Проект «Зеленая сеть»: от велодорожек к спасению экологического наследия Воронежа

В Областном Доме журналистов состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие представители Группы компаний Хамина и специалисты компании MLA+. Тема встречи звучала дословно так: «Зеленая инфраструктура Воронежа и новый Генеральный план: конфликты и возможности. Проект «Зеленой сети» города Группы компаний Хамина».

Прежде чем разговаривать о глобальных противоречиях между Генеральным планом и «зеленой» инфраструктурой Воронежа, стоит тезисно пояснить историю вопроса.

Как сказал в своем вступительном слове руководитель пресс-службы Группы компаний Хамина Валентин Педан: «Изначально перед нами стояла задача создать качественную ландшафтную стратегию для наших строительных объектов, объединить уникальные зеленые зоны в единую систему с велодорожками и пешеходными маршрутами».

Т.е попросту говоря, люди хотели организовать удобное и экологически комфортное пространство для жильцов своих жилых комплексов. Вряд ли начиная этот процесс, специалисты Группы компаний представляли, во что всё это выльется. Но масштабируя собственные задачи, расширяя свою «Зеленую сеть», используя ресурсы компании MLA+ при этом, приходит постепенное осознание возможности сделать что-то очень важное и полезное для всего города. К кому, в первую очередь, приходит это осознание, думаю, всем понятно.

В результате сначала возникает проект объединения зеленых объектов в единый экологический маршрут в масштабах всего города, в котором главная идея – дать возможность горожанам, не пересекая автомагистралей, перемещаться пешком или на экологических видах транспорта (велосипеды, ролики, самокаты и т.д.). Тема мощная и понятная даже не специалисту, ведь всем нам не хватает мест для прогулок без шума, пыли и мутных личностей на заброшенных пустырях. И вот в итоге эта мощная, но сугубо утилитарная тема перерастает в нечто настолько глобальное и важное, что аж мурашки по коже.

Речь по сути пошла об экологическом аудите воронежской агломерации, включающей в себя кроме самого Воронежа территории еще близлежащих 13 муниципалитетов. Все эти степи, поля, леса и реки, создающие вместе с зелеными зонами города единую и уникальную экологическую систему. Аудит этот выявил очень важные моменты, не учесть которые при формировании Генерального плана города, было бы по меньшей мере легкомысленно.

Если в двух словах: Генеральный план Воронежа – это особенный и очень важный документ, аккумулирующий в себе все основные параметры развития города на ближайшие 20 лет. Схематично он обозначает, где, к примеру, можно строить многоэтажки, где обязательно должен быть парк, а где никогда, ни при каких обстоятельствах не должно быть никакой застройки. Мы не будем с вами углубляться в теорию градостроительства. Любой, кто нашел время заглянуть на сайт общественного обсуждения Генплана Воронежа, уже успел понять, что без помощи специалиста там черт не разберется.

И это первая проблема, на которую обращают внимание специалисты MLA+. Для того, чтобы в обсуждении Генплана принимали участие активисты и общественники, он должен быть более детализирован, иначе возникает риск «размытости» территорий, что приводит к возможности в том числе строительных манипуляций.

Ну вот — смотрите, в принимаемом Генплане есть зоны, в которых застройка запрещена. Это природные зоны с озеленением территории более 80%. На схемах Генплана они обозначены цифрами 601, 604, 605 и 703.

601 – зоны озелененных территорий общего пользования — лесопарки, сады, парки, скверы, бульвары, городские леса; 604 – лесопарковая зона; 605 – зона лесов; 703 – зона озелененных территорий особого назначения.

А вот под цифрами 602 и 600 зашифрованы зоны отдыха и зоны рекреационного назначения. В этих зонах озеленение не меньше 40%, но при этом здесь застройка не запрещена!

Важно понимать, что 83% озелененных территорий общего пользования (скверы, бульвары, набережные и т.д.) вообще не отображены в зонировании. Они не выделены в отдельные зоны, а значит не имеют никакого защитного статуса.

Вот эта размытость, укрупненность зонирования выставляет объекты местного назначения за рамки Генерального плана, а значит ставит их существование под угрозу.

Из 317 объектов (парков, скверов, бульваров и набережных) 264 не отображены в новом Генеральном плане!

В этой связи появляется вполне реальная угроза изменения землепользования, которая приведет к увеличению застроенных площадей и к сжатию, усыханию существующих экологических систем города. Проще говоря, был березовый парк не под той цифирью в Генплане, станет Жилой комплекс «Березонька» с тремя чахлыми деревцами на асфальте.

Ещё одна неутешительная особенность нового Генплана – судя по всему «компактного города» у нас не будет. Большая часть застройки приходится на сельские поселения, город продолжит разрастаться вширь, естественно занимая территории с уникальной экосистемой. Там же леса и перелески, реки, поля. Нельзя просто прийти и в один миг превратить все в стройплощадку без последствий для экологии всего региона.

Третье. Понятное дело, что к 2041 году планируется приличный прирост населения в нашем городе. Иначе зачем такие огороды городить.

С учетом зон преобразования специалисты прогнозируют увеличение числа жителей Воронежа до 1 313 700. Против нынешних 1 171 600. Так вот, судя по Генеральному плану, доступность зеленых зон для горожан станет еще меньше, чем сейчас.

И это уже вопрос стратегии развития всей территории городской агломерации. Он даже шире чем Генеральный план, не способный включить в себя столь масштабные задачи.

Как отметили представители MLA+, главная цель их работы привлечь внимание региональной власти к тому, что в обязательном порядке необходимо провести более детальные и предметные исследования территории, её экологических зон. Для того, чтобы сформировать реальную картину экологической ситуации в регионе, обеспечить постоянный и неусыпный мониторинг за всеми экосистемами.

«Каждый отдельный девелоперский или социальный проект должен ориентироваться на общие принципы и маленькими шагами их достигать. Развернуться к малой реке не парковкой, а фасадом с террасами и детскими площадками, пройти реку не забетонировав её дно, оставив трубу для протока, а перешагнув через неё мостом так, чтобы зверушки и насекомые вдоль этой речки продолжали жить своей жизнью. Очень легко, не видя общей картины, маленькими проектами, испортить то наследие, которое вам досталось от природы и предыдущих поколений», — заявил главный архитектор проектов компании MLA+ Виктор Коротыч.

Выводы такие: чтобы Генеральный план не приняли в его опасном для нашего будущего виде, нужно обязательно внести в него слой-схему с объектами благоустройства местного значения. Чтобы не потерялись наши скверы и парки и не превратились в жилые комплексы.

Чтобы не застроили вконец берега водохранилища, нужно изменить часть зон рекреационного назначения на зоны озелененных территорий общего пользования. Помните, рекреационные зоны – 600, озелененные территории общего пользования – 601. Первые можно застраивать, вторые нет!

Учитывая все замечания, необходимо внести изменения в зонирование, чтобы сохранить самые ценные экологические системы. Не пропустить, не потерять важные участки в этой глобальной мешанине. Не дать раствориться зеленым зонам местного значения внутри больших зон преобразований в центральной части города. Выделить их и установить в разряд 601. Чтобы точно не застроили.

Ну и, конечно, не допустить нарушения экологических связей в процессе строительства новых инфраструктурных объектов. Строить не растить. За пару лет можно угробить все, что десятилетиями создавалось матушкой природой и нашими неалчными предками.

На вопрос, зачем это нужно Группе компаний Хамина, ответ был такой:«Во всем должен быть баланс. Если не думать об экологии, об улучшении качества жизни горожан, о создании комфортной среды, страшно представить во что может превратиться город. Нам выгодно создавать проекты, рассчитанные на перспективу, учитывающие запросы жителей в будущем»

А как думают другие девелоперы? Поддержат ли они такой подход к формированию стратегии развития города и выгодна ли им детализация Генерального плана, ограничивающая возможности по застройке зеленых зон?

Гости из Питера (филиал голландской компании MLA+) в лице Виктора Коротыча однозначно считают, что всем застройщикам выгодно развитие «зеленой» инфраструктуры в Воронеже. Потому что, как показывает статистика, даже цена недвижимости в таких городах растет.

Это же вроде ясно всем? Люди хотят жить в комфортных условиях. Все европейские столицы бьются над новыми концепциями озеленения. А нам нужно просто сохранить то, что есть. Ну и ещё объединить всё это велодорожками и пешеходными тропами, благоустроить по-человечески. Чтобы не только муравьям и зайчикам хорошо жилось.

В ТЕМУ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ