В нашем городе главный хозяин – строительное лобби. Так считают многие. И всё, что происходит касательно генплана, строительства инфраструктуры или дорог, так или иначе, отражает интересы этого самого лобби. А самый главный строитель в Воронеже, сами знаете кто. Не будем всуе…
И вы знаете, есть в этом сермяжная правда. Но, как и всякая сермяжная правда, она имеет свой срок годности. Этой приходит постепенный, но неизбежный каюк.
Потому что нельзя не меняться.
Это двадцать лет назад мы голодные и нищие радовались любому квадратному метру. Своей отдельной квартире и месту в садике, резиновой лодке и холодильнику в рассрочку. Никто не вникал в то, почему город, разрастаясь жилыми кварталами, не строит школ и поликлиник. Мы на слово верили тем, кто убирал трамвайные рельсы с улиц. Они там не дураки сидят, знают, как для нас лучше.
Самое главное открытие последних десятилетий – четкое и ясное понимание того, что там, действительно, сидят не дураки, и они точно знают, как лучше. Для них. Но не для нас. Это первое.
И второе – свеженькое открытие. Власть и бизнес не должны быть срощенным организмом. Они должны взаимодействовать, находить баланс интересов, но не превращаться в чудовище, которое будет сметать всё на своем пути. Ради прибыли.
Власть по идее должна блюсти интересы государства и народа, который это государство населяет. Государство при этом не Левиафан какой-нибудь, не конвейер, не безликая и глухая система, не территория даже. По моему скромному суждению – это способ управления страной, социальный институт, «обеспечивающий поддержание порядка в отношениях между его членами, опирающегося на законы и традиции». Процитируем википедию, ладно.
Власть, бизнес и общество (народ) – составляющие равноправные, подчиняющиеся закону и уважающие традиции. Так должно быть. Иначе государство разваливается, становится территорией, феодальными вотчинами, диким полем, чем угодно.
История со строительством дороги «Шишкова-Тимирязева» станет первой страницей в формировании государственного подхода в решении стратегических задач.
Попробую объяснить, почему.
Как это было раньше…
Пример№1 Ломоносова и все-все-все
Как раньше, да и сейчас строятся жилые комплексы? Вся земля у нас в стране кому-то принадлежит. Как только ввели частную собственность, начался великий передел. Практически все ликвидные участки в городе и его окрестностях были раскуплены правильными людьми. На том этапе власть помогала делать это быстро, не думая о последствиях. Тогда никто не думал о последствиях, бери, пока дают. Все требования по выделению участков под строительство социальных объектов потихоньку затирались. Денег у власти на школы не было, жилья не хватало. Стройте, ребята, потом разберемся, что вышло.
А в итоге вышло так, что новостройки на Ломоносова остались без школы. И весь Коминтерновский район стонет от переполненных классов и очередей в поликлинику. Кто виноват? Власть? Строители? Или сами жители этих домов?
Ответ такой: виноваты все. Жители меньше всего, конечно. Они не ведали, что творят, покупая жилье в этих кварталах. А вот строители и власть ведали. И творили. Потому что были заодно – зарабатывали деньги. Получение прибыли – это не то, на чем строится баланс в стране. Страна – не акционерное общество.
Пример №2 ЖК «Ботанический сад»
История нового этапа. Когда уже стыдно игнорировать нормы, и требуется хотя бы формально соблюдать требования закона. Строители стали хитрее, а народ разборчивей. ЖК «Ботанический сад» по закону должен был выделить участок под школу и детский сад. Исходя из довольно скромных норм, которые многие сейчас считают заниженными в условиях современной застройки и статистики заселения, школа эта была рассчитана на 790 детей.
Итог: школа так и не была построена, дети ходят в школы, построенные на территориях ЖК «Олимпийский» и ЖК «Московский квартал». Говорят, что «Выбор», не стесняясь, убеждал будущих жителей не париться по поводу отсутствия парковок и места для прогулок, поскольку через дорогу отлично можно парковаться и гулять в соседнем комплексе. А зачем отдавать драгоценные площади под то, что прибыли не приносит? Вслух никто это не скажет. Оправдание тесноте одно – зато цена ниже, чем у других. Налетай, народ!
В результате – спонтанная парковка на муниципальной сырой земле-матушке, хождения с собачками и малышами под окнами домов «Олимпийского» и прочие радости «в пользу бедных».
И тут вина народа очевиднее. В Ботсад селились осознанно, купившись на низкую цену жилья. Ну и видимо рассчитывая на школу. Позиция власти в этой схеме поразительно скромная. Она просто тихо отошла в сторонку, потакая формальному относительному соблюдению норм и законов.
Это вообще отдельный разговор, не на пять минут. Про парковки. И про школы с поликлиниками.
Как это должно быть?
Два коротких примера, чтобы не выглядело рекламой, не смущало никого. Как строят свои жилые комплексы «Инстеп» и «ВДК». Так, будто знают, кто там будет жить и не хотят делать плохо, чтобы не краснеть потом и не оправдываться. При этом они не отмахиваются от людей тем, что участки под школы выделены, где-нибудь в самом завалящем месте, а дальше не наша забота. Могут же по закону. Нет. Они лоббируют тему, помогают финансово с проектом, коммуникациями. Только что сами не строят…
Коммуникации и дороги – чья забота?
Общая, скажете вы. Потому что без коммуникаций не сдать объекта, т.е. не случится бизнеса, без коммуникаций люди не смогут жить нормально – т.е. ни народу, ни власти такая ситуация не в радость. Поэтому худо-бедно вопрос решается. А надо, чтобы решался хорошо. Чтобы всё было, как положено, с учетом расчетов, нагрузок и прочих вводных. Чтоб потом не задыхался город в миазмах, чтобы не вырубало электроэнергию целыми кварталами и т.д. и т.п.
С дорогами сложней. Потому как это вроде не застройщиков забота. Есть генплан, там всё нарисовано. А кто и за какие деньги это будет делать — вопрос к власти.
Сейчас в центре города пробки, потому что ремонтируют виадук на 9 января. Одна улица встала и весь город плачет. А представьте себе, что будет, когда начнут заселяться дома на Сельмаше. Рассчитана ли пропускная способность наших центральных улиц на такое количество автотранспорта?
Кто-нибудь вообще учитывает увеличение нагрузки на дорожную сеть в связи с бурной деятельностью того же ДСК? Ощущение, что нет, никто не учитывает. На авось, на «пуля дырочку найдет». Парковок мало, проезды узкие, улицы в пробках. Рынок отрегулирует, естественный отбор наладит? Ещё скажите: Господь управит! Ну, если нет других способов строить города…
История дороги Шишкова-Тимирязева
История этого проекта показательна. Вдруг вы не знаете, но генеральный план – это такой стратегический документ, по которому строится город. Принимается он раз в 20 лет обычно и учитывает все факторы развития территории. По сути – это план местности, карта со схемами автомобильных дорог, объектов газо-водо-энерго-снабжения, самых разных территорий с жилой застройкой, социальной инфраструктурой и т.д. При этом генплан сопровождается обязательной аналитикой по всем вопросам развития территории.
Сколько людей будет жить в таком-то районе, какой поток автотранспорта ожидается при такой плотности населения, сколько школ, детсадов, больниц, поликлиник и станций скорой помощи должно быть.
Так вот, давно уже в генплане, по которому мы жили те самые 20 лет, было ясно, что Воронеж будет активно застраиваться в Московском направлении. Были выделены участки под будущие жилые кварталы, и с учетом этой застройки определено место под строительство дополнительной дорожной артерии, соединяющей улицу Шишкова с улицей Тимирязева (район СХИ).
Дорога эта планировалась и была нужна уже вчера. Однако отсутствие денег у государства на такие важные, но не горящие вопросы отодвинуло реализацию проекта на неопределенный срок. Дошло до того, что жители домов «Олимпийского» написали письмо президенту Путину, в котором поделились своим горем и попросили гаранта Конституции повлиять на ситуацию.
Слово «Горе» здесь не ради красного словца. Если вы когда-нибудь попадали в час пик на Московский проспект или Шишкова, поймете, о чем речь.
И вот, наконец, тема сдвинулась. Федералы определили и выделили участок, по которому эта дорога пройдет, был разработан проект компанией «Дорспецстрой», он прошел несколько уровней проверок и согласований и сейчас находится на экспертизе в Саратове. Говорят, именно в этом богоспасаемом городе находится главный центр по экспертизам проектов российских дорог.
И казалось бы – радость какая! Новая дорожная артерия, которая свяжет Северный район с Центральным и Левобережным, разгрузит Шишкова и Московский проспект, весь город вздохнет свободнее. Но народ (общество), некоторая его часть, высказало недовольство. Мягко говоря. А если жестко – выступили против. Не нужна нам дорога, а нужны нам парковки, скверы и прочие житейские радости, которых вы нас все эти годы лишали.
На общественных слушаниях большинством голосов проект дороги Шишкова-Тимирязева был принят. Но недовольных можно понять.
Потому что они, действительно, попали. С самого начала, когда покупали квартиры в ЖК «Ботанический сад». Без парковок, скверов и прочих радостей. И теперь, когда дорога отделит их от прямого и беспрепятственного доступа к парковке, скверам и школе в «Олимпийском», им станет совсем грустно.
Поэтому их протест выглядел печально. Мы – старики, говорили они, нам трудно ходить по надземным переходам. Хорошо, отвечают им, можно сделать лифты. Вы будете шуметь и загрязнять воздух выхлопами, говорили они. Да, отвечали им, в городе вообще жить шумновато, но мы можем посадить деревья и поставить шумоизоляционные щиты. И тогда они сказали просто: «Знаете что… Не надо нам никакой дороги!» И всё. И это последний тезис, после которого включается ненависть. Тупая, ограниченная, упрямая, бессмысленная и беспощадная.
Никакие аргументы, никакие цифры и исследования не пробьют эту стену. Знаем мы вас! Вам лишь бы карманы набить! Мироеды!
И вдруг в этом гомоне проявились какие-то внятные вопросы и претензии, которые выглядели вполне адекватными и имеющими право на разговор.
Проектная сессия по общественному (соучаствующему) проектированию дороги «Шишкова-Тимирязева»
Задавали эти вопросы люди, живущие в том самом злополучном ЖК «Ботанический сад». Семейная пара: Георгий и Ольга Гофбауэр.
С немецкого «Hofbauer» можно перевести как зажиточный крестьянин… Но чем занимаются наши Гофбауэры, я, честно говоря, так и не понял. Что такое КБ Гофбауэр, упомянутый в Фейсбуке, не ясно, а насколько проект «Точка кипения» можно считать бизнесом, трудно сказать.
Одно сразу же бросается в глаза – ребята хорошие организаторы и то, что они сделали для всех нас, проведя впервые в городе подобную проектную сессию, дорогого стоит.
Они перевели обсуждение недостатков будущей дороги «Шишкова-Тимирязева» в практическую плоскость. И сразу выявились слабые места в позициях протестующих и тех, кто начинал потихоньку закипать, реагируя на народную глупость и упрямство.
Четыре команды, в каждой из которых было около 10 человек, в течение нескольких часов, формулировали свои вопросы и предложения к проекту будущей дороги. И как-то незаметно все претензии усохли до трех вполне себе внятных вопросов:
- Покажите нам расчеты плотности движения по новой дороге и дорогам, которые с ней соединяются. Мы хотим понять, что вы, действительно всё посчитали, и этот проект разгрузит существующую дорожную сеть.
- Может ли собственник федеральной земли обосновать целесообразность выделения именно этого участка для строительства дороги?
- Существуют ли анализ и обоснования экологической ситуации в связи со строительством рядом с жилыми домами и зеленой зоной Ботанического сада?
Все остальные предложения – по строительству дополнительных переходов, установке светофоров и бережному отношению к природе – вполне себе полезные рекомендации, которые не трудно довести до разработчиков. Было бы желание.
Дело в том, что люди просто хотят знать, что происходит и почему всё делается именно так. Да, они не специалисты в строительстве и экологии, но они хотят участвовать в процессах, которые могут повлиять на их жизнь. И это прекрасно!
Это первый шаг, первый опыт встраивания общества в процесс строительства города. Власть, бизнес и народ. Помните? Без митингов и баррикад. Без высоких трибун и манипуляций.
Так вообще-то должно быть. Нельзя отмахиваться от людей – да что вы в этом понимаете! Без вас как-нибудь решим. Потому что решали-решали, и теперь вот что вышло. Ни школ, ни дорог, ни зеленых насаждений…
Участие населения в общественно-значимых проектах жизненно необходимо. Ни Общественная палата, ни Народный фронт, ни советы при департаментах не дадут такой обратной связи власти и бизнесу. Надо ли объяснять почему?
Вывод:
Пришло время честной игры. Выгодно – не значит грабеж и лихоимство. Выгодно – это не только про бизнес. Это про всех нас. Когда дело касается общих интересов, выгодно должно быть всем. Когда строится новый жилой квартал, это не должно становится проблемой для соседних хрущевок или местной районной поликлиники. Это не должно быть просто бизнесом, ничего личного. Потому что это очень личное. Там люди будут жить. И этим людям должно быть хорошо. Жить, ездить на работу, гулять с собакой, кататься на роликах.
Такие люди будут работать радостно и много, будут зарабатывать прилично и тратить легко. За ними будущее страны. И они очень хотят понимать, какое оно, это будущее. И не их беда, что они мало верят в безукоризненность власти и совсем не верят в ответственность бизнеса.
Поэтому и надо разговаривать с людьми. Они сомневаются? Отлично. Сомнения народа — прекрасный фильтр для ошибок, которые делают большие люди.