То, что математика – царица наук, каждый из нас знает еще со школьной парты. Я помню плакат, висевший в кабинете математички с незабываемой фразой Ломоносова: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит!». Кстати, не факт, что это Ломоносов говорил. Разные есть мнения. Но то, что ум в порядок приводит, не поспоришь.
Математика – база, основа, на которой строится мышление и мировосприятие человека. Без неё ничего, никак и никуда. Тем более, когда стране так нужны программисты, инженеры и другие практики созидания, в работе которых без математики никакой каши не сваришь.
Мне всегда казалось, что в Воронеже с царицей наук полный порядок. Город большой, промышленность и IT-сфера в приоритете, потребность в специалистах огромная. Но нет. Потребность есть, а подготовка хромает. Причем на всех уровнях. И первый, самый уязвимый – школа.
Откуда берутся учителя?
Участников круглого стола поприветствовала первый проректор, проректор по учебной работе ВГУ Елена Чупандина.
«Математика лежит в основе всего и вся, без неё наука не может развиваться. Мы анализируем ситуацию и пришли к неутешительному выводу: качество школьного образования в последние годы стал заметно хуже. И это касается, к сожалению, не только математики» — отметила Елена Евгеньевна.
Модератор круглого стола Мария Шаукатовна Бурлуцкая, декан математического факультета ВГУ буквально в самом начале разговора посетовала на очень низкий уровень подготовки студентов первых курсов, слабо знающих материал школьной программы. «Я провела недавно что-то вроде диагностической работы для студентов первого курса с простыми заданиями, и оказалось, что справиться с ними могут далеко не все», — отметила Мария Шаукатовна.
При этом преподаватели вуза в своей уверенности, что студенты знают материал, не дают им возможности наверстать упущенное. Студенты начинают стесняться задавать «глупые» вопросы, а педагоги усложняют задания, не подкрепляя базовую подготовку. В итоге мы получаем математиков, не способных работать в школе.
По мнению Константина Георгиевича Викторова, директора Лицея №4, причины низкого уровня профессиональной подготовки учителей математики очевидны, и главная проблема – дефицит кадров.
«Есть незакрытые вакансии, и учителям приходится работать по 30 и более часов. Учитель работает на износ, у него не остается времени на творчество и самообразование. В этой ситуации директору школы не до критики и анализа, ему требуется сначала заткнуть все дыры, наладить хоть как-то нормальный учебный процесс»
При этом, как считает Викторов, если проблема подготовки молодых педагогов еще как-то решается в регионе, то с углубленным изучением математики у нас совсем тяжело.
«Куда направить молодых учителей, чтобы они прошли дополнительную подготовки и были способны реализовать программу углубленного изучения математики, я не знаю, — говорит Константин Георгиевич, — в Воронеже этим никто не занимается!»
Дистанционные программы, которые реализуются на федеральном уровне, доступны не всем и, к сожалению, малоэффективны.
Самое интересно, что проблема не в нехватке денег, как принято обычно считать. Пример частной школы «Академия «Профиль» подтверждает тот факт, что даже при наличии хороших зарплат и финансирования, высококвалифицированных учителей всё равно не хватает.
Где брать учителей? На это вопрос у директора Лицея№ 4 не нашлось однозначного ответа. Поскольку в педагогической среде не принято хвалиться достижениями в области хедхантинга. «Не очень красиво у своих же товарищей «воровать» хорошего специалиста,- считает Викторов, – их надо готовить под себя. Но вот как это делать, и кто этим будет заниматься – большой вопрос. Старые институты не работают, а новых не придумали»
Несколько раз во время своего выступления Викторов вспоминал о некой «славной воронежской математической школе», где готовили классных учителей, способных растить настоящих чемпионов. Надеюсь, это не формальная дань уважения с его стороны. И когда-то действительно такая школа существовала и, что называется, есть от чего отталкиваться новым первопроходцам в этой теме. Хорошо же, когда есть от чего отталкиваться? Особенно, когда есть реальный запрос.
Этот запрос, как заметил Константин Георгиевич, есть и не только у частной школы «Академия «Профиль» и лицея №4.
Как победить в олимпиаде?
Вторая проблема, о которой рассказал участникам круглого стола директор Лицея № 4 касается провала воронежских школьников во всероссийских математических олимпиадах.
«Обидно, когда мы видим в числе победителей всероссийской олимпиады, кроме москвичей и питерцев, Пензу, Казань и другие города, но давно не видим воронежских ребят» — говорит Викторов.
Кроме нехватки педагогов причиной такой ситуации может быть отсутствие в Воронежской области специализированных математических школ типа Президентского физико-математического лицея №239 в Санкт Петербурге или 5-й лицея в Долгопрудном. В Казани и других регионах есть свои образовательные учреждения для одаренных детей, а в Воронеже нет.
Есть в Воронеже центр дополнительного образования «Орион», есть лагерь «Репное» со специализированными сменами для одаренных детей, и это прекрасно. Детям там нравится. Они с удовольствием занимаются. Но в финалы математических олимпиад выходят кто угодно, только не воронежцы.
«Можно сравнить спортивную олимпиаду с научной, — считает Константин Георгиевич, — чтобы попасть в сборную, нужно долго и упорно тренироваться. А с кем наши одаренные, высокомотивированные и способные дети занимаются? Ни с кем…»
Просто потому, что не с кем. Учитель перегружен, репетитор не умеет. Вот и выходит, что нет у нас чемпионов-победителей.
Тренеры для детей, наставники для педагогов
Почему в схеме – подготовка и переподготовка учителей математики + сопровождение одаренных детей возник наш Воронежский государственный университет, думаю понятно даже неподготовленному читателю. Во-первых, ВГУ – кузница самых высококвалифицированных кадров в области математики, не в обиду Педу. Во-вторых, это абсолютно независимая площадка, участие которой в проекте обеспечит должный уровень доверия и принятия со стороны педагогического сообщества. Классные учителя математики, повторюсь, нужны не только «Академии «Профиль» и лицею №4. Они нужны всем школам Воронежской области. И ВГУ здесь точно не конкурент и не соперник. Именно на базе университета можно будет организовать системную работу по сопровождению одаренных детей и подготовке молодых учителей для работы по программе углубленного изучения математики.
Декан математического факультета ВГУ Мария Шаукатовна Бурлуцкая тут же перевела разговор в практическое русло, обозначив конкретные направления, в которых университет готов начать работу уже с 1 ноября. На осенних каникулах – 1 и 2 ноября профессор Пенкин проведет первый математический интенсив с воронежскими школьниками. А во время зимних каникул планируется привезти в Воронеж звездных педагогов знаменитого питерского лицея №239 и организовать, так называемые, «олимпийские сборы» для будущих участников всероссийской олимпиады по математике.
В перспективе после первого ноябрьского интенсива – создание субботней математической школы на базе ВГУ для одаренных ребят.
Для молодых учителей в ближайшее время будет организован семинар. Программа семинара еще будет обсуждаться в профессиональном сообществе, но, главное, что это уже не просто разговоры о наболевшем с привычным и малоэффективным пафосом «доколе?!». Тут всё конкретно и по существу. Как и положено в математике.
Главное, чтобы сами учителя хотели учиться. Как правильно заметила Ирина Николаевна Черникова, учитель математики лицея №1: «Одного нашего желания научить молодого педагога недостаточно, нужно чтобы он сам хотел чего-то достичь в своей профессии, чтобы его ученики побеждали на олимпиадах. Иначе ничего не выйдет»
Поддержала коллегу молодой преподаватель математики гимназии им. Басова Кристина Олеговна Чибисова. Мало того, что с падением престижа профессии педагога, в школу пришло много случайных людей, у которых нет никакого желания расти над собой, так еще и непонимание со стороны родителей и неискоренимая школьная бюрократия не даёт молодому специалисту собраться с мыслями. Справиться с таким давлением сложно, и найти в себе мотивацию для самообразования при повышенных нагрузках получается не у всех.
Зачем учителю учиться?
Насколько я понял, дело ведь не только в тщеславии и похвальных грамотах с медалями. Есть в этом самосовершенствовании еще и практический смысл. Материальный. Хороший учитель – почти всегда хороший репетитор. А это дополнительный заработок, который для молодого учителя математики, может превышать его зарплату в школе.
Парадокс в том, что даже очень хороший репетитор не всегда равно – хороший учитель. Как заметила Наталья Николаевна Власова, учредитель частной школы «Академия «Профиль» и один из инициаторов круглого стола, в этом она убедилась буквально в первый год работы школы.
«У меня была иллюзия, что если я возьму на работу хороших репетиторов по математике, то у нас будет результат. — говорит Наталья Николаевна, — В первый же год мы поняли, что ошиблись. Репетиторы без методической базы не могут работать в классе»
Наталья Николаевна считает, что работу по подготовке молодых учителей математики нужно вести системно и начинать её необходимо в ближайшее время.
Видно, что организаторы круглого стола давно и предметно проработали вопросы по запуску программ обучения молодых учителей и сопровождению юных наших математических «олимпийцев».
План действий есть. И возможно с 1 ноября начнется возрождение той самой легендарной «математической воронежской школы», о которой говорил Константин Георгиевич Викторов. Или родится новая. Почему нет?
Фото — пресс-служба ВГУ