Нуар-водевиль «Медведь» в Камерном театре: Нуар требует жертв

Кто эти люди?

«Медведь» — шутка-комедия в одном действии написана в 1888 году, за 8 лет до великой «Чайки», за 10 лет до создания МХТ. Пьеса имела невероятный успех и стала по словам самого Чехова «дойной коровой», благодаря авторским отчислениям. Изящная, остроумная, мелодраматическая штучка, сделанная молодым весёлым Чеховым. Ему 28 лет, еще жив брат Николай, он получает литературные премии, любим публикой, и всё у него ладится.

Моё поколение знает «Медведя» по фильму 1938 года с Жаровым в главной роли. Между прочим, это была дебютная работа молодого режиссера Исидора Анненского, ученика Эйзенштейна. Считается одним из самых успешных дебютов в нашем кинематографе. Кстати, все более-менее значимые экранизации рассказов Чехова его – «Свадьба», «Анна на шее», «Человек в футляре». По крайней мере, по моим ощущениям.

У Мурата Абулкатинова, вчерашнего выпускника ГИТИСа (мастерская Сергея Женовача), «Медведь» в Камерном театре — работа не дебютная. Ему 30 лет, и он успел поучиться до ГИТИСа в Саратовском театральном вузе на актерском факультете. Т.е. это начинающий, но не такой уж и молодой постановщик. Видевший, игравший и ставивший уже что-то у себя в Саратове, во время учебы в институте и в лабораториях вроде той, из которой вырос в итоге наш воронежский «Медведь».

Что они делают?

Обозначается жанр постановки как нуар-водевиль. На всякий случай определимся в дефинициях. Как говорили у нас на филфаке. Что такое нуар, и что такое водевиль? Нуар – это термин из кинематографа. Опять мы к нему возвращаемся. Обозначает направление криминальной драмы 40-50-х годов, в которой преобладают мрачные, тревожные настроения, полные абсолютно оправданных в итоге трагических предчувствий. Главный герой – циник, разочаровавшийся в жизни, частный детектив или полицейский, если и остается в живых, редко обретает уверенное личное счастье. Все ведь зыбко и ненадежно в этом мире.

Водевиль – это легкий жанр драматического искусства, комедия с песнями и танцами. Нуар и водевиль – понятия малосовместимые. Что-то не припомню я песен в нуарных детективах. И уж тем более танцев. Но вот режиссер решил совместить. Поскольку всем понятно, что там, где сладкая горечь или лёд и пламень всегда найдется место поэзии.

Формально для нуара всё есть – в «Медведе» главная героиня – вдова, остро переживающая смерть неверного мужа. Елена Ивановна Попова (Яна Кузина) даже спустя 7 месяцев не перестает скорбеть и отрешается от мира, обрекая себя на добровольное затворничество.  Т.е. фон вполне нуарный. Добавьте сюда дуэль на пистолетах между Смирновым (Василий Шумский) и вдовой, закончившуюся неформатным «продолжительным поцелуем». И вот вам – необходимый мотив для формирования нужного градуса мрачности.

Элементы водевиля заложены были в пьесу самим Чеховым. Писал он шуточную, веселую комедию. Без песен, но с юмором.

И тут постановщик чуть помог Антон Палычу. Песни были добавлены. Их не назовешь веселыми, нуар все-таки. Хоть и водевиль. Это переосмысленные, как написано в программке спектакля, романсы 19 века. Т.е. слова вроде те же, а музыка и интонация совершенно другие. Новые.

Музыку к спектаклю написала Ирина Алексеева. И тут у нас вопросов нет. Нуар требует жертв. Потому переосмысленные романсы пусть будут на совести режиссера. Он же всё это придумал.

И это еще не всё. Видимо, чувствуя неустойчивость всей этой мрачно-песенной конструкции, Мурат Абулкатинов, решил её утяжелить монологами из текстов величайшего абсурдиста всех времен и народов Сэмюэла Беккета.

Теоретически в театре срифмовать можно что угодно. При сильном желании. Чехов и Беккет – два драматурга, оказавшие революционное влияние на театр 20-го века. И то, что до максимума довел в своем творчестве родоначальник театра абсурда и автор хрестоматийного «В ожидании Годо» было изначально заложено в классических пьесах Чехова. Абсурда, алогизма, несуразностей всех мастей у Чехова вагон и маленькая тележка. Его герои практически ничего не делают, пьют чай на даче, а в это время рушатся их жизни. Помните?

Экспериментальная пьеса Константина Треплева в «Чайке» без диалогов и сюжета – прообраз будущих пьес Беккета «Дыхание» и «Не я», где эксперимент, нечеткая эмоция заменяет собой всё – героев, действие, конфликт.

Откуда конкретно взяты тексты для «Медведя», я не понял. Знатоком Беккета никогда не был. Хотя бесспорно отдаю ему должное. Нобелевские премии по литературе за красивые глаза не дают.

Заметил я только одно – монологи эти имеют ассоциативную связь с текстом Чехова. Один из них в исполнении слуги Луки (Юрий Овчинников) звучит в начале спектакля и в самом конце, как пролог и эпилог. Это что-то из разряда потока сознания и рассуждения на тему – свободна ли влюбленная женщина в своих чувствах и желаниях или нет.

Теоретически принять включение такой вязкой приправы в это и без того густое варево можно. Но на практике нужно будет внимательно следить за состоянием принимающей стороны. А ну как не проглотит зритель? Застрянет где-нибудь поперек горла, и мучайся потом.

Я, человек ко всему готовый, и то пару раз поперхнулся.

Что у них получается?

Но что мы всё о Беккете, да о Беккете. Пора и о чем-нибудь приятном поговорить. И тут, друзья мои, я вам искренне, без дураков, могу сказать, что увидел в спектакле «Медведь» абсолютно выдающиеся работы артистов Камерного театра. Всех троих. Яна Кузина, Юрий Овчинников и Василий Шумский отработали на совершенно фантастическом уровне, с учетом всех вышеобозначенных нуар-испытаний в виде переосмысленных романсов и монологов из Беккета.

Давно мы не видели, а главное, не слышали такого странного Овчинникова. И это всегда радость для меня. Когда артист выходит за рамки амплуа. Когда «Лука уходит». Те, кто смотрел спектакль, меня поймут.

Но то, что делают Яна Кузина и Василий Шумский – это супер-пупер, мега-драйв! И это, конечно, заслуга режиссера. Он пригасил своих артистов до заводских настроек, а потом включил в них какую-то одну, но пламенную страсть. Она переливалась волнами от сдержанной агрессии до истерического хохота, но была настолько заразительной и настоящей, что я вдруг понял, что слёзы сами катятся у меня по щекам. Я так и не понял почему. Но явно не потому, что мне было жаль безутешную вдову и несчастного кредитора. Они просто раскачали во мне мой внутренний комочек нервов, отвечающий за восприятие настоящего волшебства театра. Это когда эмпатия становится неконтролируемой. Так посреди хорошего, но не великого спектакля, талантливый артист может унести тебя к таким высотам, что ты все прощаешь, все косяки его партнеров и очевидные промахи постановщика.

Не в обиду, а скорее наоборот – в поддержку постановщика «Медведя» могу сказать, что именно его влияние, его решения дали возможность так блестяще раскрыться моим любимым артистам. И это такое счастье, еще раз убедиться, что твои ожидания – это не всегда твои иллюзии. Не померещилось!

И номинация на Золотую Маску Яны Кузиной за прекрасно сыгранную роль в спектакле Антона Федорова «Ребёнок» не случайная удача, и многогранный, богатый в своей убедительности дар Василия Шумского – не мираж, не обольщение, не игра света-тени.

Что вы потеряете, если не сходите на этот спектакль?

Я получил колоссальное удовольствие от огненного дуэта Яны Кузиной и Василия Шумского!

Всем от души рекомендую посмотреть спектакль и оценить эту работу. Если вы хоть немножко любите театр.

Кто знает, может у них так круто получилось именно потому, что вот такой нуар с Беккетом и переосмысленными романсами? И не будь этой нарочитой тяжести, не случилось бы такого взлёта?

В любом случае, он был, этот взлёт. И наблюдать его было чертовски приятно.

 

Фото Алексея Бычкова

 

ШКАЛА ГАРМОНИИ (авторская разработка авторов портала gorsovety.ru)

Для людей, которые любят конкретику, и которым некогда читать большие тексты рецензий.

Оценка спектакля (художественного произведения) по нескольким критериям по шкале от 1 до 10

  1. Оригинальность – (1- нет, 5 – где-то я такое видел, 7 – раньше я такого не видел 10- что это было?) – 6
  2. Яркость (декорации, спецэффекты) – 1-нет, 5 – симпатичненько так, 7- хорошо прям, 10- вау!) – 6
  3. Трогательность (эмоциональность) (1 – нет, 5 – мурашки(одобрительный смех), 7- пощипывает глаза(смех без контроля), 10 – заплакал) – 8
  4. Катарсис (1 –нет, 5 – задумался о вечном, 7- еще раз задумался о вечном 10- переосмыслил всю свою жизнь) – 6
  5. Художественная ценность (1 – нет, 5 – а в этом что-то есть, 7 – в этом точно что-то есть, 10 – шедевр) – 6
  6. Историческая ценность (1 – нет, 5 – возможно, 7 – более чем возможно, 10 – однозначно есть)- 6
  7. Посоветовать другим (1-нет, 5 – если других дел нет, 7- сходите, обсудим, 10 – обязательно идти) – 8

 

Средний бал – 6,6  (1 – в топку вместе с рецензией, 5 – это интересно, 7 – надо идти, 10 – так не бывает!)

 

 

 

 

 

 

 

В ТЕМУ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ