Кто эти люди?
Орельен Бори – известный французский хореограф и режиссер, основатель «Компании 111». Лауреат множества престижных театральных премий, номинант на премию Лоуренса Оливье и французскую национальную театральную премию «Мольер», что уже говорит об уровне работ и признании публики и театральных экспертов.
Шантала Шиванлигаппа – танцовщица индийского происхождения, исполнительница классического индийского танца Кучипуди, долгое время состояла в труппе знаменитой Пины Бауш. Участвовала в спектаклях Мориса Бежара, Питера Брука. Лауреат престижной американской премии Bessie Award 2013 в Нью-Йорке.
Лоик Шильд — перкуссии.
Честно признаться информации на русском языке об этих артистах я не нашел в Google. Поэтому практически цитирую буклет фестиваля. Лишним не будет, в любом случае.
Что они делают?
За день до спектакля я побывал на пресс-конференции, где практически вся команда проекта отвечала на вопросы журналистов. И как же сейчас я корю себя за то, что не почувствовал, не ощутил, какие крутые художники, все трое, сидели в этот день перед нами. Больше того, они были настроены на открытый разговор, что бывает не часто. Им было, что сказать, что вообще огромная редкость. А я, как дурак, спрятался за спинами коллег и чуть не задремывал, отвлекаясь периодически на смски.
Признаюсь, я со скепсисом отнесся к этому спектаклю. На сцене один человек, маленькая худенькая индийская женщина, рядом , слева от неё парень с набором инструментов, создающих ритм для танца. Всё какое-то черное, темное, монохромное. Что такого должно происходить на сцене, чтобы ты целый час это смотрел, не теряя внимания?
Я, конечно, догадывался, что это будет что-то вроде сеанса магии, гипноза, который либо сработает, либо нет. Эта русская рулетка меня измучила еще на «Реке Потудань» Сергея Чехова. И я искренне опасался, что неудачное место в зрительном зале или просто мои внутренние ритмы повлияют на результат. И выстрел окажется холостым.
Сидел на первом ряду, что означало – танца на пепле я не увижу во всей его запланированной красе.
Но я убежал вперед. Стоит в двух словах рассказать, что происходило на сцене.
Итак, есть сцена в центре которой расстелен рулон бумаги, или какого-то другого похожего материала. Этот рулон обозначает границы площадки для танца и уходит, наматывается на огромный вал, подвешенный к потолку, создавая, таким образом, задник сцены. При этом бумага плотно прилегает к конструкции задника, как бы прилипает, примагничивается к ней. Что это за конструкция, как она работает, я так и не понял. Но то, что это ещё одно действующее лицо спектакля – это факт.
Если стучать по заднику, он будто отвечает тебе расходящимися кругами, волнами. Это будто Солярис, думающий океан, реагирующий на наши действия и, кажется, даже мысли.
Шантала танцует, взаимодействует с «бумажным солярисом», и главным моментом спектакля становится танец на просеянном через огромное решето пепле. Судя по фото в буклете, зрелище впечатляющее. Но, повторюсь, я сидел в первом ряду и как создавался орнамент на бумаге, мог только догадываться по движениям танцовщицы.
Этот центральный танец заканчивался тем, что вал прокручивался и поднимал на всеобщее обозрение огромную картину Шанталы, созданную из пепла и танца. Узор жизни и смерти.
Рассказывать дальше, смысла нет. Это надо было видеть.
Что получилось?
Получилась последняя альтернативная серия «Игры престолов». Вот клянусь вам! Шантала – мать драконов, Дейенерис Бурерожденная, воплощение магии и стихий вселенной Джорджа Р. Мартина. Гораздо больше по духу и сути, чем Эмилия Кларк в последнем сезоне сериала.
Когда Шантала выходила своей вкрадчивой поступью на авансцену и за её спиной как по волшебству поднималась гигантская волна шуршащей бумаги, мне казалось, что это голова Дрогона выплывает из темноты с угрожающей неизбежностью.
Какая-то невероятная силища заключена в этом маленьком худеньком существе, кажется, что она одним взглядом может двигать горы, а жестом рук раздвигать моря. При этом она сама как бы зависит от всех этих стихий, она связана с ними неразрывно.
После танца на фоне пепельного орнамента, покатавшись по узорам, девочка практически на наших глазах превращается в пожилую женщину с подернутыми пеплом (в прямом смысле) волосами и принимает на свои плечи последнее испытание.
Весь рулон разматывается и падает, окутывая танцовщицу, как огромная шаль размером с планету. Она стоит и смотрит на нас пронзительным прощальным взглядом.
И постепенно, как будто обирает себя, так я слышал, часто делают умирающие люди, Шантала всё глубже и глубже уходит под это покрывало, сливается с поверхностью той самой планеты.
И это шуршание в гробовой тишине как разряд тока, как воздушная яма, от которой закладывает уши. Ничего больше нет. Всё кончено. Есть только прибой и пепел. Вода и земля. Как в начале времен.
Шантала выбирается наконец из под своего бумажного апокалипсиса, замирает где-то в глубине сцены, как будто собирается с силами. И потом начинает движение к нам, и только на третьем, четвертом шаге её сосредоточенное лицо и бесстрастные глаза неожиданно озаряет детская, немного смущенная улыбка. Как будто ей самой неловко за то, что она тут с нами натворила.
И эта улыбка, как вандормалевские «Вы живы» в «Холодной крови» словно что-то включила в нас, завело, запустило.
Вот тебе и пепел с барабанами…
Что вы упустили, не сходив на этот спектакль?
Знаете, бывает так, что уже по одному только силуэту артиста ты чувствуешь его энергетику. Ему не нужно сильно размахивать руками, срывать голос, брызгать слюнями и срывать с себя последнюю одежду. Ему стоит только посмотреть в зал, задержать свой взгляд, застыть и ты уже глотаешь слезы, чтобы не напугать соседей по партеру.
Помните, был такой спектакль в Ленкоме «Поминальная молитва»?
Мне посчастливилось увидеть его с двумя разными актерами в роли Тевье-молочника. И если Стеклов, прекрасный артист, харизматик, создавал накал активностью в кадре, то Евгений Леонов одними паузами и просто орущей тишиной вырубал зрителя наповал.
Он был тем, чем был, по сути, герой этой пьесы, большой и доброй человеческой щепкой, плывущей по течению истории. И чем меньше он сопротивлялся этому течению, тем больше сочувствия вызывал у зрителя.
Я видел Леонова, и испытал сильнейший опыт сопереживания и сочувствия. Такие вещи навсегда откладываются во внутренние кладовочки сердца. На черный день.
Так вот, теперь я могу сказать, что мои кладовочки пополнились еще одним очень сильным впечатлением.
А что вы думаете? Зима близко…
ШКАЛА ГАРМОНИИ (авторская разработка авторов портала gorsovety.ru)
Для людей, которые любят конкретику, и которым некогда читать большие тексты рецензий.
Оценка спектакля (художественного произведения) по нескольким критериям по шкале от 1 до 10
- Оригинальность – (1- нет, 5 – где-то я такое видел, 7 – раньше я такого не видел 10- что это было?) – 9
- Яркость (декорации, спецэффекты) – 1-нет, 5 – симпатичненько так, 7- хорошо прям, 10- вау!) — 8
- Трогательность (эмоциональность) (1 – нет, 5 – мурашки(одобрительный смех), 7- пощипывает глаза(смех без контроля), 10 – заплакал) – 9
- Катарсис (1 –нет, 5 – задумался о вечном, 7- еще раз задумался о вечном 10- переосмыслил всю свою жизнь) – 9
- Художественная ценность (1 – нет, 5 – а в этом что-то есть, 7 – в этом точно что-то есть, 10 – шедевр) — 9
- Историческая ценность (1 – нет, 5 – возможно, 7 – более чем возможно, 10 – однозначно есть)- 8
- Посоветовать другим (1-нет, 5 – если других дел нет, 7- сходите, обсудим, 10 – обязательно идти) – 10
Средний бал – 8,9 (1 – в топку вместе с рецензией, 5 – это интересно, 7 – надо идти, 10 – так не бывает!)
Фото Андрея Парфёнова