Елена Киреева: «Если хотите, чтобы дети хорошо учились, не заваливайте их игрушками»

Почему ребёнок приносит двойки после ваших многочасовых занятий дома? Ленится или просто не может лучше? Чем чревато пользование гаджетами и просмотр динамичных мультфильмов на огромных плазмах? На эти и многие другие вопросы ответила Елена Игоревна Киреева — ведущий нейропсихолог центра «Нейрофизиологии и реабилитации» Группы Компаний «Здоровый ребенок».

Чтобы у вас было полное представление о том, с какого уровня специалистом прошла встреча в Доме журналистов, нужно добавить, что Елена Игоревна — специалист системной нейромодуляции, ежегодный участник научно-практических конференций по клинической нейрофизиологии и нейрореабилитации; детский практический психолог, семейный психолог, песочный терапевт, телесно-ориентированный терапевт; коуч ICU; действующий член «Ассоциации Психологов Черноземья».

Что такое нейропсихология, и когда она появилась в России?

Нейропсихология — наука на стыке психологии (высшие психические функции) и медицины (физиологические процессы и болезни в организме человека). Нейропсихология как новое научное направление появилась в России и стала активно развиваться в годы Второй мировой войны, когда нужно было восстанавливать людей после ранений и контузий. Её основатель – советский ученый Александр Романович Лурия.  После развала СССР нейропсихология в нашей стране немного «просела». Даже в медицинских вузах ее изучали факультативно, но сейчас все, к счастью, меняется.

Когда нужно обращаться к нейропсихологу?

Если ваш вполне здоровый ребенок не разговаривает, или, к примеру, у него возникают проблемы с чтением, письмом, памятью. В таких ситуациях нужно изучать все с самого начала. Анализировать, как проходила беременность у мамы, лежала ли она на сохранении, и если да, то какое было лечение, принимала ли гормоны? Ведь это все отражается на ребенке, гормоны во время беременности особенно опасны для мальчиков. Сегодня из-за этого рождается очень много детей с патологией, хотя ещё 20 лет назад такого не было.

Если у ребенка проблема с речью, то мы, в первую очередь, отправляем его на коррекцию двигательной сферы. У нас есть курс нейрогимнастики. И только потом ребенок идёт к логопеду.

Если ребенок не ползает, может это отразиться на его развитии?

Если ребенок не ползал, то это очень плохо. Когда он ползет, то оценивает, сколько ему нужно проползти до игрушки. Он выполняет разнообразные движения руками и ногами. В этот момент задействованы оба полушария. Я наблюдала детей, которые плохо пишут, потом выясняется, что они не ползали.

Что должно случиться, чтобы родители обратились к специалисту?

Ребенок не разговаривает в 2 года. Только: мама, папа, дай. Одна из причин может быть в гаджетах. Дети, которые с телефонами тет-а-тет и не заговорят, у них просто нет в этом потребности. Им там интереснее. А мама – неинтересна для ребенка, она не яркая, её нельзя «полистать». Ещё очень важный момент —  огромное количество игрушек, которыми мы заваливаем детей. Если мальчика попросить принести красную машинку, а на пути его будет еще масса других – зеленых, синих, желтых, то пока он дойдет до красной, забудет, за чем он шел. Сделайте простой текст. Возьмите карандаш и попросите ребенка просто следить глазками за карандашиком, очень медленно в одну сторону, потом в другую, вверх-вниз. Большинство детей 5-6 лет, которые попадают ко мне на консультацию, держат взгляд всего 2-4 секунды. Вопрос: как он будет учиться читать?

У ребенка повышенная возбудимость или тревога. Что делать, куда идти?

Нужно сделать энцефалограмму головного мозга или ЭЭГ. Это спектральный анализ, когда каждая зона мозга выведена отдельно и четко видно, что и как здесь работает, выводится среднеарифметическое значение, и получается истинная картинка. По ней можно всё описать и понять, где проблемы. А дальше уже подключаются специалисты. Но вы не ждите, что вам дадут волшебную таблетку и всё пройдет. Человек – это система. А вы хотите четко попасть каким-то веществом в эту систему. Вероятность того, что она зайдет именно  туда, небольшая. Большинству детей препараты помогают, но процентов у 40 они могут вызывать противоположную реакцию. Процессы возбуждения и торможения у каждого свои. Например, депрессия лечится не таблетками, а методом ритмической магнитной стимуляции, это уже доказанный метод.

Почему ребенок невнимательный, плохо учится, быстро утомляется?

Есть 3 составляющие: эмоциональная, физиологическая и психологическая.

Эмоциональная. Делаем ЭЭГ, выявляем проблему и решаем ее. Уже рассказывала об этом.

Физиологическая. Дети очень часто болеют. Вирусы сейчас имеют нейротоксичность. После болезни дети становятся вялыми. Недавно на приеме у меня была девочка. Училась хорошо, но после 3-х недельной болезни, написала диктант по русскому языку со множеством ошибок. На фоне нейротоксичности произошел откат. Что делать? Смотреть кровь, проверять железо. Скорее всего назначать витаминно-минеральный комплекс. После антибиотиков нужно принимать бифидобактерии не меньше трех месяцев. Иммунная система – это клетки, которые нужно вовремя напоить, накормить, убрать интоксикацию, которая их окружает.

И психологическая составляющая. Когда болеть комфортно. В одной семье болеют по-разному. Как болеет мама? Быстро и на ногах. У мамы лучше иммунитет? Нет, у нее нет времени болеть. А как болеют наши дети? Все лучшее им. Вкусняшки даем, бабушки постоянно прибегают и жалеют. А если убрать телефон, мультики, игрушки, то болезнь ребенка сократится до минимума, или он совсем перестанет болеть.

Частые головные боли у ребёнка. Что делать?

Пройти обследование, сдать анализы, сделать ультразвуковое исследование сосудов шеи и головы, чтобы понять, нет ли в них плохой проходимости, нарушения эластичности. Ещё, к примеру, бывают проблемы с железом, гемоглобином, а может ему не хватает хрома, поэтому не перерабатывается сахар, в результате идёт жуткая интоксикация. Прежде чем лечить, нужно определить, что именно нужно лечить, установить причинно-следственные связи, почему именно это болит у человека.

Как проверить вестибулярный аппарат в домашних условиях

Поставьте ребенка на четвереньки, он должен одну ножку в прямом положении отвести назад, ручку — вперёд. 15 секунд нужно простоять ровно сначала на одной стороне, затем на другой. Если не сможет, его поведёт вправо или влево, то есть проблема с вестибулярной системой. Нужно заниматься.

Что выбрать велосипед или самокат?

Начну с того, что чем раньше вы запустите вестибулярную систему, чем раньше ребенок поймет, как крутить колеса велосипеда, как объезжать препятствия, тем быстрее он будет работать в будущем. В 4 года ребенок должен уметь ездить на двухоколесном велосипеде без маленьких колесиков. Что касается самокатов, то мои коллеги – инструкторы ЛФК столкнулись вот с какой проблемой. После летних каникул, когда дети активно катаются на самокатах, у них происходит сильная деформация позвоночника, одна нога становится чуть длиннее другой. Это происходит из-за того, что кости у ребенка тонкие и скелет не сформирован до конца.  Поэтому выбирая между велосипедом и самокатом, я рекомендую только велосипед.

Мультфильмы – это зло?

Если ребенок сидит перед огромной плазмой, на которой показывают  динамичный мультфильм с кучей героев, картинки мелькают, как он может сосредоточиться? Герой должен быть один, максимум два, и обязательно  мультфильм со смыслом. Ребенок должен думать, следить за одним героем. Фоновая картинка должна быть спокойной, как за окошком. До 5-6 лет мультфильмы лучше не показывать детям. Но если включаете раньше, смотрите содержание.

Для чего нужна нейрогимнастика?

Я еще со школы носила очки. И уже во взрослом возрасте перестала в них нуждаться, когда занялась двигательными упражнениями. Кроме того, у меня была плохая проходимость сосудов, дикие головные боли, настоящая мигрень, из-за неё реально пошевелиться не могла, сейчас у меня ничего этого нет благодаря нейрогимнастике. Норма кровотока начинается от 60 единиц, у меня теперь — 120. Дело в том, что за счёт этих упражнений сформировалось большое количество новых нейронных связей, организму нужно омывать их кровью, как следствие, усилился кровоток. Нужно заниматься хотя бы 4-5 минут в день и на постоянной основе, чтобы был результат. Для детей такая гимнастика тоже очень полезна. Например, для каждой школьной дисциплины у нас есть  блок упражнений, они помогают поверить в себя, расслабиться, не напрягаться. Напоминает физкультминутку в советское время. Было бы очень хорошо и сейчас в современной школе выделять на уроках время, чтобы переключить мозг, побудить его работать. Первоклассник и выпускник одинаково проводят за партой по 45 минут. Как такое вообще возможно? Между ними разница 10 лет, а нагрузка даётся одинаковая. Так не должно быть.

 

Актуален ли «тюнинг» мозга в 40+?

Да. Чем больше нейронные сети омываются кровью, тем медленнее мы стареем. Посмотрите на наших артистов, разумеется, на тех, которые не делают пластику. Они выглядят намного моложе своих ровесников. Потому что всё время учатся, запоминают огромные тексты, работают головой. По этой же причине и представители академической среды в 80 лет имеют ясный ум и хорошую память.

Фото Марины Колесниковой и Галины Фурсовой

 

В ТЕМУ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ