«Зелёная сеть»: Воронежу пора заговорить

Это проект небезызвестной Группы компаний Хамина и девелоперской компании «ВДК» (входит в ГК), которые совместно со своими партнерами — голландской компанией MLA+ являются соавторами замысла и концепции, а также полностью финансируют его разработку.

Поводом для разговора и представления проекта стал приезд ижевских урбанистов, которые в рамках движения «Живые города» посетили столицу Черноземья и устроили встречу с воронежскими активистами. Два вечера подряд шел разговор о том, как «люди меняют места». И совершенно, на мой взгляд, закономерно участие представителей ГК Хамина в этом мероприятии. Редкого, к сожалению, девелопера, понимающего что его работа – это не только квадратные метры жилья или «коммерции», лавочки и спортплощадка у подъезда… Но об этом позже.

Бизнес, власть и люди меняют город

Александр Старков, наш ижевский гость в самом начале своего выступления обозначил важность этого триумвирата – бизнес, власть и общественность.

Если хотя бы одна составляющая выпадет из процесса, проект изменений городских территорий будет хромать и спотыкаться. Так что участие девелопера в развитии территории ни в коем случае никого не должно смущать. Более того, если мы имеем дело с народной инициативой, не подкрепленной инвесторским интересом, скорее всего толку не будет. Вы же понимаете, что мы ведем речь о масштабных проектах и развитии территорий, серьезно превышающих площадь песочницы во дворе?

При этом не менее важно участие и поддержка власти и формирование сообщества, принимающего активное участие в разработке и реализации городских проектов. Если народ не чувствует себя участником изменений, то он эти изменения будет принимать со скрипом. Если примет вообще.

Посмотрите, что происходит с реконструкцией парка «Орленок» и ремонтом виадука на 9 января. По сути народ поставили перед фактом. Есть бюджет, есть проект. Все согласовано и будет сделано согласно смете и установленным срокам. Но обсуждения этих изменений не было, поэтому столько критики и негатива получает в свой адрес власть. Люди хотят участвовать в процессах, связанных с их жизнью. Формат общественных слушаний не дает нужного эффекта, не формирует сообщества, способного принимать активное личное участие в разработке тех самых изменений.

В качестве убедительного доказательства эффективности такого подхода Александр представил на суд публики историю «Открытого сада». Пустыря в Ижевске, который усилиями девелопера и людей при скромной поддержке городской власти, превратился в чудесную площадку для досуга горожан. С лужайками, детскими зонами, музыкальной сценой и т.д.

На преобразование ушло в общей сложности 9 месяцев. Кажется, что немного, но это не так. Плотность работы с населением, активистами и влиятельными скептиками зашкаливала. Первый шаг – получение через конкурс участка компанией-девелопером прошло достаточно спокойно. Кому нужна земля, где нельзя построить многоквартирный дом или приличный бизнес-центр с отелем? Немного таких девелоперов у нас. Способных, понимая важность пространства для горожан, ограничиться небольшим двухэтажным зданием на краю площадки и вложить свои деньги в создание сквера. В Ижевске такие люди есть.

И вот тут наступает важный момент во всей этой истории.

Что обычно делают наши застройщики, даже самые социально ответственные и гуманные? Они нанимают архитектора и ландшафтного дизайнера, делают проект и строят. Потом перерезают ленточку и ждут аплодисментов и вечной благодарности потомков. Такие подарки городу через месяц почему-то остаются без урн и скамеек. Благодарные потомки скрипят на поломанных качелях, а их родители возмущаются безхозяйственностью власти. Держать на своем балансе парк – удовольствие дорогое. И тут можно понять девелопера, который не может себе позволить такие затраты. Бюджету города содержание парка тоже не по карману. А люди… Им-то какое дело?

Пример «Открытого сада» говорит о том, что дело должно быть всем. И включение в процесс создания городского пространства не только экспертов, но и местных жителей – обязательное условие для всех правильных девелоперов.

Несколько встреч со всеми интересантами процесса в итоге сформировали список запросов горожан к будущему скверу. И практически все они так или иначе были учтены при финальном проектировании. Люди получили то, что хотели, бизнес приобрел партнеров в лице активных горожан, способных развивать и поддерживать эту территорию, вкладывать в неё свои силы, время и энергию. А власть получила прекрасную площадку, на которую можно приводить гостей Ижевска из Минстроя. Гражданское общество во всей красе!

Цитата. Александр Старков, координатор проекта «Живые города»: «Когда мы поняли, что бюджета у нас нет, мы не испугались, потому что у нас появились люди, которым этот проект нужен»

Группа компаний Хамина и MLA+: Воронеж – город в центре Европы

То, о чем только могут мечтать в своих самых смелых снах урбанисты Ижевска, для Воронежа как-то незаметно стало привычным делом. Когда Старков услышал, что ГК Хамина работает с MLA+, он только развел руками. Это одна из самых крутых проектных компаний в Европе. Не всякий может себе позволить работать со специалистами такого уровня. Это уровень космический, уровень европейских столиц.

Вот почему-то Хамин не стесняется ставить Воронеж в один ряд с Лондоном и Амстердамом. Брать лучшие практики мира, самые передовые технологии и переносить их на наш Чернозем. А мы все еще смущаемся, опускаем глаза. Где мы и где Лондон…

Может хватит уже? Чем мы хуже Амстердама? Почему наши дети не заслуживают жить в красивых домах и гулять в современных парках?

Проект, который впервые публично был презентован в Доме журналистов в этот вечер, как раз об этом. О наших возможностях и наших правах.

В Лондоне, Амстердаме, Хельсинки и Мадриде несколько лет уже функционируют так называемые «зелёные» сети. Что это такое, спросите вы. Отвечаем: «Зеленая сеть» — это по сути некая единая структура, объединяющая не только скверы и парки города, но и жилые районы, коммерческие объекты, всю городскую инфраструктуру. Это единая и непрерывная эко-система, за счет зеленых коридоров, а также разнообразных троп и дорожек, позволяющая людям перемещаться по ней без использования городского транспорта. Цитирую релиз с сайта Группы компаний: «Система рекреационных маршрутов свяжет городские кварталы с речными долинами и с лесами на границе города».

Вы знаете, что Евгений Хамин искренне считает Воронеж одним из лидеров среди российских городов по потенциалу своего развития. И это не просто слова. Понятное дело, мы все любим свой город. Но девелопер Хамин никогда ничего не делает и не говорит, не имея четкой и точной информации. Потенциал наш подтвержден томами исследований авторитетных экспертов: экономистов, урбанистов, социологов.

Цитата. Юлия Долуда, участница семинара «Живые города»: «Девелопер – друг города! – прозвучало вчера от модератора встречи Александра Старкова. А еще прозвучало, то, что каждая территория знает, какой она должна быть, но не умеет говорить. А говорить умеем мы — люди. Прежде всего, горожане, неравнодушные к тому, в каком городе будут жить они сами и их дети, внуки… Так вот. Воронеж заговорил на языке Лондона, Амстердама, Хельсинки, Мадрида…»

И именно поэтому инвестиции в крупные городские инфраструктурные проекты, в нашей ситуации — финансирование разработки дорогостоящего проекта «Зелёная сеть» голландской компанией MLA+ – даже не вопрос чистого альтруизма. Это понимание перспектив мегаполиса, который в условиях бесшабашной застройки, может превратиться в город малопригодный для жизни современного требовательного человека.

Уже на этапе предварительных исследований выяснилось, что 400 000 воронежцев не имеют прямого доступа к зеленым зонам. Асфальт, бетон, тротуарная плитка и ни одного дерева в шаговой доступности. Больше того наш город, к сожалению, по индексу качества городской среды сегодня на очень низком уровне: 164 балла из 360.

При расчете индекса учитываются все параметры городской инфраструктуры и особенно экологическая её составляющая. Грустно, друзья…

Власть услышит, если город заговорит

Город наш скоро получит новый Генеральный план. Что это за документ и какова его важность, объяснять, думаю, излишне. Принятие Генплана подразумевает обязательную процедуру довольно условного обсуждения в народе. Делается это в рамках общественных слушаний, которые в настоящее время и вовсе проходят онлайн, и обычно, если не включается активно пресса и общественность, проходит относительно спокойно.

Самое распространенное заблуждение, что умные дяди всё и без нас решат, не должно оставить нас без отличного проекта, который может стать не только экологическим каркасом города, но и стартовой площадкой для нового соучаствующего проектирования.

А для этого нужно, чтобы к умницам экспертам пришли простые горожане, чтобы «Зеленая сеть» стала нашим родненьким, народным проектом. В нем должны быть наши мечты и желания, наше здоровье, время и энергия. Мы должны так захотеть его, чтобы никто из чиновников не смог от него отмахнуться.

Этой «зелёной сетью» мы должны уловить всех человеков. Всех неравнодушных, знающих и любящих свой город.

Мне кажется важным, чтобы в момент, когда Группа компаний Хамина выдвинет проект «Зелёной сети» в качестве поправки к новому Генплану города, это было не частной инициативой отдельно взятого предпринимателя, но и реальной волей народа, горожан.

Цитата. Алла Рам, представитель сообщества «Живые города — Воронеж»: Радостно видеть, что в Воронеже есть ответственные бизнесмены, думающие о людях, умеющие смотреть шире, чем просто реализация проекта! Валентин Педан и Даниил Юмашев рассказали о редком для нашего города комплексном ответственном подходе застройщика к развитию городской среды, с учётом сохранения зелёных зон и природных ландшафтов нашей территории. Для многих этот подход стал настоящим открытием!»

И я понимаю, как трудно поверить бизнесу, как трудно понять, что выгода не всегда вычисляется движением денежных средств здесь и сейчас. Что повышение качества жизни создает условия для роста экономики, для роста всего. Да даже и цен на квадратный метр…

Для того, чтобы начать понимать друг друга нужно больше разговаривать, задавать вопросы, делиться сомнениями. Без манипуляций и взаимных обвинений. Это будет не просто. Но первый шаг уже сделан.

Мы услышали о проекте от представителей Группы компаний Хамина и готовы принять самое активное участие в обсуждении его деталей и маршрутов.

Это же наша «Зелёная сеть». Её MLA+ не для Амстердама разрабатывает!

В ТЕМУ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ