Начнем с того, что по большому счету мы ничего не знаем о своей истории. Мы очень невнимательны в принципе. Рассеяны что ли. Мы как-то скользим по жизни. Хорошо хоть появились соцсети и смартфон. Есть возможность фиксировать мгновения, не надеясь на свою короткую память, доверять её серверам и френдам в Фейсбуке.
Портрет неизвестного Крамского
Но вот если выйти на улицу и спросить у прохожих, что они знают, к примеру, об Иване Крамском, уверен большинство решат, что речь о каком-нибудь депутате. Крамской-Крамской, знакомое что-то, был у нас в классе парень с такой фамилией. Артист что ли?
Грустить по этому поводу дело неблагодарное. Каждому своё. Всегда так было. Но вы спросите у людей просвещенных, у интеллигенции, посетителей выставок и театров, что они скажут. У меня спросите. И я буду мямлить. Родился в Острогожске вроде. Передвижник типа. Его именем музей изобразительных искусств в Воронеже назван. И всё! ВСЁ! Я даже не знаю, что там у него за картины, я его не отличу от Репина или Шишкина, прости господи. Если и вы такие же, давайте вместе выползать из этого стыдного незнания. Первый шаг я сделал. Вместе с коллегами-журналистами съездил в Острогожский район, чтобы разобраться, что интересного там есть для туристического выезда в выходной день. Спасибо за эту возможность правительству Воронежской области. Дали отличный автобус с классным водителем, договорились с главой района о помощи в организации экскурсии с обедом и чаепитием.
Но вернемся к нашим открытиям. Читать о человеке в википедии и побывать в его родном доме под соломенной крышей с запахом побелки и вот этого щемящего деревянно-холщового детства – это две разные вещи. Понять, почувствовать, какой это человек, откуда он взялся, через что прошел – невозможно с помощью интернета.
Вы знаете, что его подростком решившего стать художником мать пешком водила в Воронеж, чтобы устроить учеником иконописца. Несколько дней шли они, чтобы спустя какое-то время мальчик, затюканный своим нерадивым учителем, вернулся домой ни с чем. Талант без образования, без средств пробивался, благодаря хорошим людям, которые заметили в нем искру и дали возможность подзаработать ретушированием фотографий. И вот это ретуширование подарило нам великого художника. В 16 лет он подписывает контракт с кочующим по России фотографом Данилевским, мотается с ним три года по всей стране и наконец устраивается в крутое фотоателье в Санкт-Петербурге. Становится «богом ретуши». Так его называли. И только год проработав в Питере ретушером, в 20 лет Иван Крамской поступает в Академию художеств. А вы говорите ЕГЭ!
И вот, скажу я вам, никогда в жизни так не зацепила бы меня эта история, если бы не домик с соломенной крышей на улице Маршака в городе Острогожске.
Именно поэтому детей и взрослых, не потерявших еще интерес к жизни за пределами дома и офиса, нужно водить в музеи, показывать исторические места, рассказывать о них тут же, а не в ламинированном классе на мультимедийных экранах.
Острогожск — Коротояк — Сторожевое
Такой у нас был маршрут. И весь день Светлана Вячеславовна Хатунцева, замглавы администрации Острогожского района, сопровождала нашу немаленькую делегацию. За что ей и, понятно, главе района Сергею Ивановичу Хорошилову огромное спасибо.
До Острогожска от Воронежа около 120 км. Выехав в 9:00, в 10:30 мы были не месте. Острогожская трасса вполне подходит для передвижения на нежном городском автомобиле. Только на подъезде к городу, где-то за 25 км до него, возникает колея от дальнобоев и шершавые участки, до которых пока не добрались дорожники. В самом городе все вполне прилично. Нет платной парковки и проблем, где оставить машину. Правда, мы говорим о воскресном дне. Что там в будни, трудно сказать.
Острогожск – город-крепость, как и десятки таких городов в Черноземье. Был основан казаками для обороны страны от крымско-нагайских набегов в 1652 году. Есть несколько фактов, которыми жители этого города гордятся особо. Об одном из них я уже обмолвился – в Острогожске родился и жил до 16 лет знаменитый художник Иван Николаевич Крамской. Его именем здесь назван бульвар в центре города, там стоит его памятник, краеведческий музей и что-то еще наверняка. Как узнаю, сообщу.
Второе, в Острогожске родился и учился космонавт Анатолий Филипченко, дважды герой Советского Союза. Ему сейчас 93 года, а свои полеты в космос он совершил в конце шестидесятых.
Третье – Острогожск был в эпицентре Острогожско-Россошанской операции в январе 1943 года. И это отдельная история, требующая детального разбора и недюжинного внимания. Через две минуты рассказа любого военного историка все корпуса, дивизии и бригады сливаются у меня в такую кашу, что не разберешь. Одно понятно – это было что-то страшное. Острогожск был разрушен чуть не до основания, в боях за плацдармы в Коротояке, к примеру, погибло около 30 000 наших бойцов. Сейчас в Острогожске живет 31 000 человек. Для сравнения.
Четвертое – Острогожские яблоки. Мне, выросшему в яблочном краю, такая гордость понятна и близка. Мои любимые «Спартан» и «Лобо» в ассортименте. Жаль только не часто они встречаются нам в воронежских магазинах.
Есть еще история про «Воронежские Афины». Так высказался об Острогожске академик словесности Александр Никитенко, живший здесь одно время. Дело в том, что город в 19 веке пережил бум интереса к искусству и творчеству.
Прибавьте к этому Крамского, Рылеева, служившего здесь несколько лет, историка Костомарова, уроженца Острогожского уезда, писателей Маршака, Троепольского, Кубанева, и получается, что сравнение с Афинами вполне себе.
Но. Так было раньше. А сейчас… Яблоки!
Куда идем в Острогожске?
Что же касается мест, обязательных к посещению в Острогожске, вот моя призовая тройка: историко-художественный музей (Бульвар Крамского, 4), дом-музей Ивана Крамского (ул. Маршака, 14) и пляж «Тихая сосна». Если вы едете летом в жаркий день, не рекомендую в самое пекло идти в историко-художественный. Там душновато. Говорят, что кондиционеры ставить нельзя, повредит экспонатам. Устроена специальная щадящая вентиляция, при которой этим самым экспонатам в музее комфортнее, чем людям.
Дом-музей Крамского прекрасен в любую погоду. И это место, в которое я обязательно когда-нибудь привезу детей. Это место силы для любого русского провинциала, сумевшего найти в себе силы вырваться за круг обычной жизни, стать наравне с великими.
Пляж в Острогожске – новая общественная территория, построенная на средства федерального гранта, приобретает черты главного городского парка. Здесь проходят городские мероприятия, концерты. Все так же масштабно и торжественно, только горожане в купальниках и плавках. Вот кстати – чем не Афины.
В Воронеже такого пляжа нет. И реки такой чистой в черте города тоже. Поэтому – поедете в Острогожске, захватите с собой плавки. Не пожалеете.
Что касается кафе и отелей. Вдруг вы захотите задержаться на какое-то время. Нам посоветовали кафе «Grand Фамилия» (ул. Ленина, 44а) в центре. Цены там не страшные, при этом подают комплексный обед за 200 р. Насколько вкусно, мы не знаем. Но отзывы приличные.
Остановиться на ночь можно в отеле «Замок», рядом с Центральным парком (ул. К. Маркса,22). Там всего 8 номеров, поэтому если вы едете большой компанией, придется раскошелиться. Но для пары номер за 1500 р. с кондиционером, душем и холодильником вполне подойдет. Кровать в нем полуторка – учитывайте свои параметры и привычки.
Есть в Острогожске и другие варианты переночевать в комфорте. Погуглите – на улице не останетесь.
Геройское село Коротояк
Коротояк – село, в котором проживает около 2000 человек. Когда-то это был город, потерявший свой статус в 1923 году. До 1961 года существовал Коротоякский район, сейчас это часть большого Острогожского.
В боях за удержание Коротоякского плацдарма в 1942 году и освобождение села в 43-м, как нам сказали местные краеведы, погибло около 30 000 бойцов Красной армии. Из 800 зданий в селе не осталось ни одного уцелевшего. Бои здесь шли как в Сталинграде. Говорят, в Венгрии есть поговорка, этимологию которой знают только историки: «уйти в коротоякскую пропасть». Тысячи венгерских солдат и офицеров, воевавших на свою беду на стороне фашистской Германии, полегли здесь в оврагах Коротояка. И слово это, потеряв для современных венгров свой первоначальный смысл, стало обозначать какое-то страшное, заколдованное место, откуда не возвращаются.
Каждый год 8 мая в Коротояке собираются потомки погибших воинов, и от мемориала в сельском парке люди с факелами шествуют к Дону, спускают на воду венки со свечами в память о своих предках. Здесь в этом небольшом селе, память о войне – смыслообразующее звено, без которого кажется, все остальное не так важно. При всем при том, что там растут потрясающие арбузы, водяные орехи, меловые сосны и скоро будет стоять пятиметровый памятный знак в честь юбилея Петра Первого в 2022 году. Все это здорово, конечно. Но война и память о ней – здесь главная тема. Надо ли удивляться почему?
Сторожевое – мне бы в небо…
Село Сторожевое большинству воронежцев известно, как место с потрясающими видами на меловые горы. И мы это, конечно, можем подтвердить. Фото в наличии.
Но еще это село знаменито тем, что здесь родился Местоблюститель Патриаршего престола, митрополит Крутицкий Пётр (Полянский), попавший в жернова большевистского террора 20-30 годов. Митрополит был расстрелян в 1937 году и причислен к лику святых новомучеников в 1997. В Сторожевом в 2012 году в честь священномученика Петра (Полянского) был построен храм.
В храм мы не попали, но побывали в небольшом музее, посвященном жизни Митрополита Петра, в местной школе. Вход туда возможен только по договоренности, так что связывайтесь с директором школы, если захотите ознакомиться с экспозицией.
Что же касается видов на меловые горы…
Красота – страшная сила. Особенно для таких как я. Один только вид стоящего над обрывом человека вызывает у меня чувство паники. Мне хочется прижаться к матушке земле и ползти к выходу.
Таких как я в нашей делегации было только двое: я и Светлана Вячеславовна. Поэтому мне пришлось чуть не вручную оттаскивать от края наших бесстрашных журналистов. Иначе наша поездка закончилась ближе к закату. Что в мои планы не входило. Потому что в «Спартаке» меня ждала прямая трансляция спектакль «Бесы Достоевского» в постановке Константина Богомолова.
Но это уже другая история…
P.S. Спасибо огромное всем, кто нас привечал в Острогожском районе, и отдельно хочется поблагодарить Евгению Николаевну Изотову, старшего научного сотрудника историко-художественного музея им. Крамского. Именно она объяснила нам, почему в Острогожске такая эклектичная архитектура 19 века. Благодаря купеческим понтам, мы можем любоваться историческими зданиями, построенными по нетиповому проекту.
Фото Андрея Долженкова и Галины Фурсовой