Спектакль «Дон Жуан»: «Без труда не выловишь рыбки из пруда!»

Кто эти люди?

Егор Перегудов – театральный режиссер, педагог, переводчик. Родился в Москве 1 июня 1983 года. В 2010 году окончил режиссерский факультет ГИТИСа , мастерскую проф. С.В. Женовача. С 2018 года – главный режиссер РАМТа

Долгое время работал штатным режиссером театра «Современник», сотрудничает с разными театрами, включая «Сатирикон»

Золотых масок пока за ним не наблюдалось, но театральные премии есть. Одна из последних – премия Международного фонда К.С. Станиславского в номинации «Перспектива»

Еще один примечательный факт – именно Егор Перегудов перевел пьесу Б. Брехта «Добрый человек из Сезуана» для Театра им. Пушкина. Значит и его вклад с триумф этого спектакля имеется.

Театр «Сатирикон» им. Аркадия Райкина. Художественный руководитель – Константин Райкин, народный артист России, лауреат Государственных премий РФ, четырежды лауреат премии «Золотая маска» и других важных профессиональных премий.

Долго представлять Константина Райкина смысла нет. Публика его обожает,  и до сих пор, несмотря на почтенный возраст,  в народе его называют, любя, Костя.

Труппа театра «Сатирикон» достойна отдельного разговора, но у нас на это нет времени. Скажу только, что один из самых талантливых артистов своего поколения Тимофей Трибунцев, играющий роль Дон Жуана в одноименном спектакле, составил достойную пару Констанину Райкину (Сганарелю).

Что они делают?

«Дон Жуан» — одна из самых популярных в мире пьес господина де Мольера. Вариантов её тысячи. Дон Жуанов расплодилось на планете Земля не меньше Гамлетов и даже чуть больше, чем Макбетов.

Поэтому с самого начала нам дают понять, что постановка будет новаторской,  и всеми силами авторы постараются рассказать старую историю так, чтобы она не вязала рот, как перезревшая хурма, но при этом не давала возможности искушенному и начитанному зрителю усомниться в причастности всего действа к первоисточнику.

Это, несомненно, Мольер, но Мольер, написанный современными театральными красками, смикшированный как на танцполе, когда старую пластинку то замедляют, то отпускают, создавая единый ритм, цель которого качнуть зал и не отпускать до последней минуты.

Что получилось?

Первое решение, изменившее плоскость действия и создавшее ощущение постоянного движения на сцене, даже когда этого движения практически нет – это огромная башня-дрель, соединяющая небеса и преисподнюю. Архетипический образ Вавилонской башни, которую гордые люди строили, чтобы добраться до неба – метафора амбиций грешника и гордеца, потрясателя устоев Дона Жуана.

Он прокладывает с помощью своих побед  дорогу к небу, он знает,  как работает эта башня-дрель, но не может победить это вечное движение, которое создает иллюзию прогресса, а на самом деле не ведет никуда. Даже ад, в который ведет за руку нашего героя Командор – это не где-то под землей, как можно было предположить. Ад – это бесконечное движение в никуда. Без смысла и цели.

Над всей постановкой Егора Перегудова нависает одна угроза, одна движущая сила – смертельный страх быть скучными. Каждая реплика, каждая мизансцена решены так, чтобы зритель не терял внимание и не засыпал.

Знаете в чем парадокс? Не со всеми такой накал срабатывает. Были зафиксированы случаи …

Полный зал, аншлаг, журналистам попасть на спектакль было невероятно сложно. И вот после двух показов – полная тишина в эфире. И неоднозначные реплики на перекурах. Чтобы не соврать – один восторженный отзыв я прочитал. Но этого крайне мало. Погрешность  слишком велика. То ли аудитория, скупившая билеты в едином порыве на любимого Райкина, не живет в Facebook, то ли впечатление не настолько мощное, чтобы об этом писать.

Что же касается моих впечатлений, то они очень разные. И это бесит. С одной стороны – хороший молодой режиссер – умница и полиглот, с хорошей фантазией, чувством юмора и чувством ритма. Блестящие артисты – Константин Райкин и Тимофей Трибунцев.

Это пара театральных суперменов с фантастическими способностями превращаться в кого угодно на сцене и колдовать так, что ты напрочь забываешь о времени и задервеневших чреслах.

А с другой – пиф паф ой-ой-ой, шум, треск, картавый ор, разбитые о голову бутылки, стрельба и пустые коробки, которые как и падающая с неба рыба – мертвые метафоры, разгадывать которые лень.

Не срослись вместе эти мертвые рыбы, башня-дрель, гребцы и нарочито картавые браться Эльвиры. Не пропитывает эта  атмосфера весь спектакль. Он как будто не впитывающая губка, как кирпичи из поролона, сами по себе. По отдельности это интересно, местами просто шедеврально. Я не смеялся так сто лет. Но вот этой химии, как, к примеру, получается у братьев Коэнов – когда смешно и тревожно, не выходит. Так и двигаемся – от сцены к сцене, от гэга к гэгу.  Много шуму, а толку чуть. Не склеилось.

Так показалось мне. Есть и другие мнения. Но в одном сойдутся все – увидеть, как работают Райкин и Трибунцев  дорогого  стоит. А ради пятиминутного монолога Сганареля о прописных истинах и чудесно-наивного «Почему?» Дона Жуана стоило смотреть весь спектакль.

Это, товарищи, высший пилотаж, просто театральный оргазм. Извините за фривольность.

Что вы упустили, не сходив на этот спектакль?

В России есть великие артисты, есть выдающиеся. Выдающихся много, а великих можно по пальцам перечесть. Константин Райкин и Тимофей Трибунцев, на мой взгляд, великие артисты. И увидеть их работу воочию – счастье.

Надо что-то еще говорить?

 

ШКАЛА ГАРМОНИИ (авторская разработка авторов портала gorsovety.ru)

Для людей, которые любят конкретику, и которым некогда читать большие тексты рецензий.

Оценка спектакля (художественного произведения) по нескольким критериям по шкале от 1 до 10

  1. Оригинальность – (1- нет, 5 – где-то я такое видел, 7 – раньше я такого не видел 10- что это было?) – 6
  2. Яркость (декорации, спецэффекты) – 1-нет, 5 – симпатичненько так, 7- хорошо прям, 10- вау!) — 10
  3. Трогательность (эмоциональность) (1 – нет, 5 – мурашки(одобрительный смех), 7- пощипывает глаза(смех без контроля), 10 – заплакал) – 7
  4. Катарсис (1 –нет, 5 – задумался о вечном, 7- еще раз задумался о вечном 10- переосмыслил всю свою жизнь) – 4
  5. Художественная ценность (1 – нет, 5 – а в этом что-то есть, 7 – в этом точно что-то есть, 10 – шедевр) — 5
  6. Историческая ценность (1 – нет, 5 – возможно, 7 – более чем возможно, 10 – однозначно есть)- 5
  7. Посоветовать другим (1-нет, 5 – если других дел нет, 7- сходите, обсудим, 10 – обязательно идти) – 6

 

Средний бал –  6,1   (1 – в топку вместе с рецензией, 5 – это интересно, 7 – надо идти, 10 – так не бывает!)

 

Фото Андрея Парфёнова

 

 

В ТЕМУ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ