Кто эти люди?
Игорь Лебедев (33 года) — молодой режиссер, родившийся в Керчи и получивший первое театральное образование в Украине в Крымском республиканском высшем учебном заведении «Школа-студия при театре им. М. Горького» в 2011 году.
Потом был Санкт-Петербург. В 2016 году Лебедев закончил факультет актерского искусства и режиссуры (кафедра режиссуры, мастерская профессора В.М. Фильштинского) СПбГАТИ.
Это был первый режиссерский курс мастера, проповедующего систему Станиславского и придерживающегося этюдного метода работы с театральным материалом. Его учениками были известные артисты: Хабенский, Пореченков, Ксения Раппопорт и другие. А вот из числа учеников-режиссеров я знаю только Николая Русского, который воронежскому зрителю знаком по постановкам в Камерном и Никитинском театрах. «Гоголь переоделся Пушкиным» шел на малой сцене Камерного театра, а «Цыганский барон» и «Кафка» шли в Никитинском. Николай Русский в возрасте 40 лет умер в марте прошлого года. И это огромная потеря для российского театра. Слава богу, его спектакль «Кафка. Письмо отцу» всё еще можно увидеть на сцене Никитинского театра.
Игорь Лебедев в Воронеже раньше не ставил. Его спектакли выходили в Няганьском ТЮЗе, в театре-школе «Образ» (Санкт-Петербург). Он — постоянный участник мастерских и творческих лабораторий в самых разных уголках России.
Недавно был назначен главным режиссером Нового молодежного театра в Нижнем Тагиле.
Фридрих Дюрренматт (1921 -1990 гг) — швейцарский писатель и драматург. Классик мировой литературы, 9 раз выдвигавшийся на Нобелевскую премию, но так ни разу её и не получивший. Известен тем, что не стал начинателем никаких новых движений и школ, хорошо зарабатывал на детективах, которые на ура шли на радио в послевоенные годы. При этом после смерти Брехта, Камю и Сартра остался единственным живым классиком, к которому прислушивались политические лидеры европейских стран на переходном этапе после завершения холодной войны. И его пьесы вошли в золотую коллекцию мировой драматургии. Они и сейчас выглядят, как что-то сделанное в эпоху Чехова и Стриндберга, хотя пьеса «Визит старой дамы» была опубликована в 1956 году. И её колорит впитал в себя все оттенки пережившей две мировые войны Европы. И Кафка там, и Сартр, и Сэмюэль Беккет.
В главных ролях: Клара Цаханассьян (дама) — Тамара Семёнова (Народная артистка РФ)/ Ольга Рыбникова (Заслуженная артистка РФ), 7-й, 8-й, 9-й муж дамы, гимнаст и телеведущий — Евгений Чистяков, Илл — Александр Смольянинов (Заслуженный артист РФ), жена Илла — Ольга Рыбникова/ Татьяна Беляева, Бургомистр — Вячеслав Зайцев (Заслуженный артист РФ), священник — Вячеслав Гардер, учитель — Денис Кулиничев
Что они делают?
На пресс-конференции, предваряющей показ спектакля, худрук театра драмы Владимир Сергеевич Петров рассказал о планах поставить в новом сезоне несколько спектаклей по материалам, мало знакомым простому зрителю. «Три сестры», которых будет ставить сам Петров, мы, конечно, в расчет не берем. Не ясно то ли в шутку, то ли всерьез Владимир Сергеевич объяснил такой выбор материала тем, что зрителю будет интересно следить за сюжетом, поскольку он не знает, чем всё закончится. При это сам маэстро любит зрителя подготовленного, знающего, понимающего толк. Такого не удивишь неожиданной развязкой. А значит надо что-то придумывать, что-то сочинять…
Спектакль «Визит дамы» Игоря Лебедева, мне показалось, рассчитан больше на публику, не читавшую пьесу Дюрренматта и не смотревшую фильм Козакова на ТВ. При этом в нём есть желание сохранив канву, сделать материал более жевабельным, ярким. Уйти от Стриндберга с помощью форматов более понятных и привычных современному обывателю. Поэтому на сцене мы видим антураж телевизионного мыльного ток-шоу. Умный зритель увидит пародию, а остальным будет легче понять, что происходит, и куда дело движется. Сама по себе метафора ток-шоу — тема нормальная. «Весь этот джаз», «Шоу Трумана» — яркие примеры того, как талантливо и ярко можно рассказать о человеке, его судьбе и выборе на фоне картонных декораций.
Попытка засчитана, за попытку спасибо! Но в реальности вышло так, что дальше пародии история не шагнула. Хотя очень старалась. Один только гимнаст с головой чувака из рекламы «Миринды» 90-х чего стоит. Проблема в том, что на фоне всей этой шумной мишуры ярче должны были заиграть партии лирические. Видимо на это был расчет. Но, как мне показалось, вышло не очень. Лирика тоже получилась силиконовой, как протез госпожи Цаханассьян.
Оба главных героя в исполнении заслуженных и народных артистов получились какими-то опереточными что ли. Без второго слоя.
Может мелочь, но до конца спектакля не мог понять, почему Альфред Илл, лавочник, уважаемый горожанин, не хватающий звезд с неба, но и не явный аутсайдер, ходит в какой-то футболке с длинным рукавом — лонгслив или фуфайка по советскому ГОСТу с подтяжками. В торжественный момент на герое мы видим жилетку. Но вообще странно, неужели в гардеробе лавочника не могло найтись сорочки с пиджаком?
Фуфайка, подтяжки, штаны на веревочке и кепка. И кардиган перед смертью. Кепка, понятное дело, должна быть снята в финале. В итоге — кардиган это что-то вроде смертного убранства для приговоренного.
Это опять метафора. На мой вкус излишне нарочитая. Как изображение жертвенного ягнёнка на изразцах церкви, как золотые одежды, в которые рядятся все будущие палачи главного героя. Вы скажете, я придираюсь. Это же театр, здесь всё возможно. И ягнёнок, и Босх на фоне с его триптихом «Сад земных наслаждений», и золотые пиджаки с золотыми теннисными ракетками.
Да, возможно всё. Вопрос не в том, что, а в том, как. Как всё это в результате играется и играет.
Что получается?
Интересно было бы посмотреть, какие этюды использовались при работе над спектаклем. И как этюдный метод срифмовался с психологическим театром Станиславского в нашем театре драмы. Крепкая труппа, серьезные профессионалы, как они искали своих героев? И как поняли, что нашли?
Я специально пересмотрел фильм, а потом нашел видео спектакля в постановке Академического Малого театра, почитал пьесу. И понял, что всё это не помогает разобраться, почему мне так скучно было смотреть этот спектакль. Может быть я слишком подготовленный зритель, я знал, кто убийца? Может так сложились звезды, и в другой день был бы другой эффект. Но всё это яркое, шумное, динамичное и даже изобретательное зрелище, оставило меня абсолютно равнодушным. Я не сочувствовал Иллу, не сопереживал Кларе. Вся эта вообще-то страшная история никак не зацепила, не тронула, не напугала. Виноваты в этом артисты, играющие без полутонов? Просто и внятно, без затей. Или режиссер, предложивший такую форму существования. Не знаю.
В афише спектакль позиционируется как трагикомедия. Но ни трагедии, ни комедии я не увидел. Один раз вырвался у меня смешок на сцене с радующимся колоколам пастором (Вячеслав Гардер). Остальное время — гробовая тишина в зале. И это трагедия, конечно! Тут не поспоришь.
Какое будущее ждёт этот спектакль? Не буду гадать. Артистам, кажется, нравится эта история, зритель у нас добрый, сюжет неизбитый. На таких дровах далеко можно уехать. Заглянул на сайт театра. На два оставшихся в октябре показа билетов уже не достать. В ноябре только бельэтаж не весь раскупили.
Хит, ёлки палки!
Фото предоставлены пресс-службой ВГАТД им. А. Кольцова