Спектакль «Метод Гренхольма»: кадры решают всё

Кто эти люди?

Режиссер – Георгий Цхвирава.

Главный режиссер Омского государственного академического театра драмы с 2009 года. Много работает за пределами Омска, в разные годы поставил три спектакля в Воронежском Камерном театре: «Обломоff» (2005 г.) , «Альбом» (2006 г.) и «Метод Гренхольма» (2015 г.).  В этом году его омский спектакль «Дядя Ваня» замечен экспертами «Золотой Маски» и получил несколько номинаций за актерские работы и работу режиссера.

Википедия плачет по этому человеку. Понять, что Георгий Цхвирава не молодой начинающий, а вполне опытный и заслуженный, можно по факту, обозначенному в справке о нем на сайте «Золотой Маски»: «Окончил Московский институт культуры в 1978 году». Ну то есть, мастер. Опытный и искушенный. Не будет рисковать и экспериментировать, особенно на чужой площадке.

Пьеса «Метод Грёнхольма» принесла мировую известность автору Жорди Гальсерану в 2003 году. Идет более чем в тридцати странах мира. По пьесе снят художественный фильм в Испании. Не знаю, станет ли эта пьеса классикой, будут ли её ставить лет через двадцать, но сейчас это однозначный и бесповоротный хит.

Квартет артистов: Фернандо Порте – Андрей Новиков, Энрике Фонт – Юрий Овчинников, Мереседес Дегас – Яна Кузина, Карлос Буэно – Павел Ильин.

Что они делают?

Вообще в программке спектакль обозначен как стресс-тест. Но не понятно – это о спектакле речь или о методе этого самого Грёнхольма. На сайте же написано, что это «психологический триллер о жизни современных офисных работников». На деле, если подойти к вопросу формально – игра в мафию с элементами шоу «Импровизация». Четверка кандидатов на должность коммерческого директора крупной компании пытается выяснить, кто из них настоящий, а кто подставной. Предполагается, что за ними наблюдают некие заказчики, спускающие через принтер задания, цель которых вывести слабых кандидатов из состояния равновесия и из игры. Остаться должен один.

В итоге оказывается – совы – не то, что мы о них думаем. Ситуация не такая примитивная, все сложнее, чем представляет себе зритель поначалу. Развязка этот детективного клубка не то чтобы становится полной неожиданностью — не слышал я в зале удивленных выдохов, но я бы сказал, бодрит.

Все это по-чеховски емко и скромно. 2 часа реального зрительского времени совпадают со временем этого психологического эксперимента. Цель которого, позволю себя маленький спойлер, выявить в человеке (зритель тоже человек) признаки эмпатии, сочувствия.

Что из этого вышло?

Как не открещивались герои в самом начале, а получилось, что Агата Кристи и есть. Типичный детективный зачин, убийца — дворецкий. Поиски убийцы – дело увлекательное. Но на один раз. Особенно если память хорошая. Остальное – все эти психологические кружева, роли, притворство – обязательные атрибуты хорошего классического детектива. Впечатляет, когда чопорный дворецкий оказывается закоренелым садистом и маньяком. И в момент, когда он снимает с себя маску пристойности, превращаясь в чудовище, коим является на самом деле, мы испытываем что-то вроде катарсиса. Легкого такого, приятно щекочущего под ложечкой.

А что если чудовища все? И ты до последнего не веришь в то, что такое возможно. Но в глубине души допускаешь даже самые фантастические варианты. Такова природа нашего избалованного воображения. Чего мы только не видели на своем веку. Нас уже ничем не удивишь.

Можно при желании увидеть в этом процессе не только социальные хвостики, вроде тех, что сразу бросаются в глаза. Вот до чего люди жадные до денег, ни стыда, ни совести, ни любви, ни радости. Ну, к примеру, можно в этом контексте увидеть театральную природу социальных отношений. Где мы все играем свои роли и часто так прирастаем к своей маске, что нам легче умереть, чем признаться самому себе, что ты слабак и неудачник.

Повторюсь, при желании. Но у меня его нет. Извините. Спектакль «Метод Гренхольма» лично у меня не вызывает никаких желаний. Он бодрит, развлекает, увлекает даже. Но нет в нем послевкусия, нет крючков, нет раздражителей, способных растворить твою усталость и озабоченность предстоящим ЕГЭ сына или сроками выплаты кредитов. Нет и слава богу. Тем и хорош этот проект. В этом секрет его долголетия. В выверенности, увлекательности и простоте.

Пока все белые воротнички Воронежа не посмотрят его, можно быть спокойным за заполняемость зала.

Что вы упустите, не сходив на этот спектакль?

Артисты в Камерном театре – настоящие мастера. Свою работу они делают великолепно. Вряд ли для них это роли станут значимой вехой в карьере, но обедни они не испортят точно.

Отмечу разве только приятно удивившего меня Павла Ильина. Его Борис в «Грозе» как-то не убедил меня в свое время. И после, когда я увидел его в «Свадьбе Кречинского» в роли важного чиновника-аристократа, он показался каким-то статуарным, трафаретным что ли. Понятно, что этого от него явно требовала роль, но требование он выполнил слишком точно и в рамках дозволенного. И только в хулиганском «Гоголь переоделся Пушкиным» он как будто раскрепостился, расслабился. Смешным быть невероятно трудно. Кто бы что ни говорил. А он был очень смешным, он был искрометным.

Так вот, в спектакле «Метод Гренхольма»  Павел Ильин уже не кажется мне трафаретным. Такое ощущение, что он серьезно вырос как артист, возмужал, приобрел уверенность в своих силах. Интересно, каким он был в самом начале, в том далеком 2015, когда Цхвирава только запускал этот проект…

Резюмирую, если вы не пойдете на «Метод Гренхольма», вы никогда не узнаете, в чем его суть.

И если вас это не устраивает, поторопитесь!

10 мая спектакль идет в последний раз в этом театральном сезоне.

 

Фото Алексея Бычкова

 

ШКАЛА ГАРМОНИИ (авторская разработка авторов портала gorsovety.ru)

Для людей, которые любят конкретику, и которым некогда читать большие тексты рецензий.

Оценка спектакля (художественного произведения) по нескольким критериям по шкале от 1 до 10

  1. Оригинальность – (1- нет, 5 – где-то я такое видел, 7 – раньше я такого не видел 10- что это было?) – 5
  2. Яркость (декорации, спецэффекты) – 1-нет, 5 – симпатичненько так, 7- хорошо прям, 10- вау!) – 4
  3. Трогательность (эмоциональность) (1 – нет, 5 – мурашки(одобрительный смех), 7- пощипывает глаза(смех без контроля), 10 – заплакал) – 4
  4. Катарсис (1 –нет, 5 – задумался о вечном, 7- еще раз задумался о вечном 10- переосмыслил всю свою жизнь) – 4
  5. Художественная ценность (1 – нет, 5 – а в этом что-то есть, 7 – в этом точно что-то есть, 10 – шедевр) – 5
  6. Историческая ценность (1 – нет, 5 – возможно, 7 – более чем возможно, 10 – однозначно есть)- 5
  7. Посоветовать другим (1-нет, 5 – если других дел нет, 7- сходите, обсудим, 10 – обязательно идти) – 5

 

Средний бал – 4,6  (1 – в топку вместе с рецензией, 5 – это интересно, 7 – надо идти, 10 – так не бывает!)

 

 

 

 

 

В ТЕМУ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ