Кто эти люди?
Алина Кушим — режиссер, педагог и продюсер, а по первому образованию в театральном колледже им. Табакова — актриса. В 2020 году Алина завершила обучение на режиссерском факультете ГИТИСа в мастерской Иосифа Райхельгауза. За эти годы успела поработать в качестве постановщицы в Школе современной пьесы в Москве, в Тамбове, Ярославле и Пензе. В числе её работ — спектакли по текстам Сомерсета Моэма, Евгения Водолазкина, Зигмунда Фрейда, пьесам иностранного агента Ивана Вырыпаева и советских классиков Михаила Рощина и Алексея Казанцева.
Кроме того, Алина Кушим долго и успешно занималась спортивными бальными танцами в школьные годы, и потом училась в Москве в школе мюзикла на хореографическом факультете.
Актриса, хореограф, педагог и продюсер. Вот такой человек приехал к нам в Воронеж ставить «Чёрную курицу» Погорельского.
Художник-постановщик — Аня Иткина, режиссер по пластике — Андрей Сумин, саунд-дизайнер — Алексей Титов, видеохудожник — Дмитрий Мартынов, художник по свету — Тимур Саитов. При этом художник Аня Иткина и саунд-дизайнер Алексей Титов, если верить сайту ТЮЗа, на других спектаклях театра не работали. А значит, предположу, приехали вместе с Кушим. Что, конечно, оказалось только на пользу и постановке и театру.
Артисты. Черная курица — Лилия Юникова, Алёша — Евгений Шендеровский, Учитель — Игорь Скрынников, Жена учителя — Екатерина Пухначева, Кухарка — Мария Малишевская, Директор всех училищ и король подземного царства — Михаил Кривов, Ученики — Константин Гунькин, Алина Бачурина, Анастасия Бондарь, Никита Шершнев, Олег Бондарь, Ярослав Козлов, Подземные жители — всё те же, плюс Скрынников и Пухначёва.
Об авторе первой в России авторской сказки Антонии Погорельском в миру Алексее Алексеевиче Перовском даже читающая публика знает очень мало. Внебрачный сын министра народного просвещения графа Разумовского, ботаник, в прямом смысле слова, чиновник, дослужившийся до высшего звания «действительный статский советник», что давало право на потомственное дворянство, и сказочник. Умер за год до смерти Пушкина, с которым неоднократно встречался, от туберкулеза в возрасте 49 лет.
Вояка, добровольцем ушел на фронт в 1812 году, романтик, шутник, балагур и путешественник, всю свою жизнь посвятивший науке, служению, литературе и воспитанию племянника Алексея Толстого. Будущего автора «Князя Серебряного», создавшего вместе с братьями Жемчужниковыми литературную маску «Козьма Прутков».
Кстати, сказочную повесть «Чёрная курица или Подземные жители» Погорельский (Перовский) писал для племянника Алёши. Как «Винни Пуха» Милн писал для сына Кристофера Робина. Такие дела.
Что они делают?
Сказки рассказывать надо уметь. Алина Кушим умеет.
Эта странная история, несмотря на мало понятный современному читателю контекст, до сих пор почему-то торкает. В ней больше вопросов, чем ответов. Кто эти подземные жители, почему они живут под землёй, и какую тайну прячут от людей, как это первый министр мужского рода стал курицей «Чернушкой», почему тогда не петухом? Ответа нет. Т.е. в этом случае не будет никакого замаха на «Вселенную», как в Нарнии, саге о Средиземье или том же «Винни Пухе».
Жил был хороший, но одинокий мальчик, столкнулся он с чудом, зазнался и предал своего единственного волшебного друга и его народ. Грустно. И поучительно.
Но для меня в этой сказке ключевым было не её моралите, а её «волшебность». Меня впечатляла близость серой, регламентированной до мелочей жизни ученика пансиона к чему-то странному, непознаваемому. Вот в этом сочетании курицы и премьер-министра, чулана и подземного царства задолго до платяного шкафа и льва с колдуньей — главная для меня прелесть творения Погорельского.
Алина Кушим создавала мир старой сказки на новый лад. Но делала это не за счет прямого осовременивания истории, а очень аккуратно за счёт музыки и ритма. Контраст между старинными париками и динамикой действия был только на пользу. Зрителю было не скучно. Рядом с нами сидели девочки лет 10-12, было видно насколько поглощены они всем происходящим на сцене.
В спектакле целая россыпь находок, придумок. Все одноклассники Алёши — рыжие мальчишки — актёры в париках. И только сам Алёша рыжий от природы. Зачем нужны все эти двойники, спросила у меня супруга, и я не сразу собрался с мыслями. Если отбросить анекдотические — «во-первых, это красиво», можно порассуждать на тему двойничества в мировой культуре, или вспомнить о важности кордебалета, делающего фигуру главного героя более выпуклой и интересной и т.д. и т.п. В любом случае, решение это выглядит вполне оправданным. Герой — один, и тем более ему должно быть одиноко в этой тусовке условных, запрограммированных сорванцов.
Взрослые в спектакле выше, но и менее подвижнее детей за счёт толстых подошв на ботинках. Эти подошвы делают их предсказуемыми, церемонными и весомыми.
Учитель перед своим появлением в классе стучит указкой по полу, что приводит к миганию и треску электрических лампочек. Так бывает при появлении нечистой силы в американских фильмах ужасов. Электричество коротит.
И все церемонии взрослых повторяются как и положено в хорошо отлаженном механизме. Учитель стучит указкой, его жена звонит в колокольчик и т.д. Машина эта периодически даёт забавные сбои, и под напудренными париками мы начинаем видеть живых людей. Растерянных и уязвимых. Перед начальством, непослушными учениками и проч.
Что из этого вышло?
Я думаю, театр можно поздравить с достойной премьерой. Получился очень яркий, динамичный и по-театральному волшебный спектакль. Если не брать в расчет сомнительную фразу в диалоге портретов Пушкина и Лермонтова о том, что «нас уже пристрелили» и какие-то невнятные кандалы на Чернушке в финале, то можно сказать, что всё удалось. Юные зрители в восторге. И совсем маленькие и неусидчивые подростки. Сам видел.
Я надеюсь дошлифуется финал, где Алёша и Чернушка прощаются навсегда. Т.е. мальчик по сути прощается с волшебством, своим единственным другом и, наверное, детством, пережив своё первое взрослое предательство. И тут такое должно быть, такое, чтобы на всю жизнь запомнили маленькие зрители все ноты и краски этого сказочного детского горя.
Это полезно. Для души.
Фото Галины Фурсовой и Андрея Парфёнова
ШКАЛА ГАРМОНИИ (авторская разработка авторов портала gorsovety.ru)
Для людей, которые любят конкретику, и которым некогда читать большие тексты рецензий.
Оценка спектакля (художественного произведения) по нескольким критериям по шкале от 1 до 10
- Оригинальность – (1- нет, 5 – где-то я такое видел, 7 – раньше я такого не видел 10- что это было?) – 6
- Яркость (декорации, спецэффекты) – 1-нет, 5 – симпатичненько так, 7- хорошо прям, 10- вау!) – 7
- Трогательность (эмоциональность) (1 – нет, 5 – мурашки(одобрительный смех), 7- пощипывает глаза(смех без контроля), 10 – заплакал) – 7
- Катарсис (1 –нет, 5 – задумался о вечном, 7- еще раз задумался о вечном 10- переосмыслил всю свою жизнь) – 6
- Художественная ценность (1 – нет, 5 – а в этом что-то есть, 7 – в этом точно что-то есть, 10 – шедевр) – 7
- Историческая ценность (1 – нет, 5 – возможно, 7 – более чем возможно, 10 – однозначно есть)- 7
- Посоветовать другим (1-нет, 5 – если других дел нет, 7- сходите, обсудим, 10 – обязательно идти) – 7
Средний бал – 6,7 (1 – в топку вместе с рецензией, 5 – это интересно, 7 – надо идти, 10 – так не бывает!)