Кто эти люди?
Театр им. Пушкина был основан в 1950 году. Перед его первой труппой ставили четкую задачу стать истинным советским театром. Это значит больше работать с современными авторами, и если обращаться к классике, то только к проверенной русской. Первой постановкой в 1950 году поэтому стала работа по пьесе грузинского автора о революционной юности отца народов Иосифа Сталина «Из искры». С театром в разные годы сотрудничали многие звезды советской сцены, в их числе Владимир Высоцкий, Георгий Бурков, Валерий Носик, Александр Пороховщиков. 8 лет с 1955 по 1963 год в театре проработала сама Фаина Раневская.
С 2010 года и по нынешнее время художественным руководителем театра им. Пушкина является Заслуженный артист РФ Евгений Писарев. В труппе театра блистают: Вера Алентова, Виктория Исакова, Андрей Кузичев, Александр Матросов, Александра Урсуляк. В репертуаре театра много спектаклей в постановке самого Евгения Писарева, но как минимум три спектакля, поставленные приглашенными режиссерами заслуживают отдельного упоминания. Два из них ставил Юрий Бутусов в разные годы и оба, к счастью, еще идут, это «Барабаны в ночи» и «Добрый человек из Сезуана» по пьесам Бертольда Брехта. И третий – спектакль, о котором нам предстоит говорить далее: «Рыцарь пламенеющего пестика» Деклана Доннеллана.
Режиссер Деклан Доннеллан, 67 лет. Основатель театра «Cheek by Jowl», режиссер театра и кино, писатель, педагог. Кинозрителю известен по единственной полнометражной картине «Милый друг» с Робертом Патиссоном и Умой Турман в главных ролях.
В 2017 году он вместе со своим партнером Ником Ормеродом посетил Воронеж в рамках Платоновского фестиваля со спектаклем «Зимняя сказка» по Шекспиру. Если в двух словах: произвел колоссальное впечатление на меня лично своими рассуждениями о природе искусства и театра, о поэтике Шекспира и Чехова — подробнее здесь — ссылка.
Что они делают?
Пьеса Фрэнсиса Бомонта «Рыцарь Пламенеющего Пестика» написана в 1607 году. Впервые она была поставлена детской труппой лондонского театра «Блэкфрайерс» и успеха не имела. Потому что зритель оказался не готов к оголтелому постмодернизму, который предложил им опередивший на пару-тройку веков своё время автор. Это сейчас никого не удивишь пародией на пародию или игрой в театр в театре, когда границы вымышленного специально размываются до тоненького и дают возможность для самых смелых и отчаянных интерпретаций. А тогда простой игры в подсадных взрослых на детском представлении никто не понял. Это, однако, не помешало стать пьесе Бомонта культовой. В Англии её ставили много раз, назвали «прародителем постмодернистской комедии», и сняли по ней телефильм на «BBC».
Сюжет в двух словах. Театральная труппа играет на сцене пьесу «Лондонский купец», сентиментальную историю о любви и бедности, в процесс вмешиваются зрители: простой бакалейщик со своей женой. Они настаивают на участии в представлении своего племянника Ралфа и перекраивают историю купца на свой лад. Им кажется, и не без оснований, что происходящее на сцене непонятно и неинтересно публике. Пафосный монохромный концепт с многозначительными паузами, героями в кожаных косухах и героинями без трусов но с виолончелью, уплотняются историей о рыцаре, совершающем подвиги ради прекрасной дамы и т.д. и т.п.
Вся история превращается во что-то несуразное, какую-то театральную мешанину, где наивность случайных авторов из народа граничит с жестокостью, доводящей до абсурда все происходящее.
Это фарс, в котором разыгрывается ситуация, когда народ решает, каким быть всему. На фоне историй о врачах, которые не умеют лечить, кривоногих футболистах и бестолковых политиках, эта история выглядит наиболее безобидно.
Тем более, что, действительно, часто современный театр дает повод усомниться в своей адекватности. У вас разве ни разу не было такого желания: выйти на сцену и сказать: «Ребята, ну что это? Что вы делаете? Это же тоска смертная!» У меня вот было. Но я никогда так не сделаю. А Бакалейщик сделал… И получилось весело.
Что получилось?
Получилось весело. Сначала многозначительные хождения по сцене со стульями на перевес, крупные планы говорящей головы режиссера на заднике.
Строгие сдержанные цвета костюмов, современные аксессуары, признаки смешанного времени, в котором разыгрывается драма влюбленного и бедного приказчика. Стильная современная претенциозная до безобразия постановка. Выпуклая пародия на понты и рисовки нынешнего актуального театра, в котором мало настоящего и много вторичного, а то и третичного формализма. Эпатаж ради эпатажа.
На пресс-конференции в Доме журналистов оперная певица Ольга Перетятько, работающая в Берлине, посетовала на то, что в современных постановках оперы считается зазорным обойтись без голого человека на сцене. И чем больше зрителей уходит из зала, чем громче скандал, тем больше шансов у режиссера получить новое престижное предложение.
Но вернемся к нашим баранам. На 6-7 минуте эта самая претенциозная постановка внезапно прерывается вмешательством одного из зрителей, который выходит на сцену и задает тот самый сакраментальный вопрос: «Что вы делаете?». Это бакалейщик, не настоящий зритель, купивший билет на спектакль Платоновского фестиваля. Он вытаскивает на сцену свою жену и племянника Ральфа. И вместе они пытаются как-то всё это «сделать повеселей».
Их племянник облачается в рыцарские доспехи и начинает совершать свои дон-кихотовские подвиги по спасению красавиц и уничтожению чудовищ. Дядя и тетя тем временем остаются на краю сцены тихими комментаторами, к счастью не способными удержаться от активного вмешательства в события, происходящие на сцене.
Ходит такая байка, что на первом сеансе фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда» зрители чуть не падали в обморок от страха, им казалось, что поезд настоящий и вот-вот их раздавит. Это называется магия кино. Известна и другая история о том, как зритель в американском провинциальном театре застрелил Отелло, спасая бедняжку Дездемону. Тоже магия, наверное.
Наивный зритель не видит условности в сценической истории, он принимает все так близко к сердцу, что нарушает тем самым хрупкий баланс между правдой и вымыслом, тот баланс, на котором и держится настоящее искусство. Не научившись понимать и чувствовать условность, не теряя искренности восприятия, невозможно стать ценителем театра или кино.
Бакалейщик и его супруга – образец примитивного, потребительского отношения к театральному зрелищу, где всё должно быть ярко, громко и красочно. Это отношение настолько заразительно и опасно, что ты начинаешь искренне сочувствовать такому вмешательству в скучный театр с концептом, на минуту соблазнивший нас свалить в одну кучу Брехта, Мейерхольда, Любимова, Эфроса, Васильева — всех этих умников от театра, заставляющих нас работать, думать, переживать. А у нас и так жизнь не сахар! Придёшь в театр отвлечься, уйти от проблем, а тут тебе концептами по голове…
Но Деклан Доннеллан – очень тонкий, умный, чуткий художник. Его история – это история лампы Алладина, попавшей в руки уродов, но при этом не переставшей быть чудом, способным на всё. Это все равно волшебная страна, созданная чужой безумной фантазией. Она абсурдна, смешна, глупа и нелепа, но и такой в ней чувствуется запах театрального эликсира, превращающего любое слово на сцене в реплику и любого человека в героя пьесы.
И если рассуждать так, если опустить все сатирические ходули: пародию на современный театр, наезд на простого, жадного до зрелищ зрителя, то выходит, что побеждает всё равно его величество театр. Как нам и обещал Михаил Бычков, объясняя почему именно этот спектакль станет завершающим в программе Х-го международного Платоновского фестиваля искусств.
Что вы упустили, не сходив на этот спектакль
Многие ходят в театр поржать. Большинство антрепризных спектаклей нацелены на то, чтобы заставить зрителя от души похохотать, расслабиться, отдохнуть от житейских невзгод. Чего греха таить, больше половины спектаклей репертуара государственных театров – комедии не самого высокого штиля. Иначе не будет зрителя, не будет кассы, не будет приглашенных высококлассных режиссеров, своими постановками оправдывающих все усилия по увеселению простой, но платежеспособной публики.
Так вот, спектакль «Рыцарь пламенеющего пестика» — блюдо изысканное и демократичное одновременно. Это просто находка для любого худрука большого театра. На него будет ходить и простой зритель и театральный гурман. Как на Тарантино. Смеяться будут все, и никто не уйдет недовольным.
Хотя, что это я такое говорю. Когда это мы обходились без недовольных?
Сколько людей, столько и театров. Особенно если ты как тот бакалейщик имеешь своё мнение по поводу того, как должны развиваться события на сцене, чтобы тебе было нескучно.
Фото Андрея Парфёнова
ШКАЛА ГАРМОНИИ (авторская разработка авторов портала gorsovety.ru)
Для людей, которые любят конкретику, и которым некогда читать большие тексты рецензий.
Оценка спектакля (художественного произведения) по нескольким критериям по шкале от 1 до 10
- Оригинальность – (1- нет, 5 – где-то я такое видел, 7 – раньше я такого не видел 10- что это было?) – 7
- Яркость (декорации, спецэффекты) – 1-нет, 5 – симпатичненько так, 7- хорошо прям, 10- вау!) – 7
- Трогательность (эмоциональность) (1 – нет, 5 – мурашки(одобрительный смех), 7- пощипывает глаза(смех без контроля), 10 – заплакал) – 9
- Катарсис (1 –нет, 5 – задумался о вечном, 7- еще раз задумался о вечном 10- переосмыслил всю свою жизнь) – 6
- Художественная ценность (1 – нет, 5 – а в этом что-то есть, 7 – в этом точно что-то есть, 10 – шедевр) – 7
- Историческая ценность (1 – нет, 5 – возможно, 7 – более чем возможно, 10 – однозначно есть)- 7
- Посоветовать другим (1-нет, 5 – если других дел нет, 7- сходите, обсудим, 10 – обязательно идти) – 10
Средний бал – 7,4 (1 – в топку вместе с рецензией, 5 – это интересно, 7 – надо идти, 10 – так не бывает!)