Вчера в честь юбилея на сцене Камерного театра состоялся большой гала-концерт. Не так. БОЛЬШОЙ ГАЛА-КОНЦЕРТ!
Потому что он реально был большой. Началось всё примерно в 19:15, а закончилось ближе к 23:00.
Это была первая антология, первая летопись молодого театра. Думаю, не обидится на меня худрук Михаил Владимирович Бычков за такой невольный театральный сепаратизм. Конечно, танцевальная труппа – неотъемлемая часть всего Камерного театра, но в то же время она словно отдельный театр со своим репертуаром, своим зрителем и своими «Золотыми Масками». Уж простите…
Яблоки с пирогами
За пять лет многое удалось сделать. Кажется, что Михаил Владимирович, взявший на себя такое рисковое дело, поставил на карту всё.
И спешил, торопился вырастить это дитя по какой-то супер-жесткой программе, рассчитанной на вундеркиндов. На концерте Софья Гайдукова поделилась своими первыми впечатлениями от знакомства с труппой. «Балерина, народник на пенсии, стриптизер-самоучка…»
Эти ребята не имели никакого представления о современном танце на первой встрече с хореографом, который должен был чуть не за месяц поставить сюжетный спектакль по, на секундочку, Бунину.
И первый же спектакль «Appl&Pies. Ностальгия» Гайдуковой и Матулевского – большой двухактный проект с антрактом и бескомпромиссным, без скидок на раскачку, концептом попадает в лонг-лист всероссийской театральной премии «Золотая Маска».
В марте 2018 года выходит первый спектакль, а уже в апреле второй. Да какой! Один из моих любимых. В постановке Ольги Васильевой. «Мы». По роману еще одного нашего почти земляка – Евгения Замятина.
«Мы» получили две полноценные номинации – как лучший спектакль современного танца и лучший хореограф. И абсолютно заслуженно. Невероятно яркий, эмоциональный, лиричный рассказ о стремлении человека к счастью, о поиске себя.
Я был почему-то уверен, что разноцветные кубики, выпавшие на артистов в финале, станут новым символом, эмблемой танцевальной труппы Камерного. Так они радовали глаз и грели душу неискушенного зрителя. Не стали. Жаль)
Осенью этого же года вышла «Безмолвная весна» в постановке Константина Кейхеля.
Три премьеры за один года!
Потом, кажется, стало понятно, что можно чуть-чуть сбросить газ. И если я не ошибаюсь, осенью 2019 состоялась только одна большая премьера репертуарного танцевального спектакля. «Зеркало» Павла Глухова.
Три номинации «Золотой Маски» — спектакль, хореограф и художник по свету. В итоге – первая победа. «Золотая Маска» за лучший свет у художника по свету Татьяны Мишиной.
Ровно через год Павел Глухов поставит спектакль «Плот «Медузы» и станет лауреатом как лучший хореограф.
«Золотую Маску» свою он подарит труппе Камерного театра в знак уважения и признания вклада артистов в его победу. Мне посчастливилось держать в руках две Маски, заработанные трудом и талантом танцевальной труппы с помощью прекрасного хореографа и организаторского гения дирекции Платоновского фестиваля. Вторую «Золотую Маску» в номинации лучший спектакль в «современном танце» получил перформанс на песчаной отмели Воронежского водохранилища «Новая земля». Его мало кто видел, но по отзывам, это настоящая бомба.
Хореограф «Новой земли» Анна Щеклеина, кстати, поставила с ребятами в сентябре 2021 года одноактный спектакль «Ренессанс – 2021». Это совместный проект фестиваля Context. Diana Vishneva и Воронежского Камерного театра. Его первый показ состоялся в Москве в Гоголь-центре.
Я этот получасовой спектакль целиком никогда не видел. Как и проект «Танцуем Мандельштама» 2019 года, в котором 7 хореографов пытаются на языке современного танца осмыслить поэзию Осипа Эмильевича. После «Воронежских тетрадей» в нашем театре кукол и «Шума времени» Екатерины Липки, я совершенно не жалел о том, что не видел этого спектакля. Мандельштама и читать-то трудно, а как его танцевать, ума не приложу.
На Гала-концерте нам показали 4 эпизода из семи. И у меня, признаюсь, слегка отвалилась челюсть. Все 4 эпизода, совершенно разные по настроению, энергетике, как и «станцованные» стихи — прекрасны. Имея в основе очень условный повод для сообщения, хореографы лепят свою странную подвижную картину, где ты начинаешь чувствовать пульсацию настроения автора, его дыхание, его неприкаянную отчужденность и беду, которая снесёт его, несмотря на его таланты и умения считать сдачу. Это я про эпизод с мальчиком в трамвае – «Однажды утром сел в трамвай первоступенник- мальчик.
Совершенно потрясающий финал эпизода, где артист и он же хореограф Никита Чумаков замирает на стуле с горделивой осанкой триумфатора, а фоном проносятся окна трамвая без конца и края. «Трамвай поехал дальше, и в нём поехал мальчик». Так у поэта. А у нас – это не просто трамвай. Это вся жизнь, окнами пролетающая мимо. Ты сидишь, а она пролетает.
Виктория Арчая – сны о чём-то большем
Отдельная глава в жизни танцевальной труппы Камерного – её работа под руководством Виктории Арчая. Совершенно замечательной танцовщицы и не менее талантливого хореографа.
В конце ковидного 2020 года была принята она в труппу театра, и уже в мае 21-го представила публике свои «Сны Междуречья». Любимый спектакль Михаила Бычкова, между прочим. У меня со «Снами» не сложилось. Они действуют на меня как хорошее снотворное. Ничего не могу с собой поделать.
Но тут на меня не стоит ориентироваться. И если Михаил Бычков и, к примеру, Ингеборга Дапкунайте, говорят, что спектакль чудо как хорош, значит так оно и есть. Может мне просто выспаться надо хорошенько.
На гала-концерте Виктория сказала очень добрые слова о театре, который назвала своим домом, и с которым рассталась не так давно. К нашему величайшему сожалению. Я вообще, можно сказать, её тайный поклонник. Я видел всего два выступления Виктории на сцене Камерного театра. И оба – абсолютный снос башки. Извините за выражение!
Мне кажется, она такая искренняя и страстная, такая без купюр и эвфемизмов, что как-то и не по себе от этого. Границы между выдуманным и реальным почти не видно. А это либо гениальность, либо безрассудство. А может и то и другое. В театре всё возможно.
Не видел последней работы Арчая «Отель «Paradise». В ближайшее время обязательно надо будет исправить это недоразумение.
«Плот «Медузы» Павла Глухова – они не утонули…
На гала-концерте этот спектакль выделили особо. Во-первых, им начали второе отделение, взбодрили публику после антракта. Во-вторых, финальный эпизод из «Плота «Медузы» завершал весь Гала-концерт.
А это, товарищи, явно неспроста. И мне, как человеку, мало смыслящему в современном танце, приятно осознавать, что мой выбор, мои симпатии разделяют профессионалы и воронежская публика. Вот в такой обязательно связке. Профессионалы и публика. Всем сестрам, как говорится.
Спектакль – совершенно чудесный, писать о нём дело неблагодарное, это надо видеть!
На 17 ноября остался один билет на сайте. Один!
Волшебство этого спектакля становится совсем очевидным, когда ты понимаешь, что совершенно по-другому видел эту не в меру медитативную (после трехчасового концерта) финальную сцену в контексте самого спектакля. И это тот случай, когда выдернуть не получается. Надо всё смотреть. С самого начала и до вот этого самого — потустороннего конца. И тогда торкнет. Точно вам говорю.
А что кроме танцев?
Много чего. Невероятно теплый и милый конферанс Натальи Шевченко в паре с артистом танцевальной труппы Игорем Прудским.
Шедевральный «заторможенный» хореографический проход к микрофону Матулевского и Гайдуковой.
Это было настолько стильно и уморительно, что я не удержался от хохота.
Игра со зрительным залом Ольги Васильевой.
«Когда приходит хореограф, все начинают танцевать»,- сказала она и весь зал от мала до велика начал «медленно притягивать всё самое лучшее и тут же отдавать».
Перформанс, достойный «Золотой Маски» в номинации «Лучший аниматор», от Павла Глухова.
За 10 минут он умудрился из пришедших гостей сколотить на сцене Камерного свежую танцевальную труппу. И эта самоирония – «Так примерно я и делаю свои спектакли» не могла оставить равнодушным даже такого прожженного цинника, как я. Смеялся я от души.
Не над неуклюжими движениями новоиспеченных артистов, а над самой ситуацией, ярко пародирующей узнаваемые штампы современного танца.
Ну и, конечно, замечательные поздравления от артистов драматической труппы. Нам показали этюды на тему, как выглядели бы драматические хиты театра в формате contemporary dance. И это было очень смешно.
Распластанный на полу Бальзаминов и дуэт маменьки со свахой – прекрасны!
Эпилог с перспективой
Одного из гостей на сцене спросили, кто из артистов танцевальной труппы нравится ему больше всех. И возникла легкая неловкая заминка, потому что, к нашему стыду, мы до сих пор не знаем их имен. И фамилий тоже.
Это же великие и прекрасные немые. За пять лет я слышал голоса только четверых участников труппы. Двое – Олег Петров и Наталья Неповинных в мае вели золотомасочный вечер в репетиционном зале, третий – Игорь Прудской самую малость «потактакал» с самокруткой за ухом в первом спектакле Софьи Гайдуковой, ну и вел гала-концерт, а четвертого – Виталия Шилова мы с женой случайно встретили и разговорили в супермаркете на Левом берегу. Он оказывается живет где-то недалеко от нашего Переверткина.
С остальными дело хуже.
Поэтому стоит, наверное, здесь еще раз назвать всех поименно, поблагодарить и поздравить с днём рождения!
Спасибо вам, ребята! Вы – супер!
Мария Беленева, Николай Гаврилин, Авелина Мартинес, Наталья Неповинных, Ксения Николаева, Олег Петров, Игорь Прудской, Ольга Рыжкова, Никита Чумаков, Виталий Шилов.
И все, кто начинал, кто ушел по каким-то причинам, и кто придет на смену – вы все большие молодцы!
Вы творите историю. Делаете нашу жизнь богаче, дарите нам красоту и нежность.
Не всякому это дано!
Фото Андрея Парфёнова