, но и все технологии ведения бизнеса от технико-технологических карт до меню и разработок по обучению персонала. Сюда же входит и ежемесячный «тайный гость», который по специальной методике оценивает, насколько соблюдаются установленные стандарты бренда – вплоть до того, какая музыка звучала в заведении и как стояли стулья. После каждого визита «тайного гостя» и его отчета мы разбираем свои огрехи и недочеты, их не избежать.
Ситуация с прекращением франшизы ресторана «Ёлки-Палки» связана с разорением правообладателя бренда компании «Планета гостеприимства». Крупнейшая компания, владевшая сетью ресторанов «Sbarro», «Ёлки-Палки», «Восточный базар», Viaggio и «Маленькая Япония» просто прекратила свое существование. Это случается редко, но такой риск тоже возможен.
Главное в работе по франшизе – не спешить. Прежде, чем подписать договор, мы где-то полгода общаемся, обсуждаем все вопросы, сходимся ближе с людьми, проговариваем все возможные сценарии. И после стараемся поддерживать тесные партнерские контакты на всех уровнях, чтобы каждую минуту знать, что происходит у них, и как это повлияет на нас.