Кто эти люди?
Красноярский ТЮЗ. Основан в декабре 1964 года. У истоков стояли выпускники Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Почему они поехали целой бандой в Красноярск, мне не очень понятно. Скорее всего было какое-то указание сверху. Сибири нужен молодежный театр, дерзайте! Не могли же вчерашние студенты сами приехать и захватить ДК Маяковского, не те были времена.
Здание театра вынесло многое, оно горело в начале двухтысячных, долго и мучительно восстанавливалось, и только в 2007 году, после шести лет ремонта театр начал работать на полную катушку, используя все сцены.
Из медийных персон, работавших в театре, могу назвать имена двух артистов: Николай Олялин и Лариса Малеванная. Олялина вы можете знать по фильмам «Освобождение» и «Россия молодая», для меня же он навсегда связан с образом злодея Силантия из «Пропавшей экспедиции», советского приключенческого фильма про золотоискателей, который показывали часто в дневное время с субтитрами. Лариса Малеванная – актриса, много снимавшаяся у Тодоровского старшего. В «Интердевочке» и «Анкор еще анкор» у неё небольшие, но довольно яркие роли.
Не имеет смысла перечислять имена худруков и главных режиссеров, ковавших славу главного молодежного театра Сибири, вряд ли они вам что-то скажут. Тем не менее стоит заметить, что крепкий профессиональный фундамент, на котором смогло вырасти в последствии всё, что мы сейчас наблюдаем, несомненно – заслуга этих великих театральных тружеников. Среди тех, кто оставил свой след в истории Красноярского ТЮЗа, был даже режиссер нашего театра драмы им. Кольцова Никита Рак. А два года с 1970 по 1972 год главным режиссером там работал профессор Школы-студии МХАТ, ведущий режиссер Московского ТЮЗа Кама Гинкас.
С 2011 года в Красноярске началась новая эпоха в жизни театра с приходом на позицию главрежа Романа Феодори, выпускника Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (факультет драматического искусства, режиссёрское отделение, курс Геннадия Тростянецкого).
В 2016 году Роман Феодори, сделавший за пять лет из Красноярского ТЮЗа настоящий культурный центр края, был назначен художественным руководителем театра. К своему стыду, до сегодняшнего дня, я практически ничего не знал об этом режиссере и его спектаклях. Впредь буду внимательнее.
За его плечами работа во многих театрах страны, включая Театр Наций, где он ставил «Укрощение строптивой» с Чулпан Хаматовой. Он — многократный лауреат престижных театральных премий, обладатель «Золотой Маски» как лучший режиссер за спектакли-оперетты «Биндюжник и король», «Антигона». Его «Мамаша Кураж и её дети» (Алтайский театр драмы им. Шукшина) в 2012 и «Алиsа» (Красноярский ТЮЗ) в 2016 победили в номинации «Специальная премия жюри» «Золотой Маски». «Алиsа» получила этот приз с формулировкой — «за яркий образец спектакля-феерии». О многом говорит, согласитесь!
Роману Феодори 44 года, у него два образования, первое – историческое, о втором мы уже упоминали. Кроме того, что учился он в Нижнетагильском педе, больше ничего личного в его интернет-биографиях я не нашел. Из какой он семьи, в каком городе родился, есть ли у него жена, дети и знаменитые родственники, мы не знаем. Откуда такая греческая фамилия и почему на сайте Алтайского театра в скобках напротив Феодори помечено (Ильин), лично для меня остается загадкой.
Одно я могу сказать уверенно – Роман Феодори – настоящий театральный волшебник со своим стилем, своим неповторимым шармом и обаянием.
«Снежная королева» была поставлена в Красноярском ТЮЗе в декабре 2012 года, и до сих пор идет с аншлагами. На февраль все билеты проданы. Спектакль осыпан номинациями «Золотой Маски», правда не получил ни одной. Но зато был признан лучшим спектаклем на XI всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин» в Санкт-Петербурге. Лучший спектакль, лучший художник (Даниил Ахмедов), лучший композитор (Евгения Терёхина) и лучшая женская роль (Наталья Розанова за роль Герды).
Что они делают?
Мы с детства знаем эту сказку. Читали книжку, смотрели мультфильм (1957 г.). И фильм, конечно, тоже – тот, который по сценарию Евгения Шварца (1966 г.). И когда ты с таким багажом идешь на очередную «Снежную королеву», то по большому счету ты мало на что рассчитываешь. Детский же спектакль. Дети сейчас мало читают, а современный мультик, снятый у нас в Воронеже на студии Wizart мало чем напоминает нашего старого доброго Андерсена. При всём уважении. Детям может и будет интересно. А мы потерпим.
И вдруг случается чудо. С самого первого звука, такта, с самой первой сцены с живыми розами и балконами, углами импровизированного ринга, где герои не карамельные детишечки, а живые сорванцы – смешные и трогательные в своей непосредственности. С самой первой минуты ты чувствуешь, что не можешь сопротивляться этой по-новому рассказанной старой истории. И даже обязательный тюзовский интерактив – Ворон-рассказчик: «Каррашо?», зрители: «Хорошо!» совсем не раздражает. И ты уже думаешь, ну а как без этого. В зале дети. Да чего там. Ты сам чуть не срываешься на крик вместе со всеми. Потому что и правда — «Хорошо!»
Метафоры, образы в этом спектакле просты и гениальны. Они перестают быть метафорами, оживают, превращаясь в реальных персонажей. У пары воронов Карла (Вячеслав Ферапонтов) и Клары (Елена Половинкина) по одному крылу. Т.е. они могут взлететь только вместе. Они как половинки одного сердца. На фразу «Снег идёт над городом», за крышами домов появляется шагающий медленно белый великан. Снег!
Река из полиэтилена не элемент декорации, а стихия, в определенный момент накрывающая зрителей партера своей прозрачной волной.
Розы – живые артисты с бутонами на головах, и они реагируют на все активности героев, и умирают, когда заколдованный Кай (Александр Князь) в сердцах топчет их ногами.
Показательна в этом смысле сцена прохода Герды (Татьяна Скрябина) с воронами в спальню принцессы, которая приютила какого-то Кея или Кая. Неважно! Зритель должен увидеть и почувствовать, насколько трудный, страшный и опасный путь преодолевают на наших глазах герои. На сцене не меняется ничего, жуть обеспечивают привидения, летающие не только над артистами, но и над зрителями в зале. Привидения решены были просто и со вкусом – на длинных легких шестах закреплены эфемерные сущности с развивающимися хвостами из целофана. Летающие тени.
Зрителя они скорее взбодрили, чем напугали. А остальное решалось за счет пантомимы, звукового ряда, где скрипели старые петли, хлопали двери, и артисты старательно изображали, как они протискиваются в невидимые зрителю узкие щели. И звучала музыка! Она как дух вездесущий соединяла, склеивала, окутывала всех. Композитор Евгения Терёхина – один из несомненных виновников успеха спектакля «Снежная королева». С музыки спектакль начинается, задает ей определенную тональность, и ей же завершается. Как-то с первых нот становится понятно, что нас ждет красивая и грустная история с обязательно счастливым концом. Как и положено в детских сказках.
Музыка Терёхиной – не иллюстрация, не фон. Она как свист ветра, как движение сфер и пение ангелов. Без неё мы не почувствуем половины того, что нам показывают. Понять поймем, но не почувствуем и половины. Так-то.
Важно добавить, что в постановке Роман Феодори использовал дореволюционный репринтный перевод сказки Ганса Христиана Андерсена, в который не влезли с ножницами наши советские цензоры.
Поэтому есть дьявол, а не просто тролль, есть Христос, молитвы и армия белоснежных ангелов. К нашему удивлению оказалось, что победить Снежную королеву нельзя одним упрямством, горячим сердцем и слезами. А я всегда думал, что можно…
Что получается ?
Сказка оживает, когда её рассказывают. В прологе спектакля мы видим на сцене застывшие фигуры балерины, оловянного солдатика, Кая, Герды и других героев Андерсена. Его вселенной. Как у Marvel. Бьют какие-то невидимые часы, и фигуры производят свои механические движения. Они как будто заколдованы, и наша задача не позволить им остаться в этом плену.
Это какой-то сказочный ад, где никогда оловянный солдатик не совершит своих подвигов ради любимой, а Герда никогда не заплачет на груди у Кая. Или это просто каминная полка, на которой хранятся всякие забавные предметы, оживающие, когда люди засыпают?
Завершая спектакль этой же сценой, нам словно говорят: всё сказка закончилась, вытирайте свои слёзы и идите домой. Игрушкам, артистам, героям, сказкам и сказочникам, в конце концов, надо отдохнуть. Но они обязательно оживут снова. Если вы захотите.
Они оживут, и вместе с ними развернется всё полотно от Карла с Кларой до разбойников и троллей. Заново придумается и разобьется на тысячи осколков волшебное кривое зеркало, снова пойдет Снег над городом,
запоют Розы, Герда будет уморительно в сотый раз пересказывать свою историю каждому встречному, а Кай, покрытый седой изморозью, будет стрелять холодными лучами в глаза зрителей в зале, и Снежная королева (Елена Кайзер) взлетит в своей страшной агонии к потолку, превращаясь в снежного исполина, и, конечно, олень (Александр Дьяконов) перед тем, как сесть на мотоцикл и просигналить нам на прощание, обнимет свою любимую разбойницу (Екатерина Кузюкова),
и принцесса (Ольга Буянова) с Кеем или Каем (Виктор Буянов), неважно, пожалеют бедную Герду и подарят ей муфту и башмачки.
Всё это будет.
И от этого обещания, от этой уверенности становится хорошо. Я думаю, что именно поэтому так долго живет в красноярском ТЮЗе «Снежная королева». Потому что она стала чем-то большим для зрителей, чем просто спектакль. Она сама стала праздником. Упразднить её – означает убить радость встречи и вечного возвращения.
Представьте, как можно, к примеру, убрать из репертуара Ленкома «Юнону и Авось»? Убрать из кода театра ключевые составляющие? Вот это та же история.
Только другая сказка сможет когда-нибудь это сделать. Но кто её сочинит?
Фото Андрея Парфёнова
ШКАЛА ГАРМОНИИ (авторская разработка авторов портала gorsovety.ru)
Для людей, которые любят конкретику, и которым некогда читать большие тексты рецензий.
Оценка спектакля (художественного произведения) по нескольким критериям по шкале от 1 до 10
- Оригинальность – (1- нет, 5 – где-то я такое видел, 7 – раньше я такого не видел 10- что это было?) – 6
- Яркость (декорации, спецэффекты) – 1-нет, 5 – симпатичненько так, 7- хорошо прям, 10- вау!) – 10
- Трогательность (эмоциональность) (1 – нет, 5 – мурашки(одобрительный смех), 7- пощипывает глаза(смех без контроля), 10 – заплакал) – 8
- Катарсис (1 –нет, 5 – задумался о вечном, 7- еще раз задумался о вечном 10- переосмыслил всю свою жизнь) – 7
- Художественная ценность (1 – нет, 5 – а в этом что-то есть, 7 – в этом точно что-то есть, 10 – шедевр) – 8
- Историческая ценность (1 – нет, 5 – возможно, 7 – более чем возможно, 10 – однозначно есть)- 7
- Посоветовать другим (1-нет, 5 – если других дел нет, 7- сходите, обсудим, 10 – обязательно идти) – 10
Средний бал – 8,0 (1 – в топку вместе с рецензией, 5 – это интересно, 7 – надо идти, 10 – так не бывает!)