Сегодня я узнал, что такое общественные слушания по строительному объекту, и понял, как много в жизни я упустил.
Мимо меня прошли войны за яблоневый сад в Северном районе, в своей суете я, давно смирившись со строительным бумом, сметающим несогласных экологов, общественников и урбанистов, не заметил, как в Воронеж пришла цивилизация.
Она бочком-бочком двигалась от «Алых парусов» до «Динамо» и «Советской площади», споткнулась на «Marriott», потом негромко начала покрикивать тут и там конференциями с умными и грамотными архитекторами. Такими, у кого не завязано их личное благополучие на умении закрывать глаза на явные уродства и нарушения. «Архитектурный бандитизм» — помните?
Строительный бизнес в Воронеже – тема отдельного разговора. Не будем походя причесывать всех. Так это все работало у нас. Такая была эпоха. Сейчас другая. И дело не в том, что строители стали деликатнее, чутче. Скорее мы сами изменились. Мы, покупатели.
Мы научились не только зарабатывать, но и тратить с умом. Нам не нужны просто квадратные метры с пластиковыми окнами в степи.
Еще каких-то двадцать лет назад мы и этому были рады и готовы были ходить с саночками до остановки по два километра. А сейчас – первый вопрос у молодой семьи – а есть ли детский сад рядом, а где школа, где спортивные площадки, где парковка.
Это уже после того, как были прощупаны и проверены все стройматериалы и технологии строительства, проштудирована вся репутационная база.
Честно признаюсь, когда я узнал, что Хамин идет в жилищное строительство, я очень обрадовался. Зная его дотошность и скрупулезность, можно было ожидать, что это будет что-то обязательно концептуальное и с замахом на перспективу. В общем, так оно и вышло.
«Пять звезд» на Ворошилова, «Олимпийский», «Русский авангард» строились для людей. Если еще не бывали в «Олимпийском», очень советую заглянуть. Я был там золотой осенью на открытии памятника архитектору Троицкому, спроектировавшему ЮВЖД и знаменитый дом Гармошку. Это какой-то улучшенный Воронеж.
Я не представляю там нагромождений автомобилей у подъездов, разгуливающих стай местных бухариков, мусорных развалов и скучающих подростков на трубах теплотрасс.
За памятником в небольшом сквере установлен план Воронежа с изображением «Олимпийского», всего нового городского квартала «Троицкий» и даже веткой метро. Я подошел посмотреть и услышал такой разговор пожилых местных жителей. «А что ж там есть станция метро на Московском проспекте? Есть? Ну хорошо! Все полегче будет добираться до моих в центре…»
И вот сегодня собрались люди в Доме архитектора в давно требующем ремонта актовом зале.
Им нужно было, цитирую:
«В соответствии с градостроительным кодексом РФ провести публичные слушания по вопросу предоставления ООО «Группе компаний Хамина» разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке по улице Шишкова 140 Б»
Чтобы разобраться, в чем же там нарушение и насколько оно существенно, обратимся к самому проекту.
Передаю тезисно важные моменты из презентации представителей Группы компаний:
— в марте 2017 года ГК Хамина приняла участие в торгах и приобрела в собственность участок площадью 1 га за 100 млн рублей при стартовой стоимость 17 млн и участок 3 га за 500 млн при стартовой цене 68 млн. Земли эти были в федеральной собственности, но большая часть средств осталась в бюджете Воронежской области.
Это, товарищи, пока абсолютный рекорд. И не зря один из выступающих после презентации сказал:
«Если бы все застройщики платили вот так по-честному за свои участки, мы бы с вами жили в другом городе и другой стране».
Ясное дело, он имел в виду тот же город Воронеж, только лучше.
После того, как было принято решение начать строительство на первом участке, Группа компаний приобретает дополнительные территории. Для рекреационных зон, парковок и детских площадок. Общая площадь этих участков – 1,4 га. Выходит, что на реализацию первого этапа строительства было заложено 2,4 га.
Для разработки концепции были приглашены голландские архитекторы из компании «KCAP Architects&Planners». Это связано с тем, что сооружение расположено на въезде в город и хотелось бы, чтобы оно выглядело достойно столицы Черноземья.
Картинка красивая, к ней вопросов нет. Так в чем же проблема?
«Коэффициент нормативной плотности при застройке данной территории – равен 3 (300 % от площади территории). С учетом реализации первого этапа строительства на имеющихся в распоряжении земельных участках общей площадью – 2,4 Га, этот коэффициент составляет 1,5, что фактически в два раза ниже нормативного.
Однако, если рассматривать только территорию, предназначенную для размещения жилого дома (1 этап строительства на участке 1 Га) – коэффициент составляет 3,5».
И всё. Просто вот конкретно сейчас, пока будет идти первый этап строительства, плотность застройки превышает норматив. На 0,5 пунктов.
Когда весь проект будет реализован, об этом нормативе даже разговаривать будет неловко на фоне соседних «муравейников».
Но вот сейчас формально превышает. И по закону – в соответствии с градостроительным кодексом РФ и т.д. после того, как вопрос во всех плоскостях рассмотрит комиссия по землепользованию и застройке в администрации г. Воронежа свое слово должен сказать народ.
«Комиссия по землепользованию и застройке администрации г. Воронежа рассмотрела заявление по проекту и рекомендовала рассмотрение соответствии с законодательством на публичных слушаниях, как имеющий право на реализацию».
Я думаю, что в комиссии этой сидят вполне здравомыслящие люди.Не враги себе и городу. Потому что выступить против такого проекта, опираясь на вот эти несчастные 0,5, значит закопать себя в глазах нормальных людей и поставить табличку с незапамятной надписью «Архитектурный бандитизм». Помните такой?
Когда мы уже вышли из зала, я подошел к людям, которые высказали некоторые сомнения по поводу проекта. Скажем так. Активисты общественники, закаленные в боях за тот самый яблоневый сад. Сад они отстояли, но синдром не прошел.
Их недоверие и скепсис можно понять. Примеров наглых нарушений и строительного произвола в том же Северном районе можно найти при желании немало.
И компании эти тоже всем нам известны. Но мне понравилось, что сотрудники Группы компаний не отмахнулись от оставшихся в меньшинстве и немного растерянных активистов. Уже уходя, я наблюдал такую картину: Елена Чепрасова, заместитель Евгения Хамина терпеливо объясняет защитникам яблоневого сада, рисуя схемы карандашиком в блокноте, где будет школа и детский сад и то и дело спрашивает у них: «Ну как вы считаете?»
А могла бы развернуться и уйти молча, без объяснений. Народ-то вроде одобрил.
Но не ушла. Потому что это и есть цивилизация, о которой я вам толковал в самом начале. С людьми надо разговаривать. Здесь это понимают. И люди верят. В метро, новую лучшую жизнь без грязи, пыли и заставленных машинами детских площадок. Верят в то, что достойны жить в других условиях. И будут жить.
Партнёрский материал