Все перформансы связаны с произведениями или личностью Андрея Платонова и проходят не в театральных залах, а на необычных площадках города.
Вход на некоторые перформансы будет осуществляться по билетам, которые поступят в продажу в пятницу, 30 апреля, в 10:00. Также вы сможете приобрести абонемент на все три платных перформанса.
Время, которое я у Вас займу, будет коротким
Перформанс с участием артистов Камерного театра
Куратор – Полина Кардымон (Новосибирск)
3 июня 14:00 – 19:00 (сеансы каждые 40 минут)
Арт-пространство «Прогресс» (ул. Фридриха Энгельса 52, вход с улицы Средне-Московская)
Вход по билетам
16+
Фраза «Время, которое я у Вас займу, будет коротким» позаимствована из письма Андрея Платонова к Максиму Горькому. Именно к эпистолярному наследию писателя обращаются авторы перформанса, ведь письма хранят мощный эмоциональный заряд.
По замыслу Полины Кардымон десять артистов перечитают весь корпус писем писателя и разберут их на темы, отзывающиеся в них самих. Это разные грани личности Платонова, разные взгляды на него, которые будут представлены через беспрерывный пятичасовой разговор. Как посетитель выставки берет наушники и прослушивает аудиофайл об экспонате, так и зритель перформанса садится напротив одного из перформеров, заглядывает ему в глаза и запускает «звуковую дорожку». Артисты не будут играть и перевоплощаться, каждый из них просто расскажет о том, что его волнует, словами Андрея Платонова. Это опыт более внимательного знакомства с писателем, человеком напротив и, в конечном итоге, с самим собой.
Одновременно в зал к десяти артистам заходят восемь зрителей. В любой момент зритель может встать и пересесть на свободный стул, к другому перформеру. На один сеанс отводится 40 минут.
Полина Кардымон (Новосибирск) – театральный режиссер, художница, куратор, участница группы МЫК, резидент пространства-лаборатории «Мастерская Крикливого и Панькова», соавтор проектов ПЕРФОДНИ и книжного клуба ZVUK BUKV. Автор аудиоперформанса «Коромысли», включенного в программы нескольких фестивалей. Режиссер спектакля «Грибы» в Новосибирском «Первом театре», который вошел в специальную программу «Маска Плюс» на фестивале «Золотая Маска» как одна из самых актуальных работ российского театрального сезона 2019/20.
КОТЛОВАН
Трехдневный перформанс Полины Кардымон
4, 5, 6 июня 11:00 – 20:00
Дамба Железнодорожного моста
Вход свободный
0+
К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника, отношения художника и зрителя. В течение трех дней художница Полина Кардымон будет копать котлован под звучащий текст из одноименной повести. Если герои Платонова копали его ради великого будущего, то для чего можно делать это сегодня, прикладывая столько усилий? За какую идею можно расплатиться своим здоровьем? Тем более, если заранее знать, что в финале бульдозер зароет котлован и от него не останется ничего.
Полина Кардымон: «В отличие от героев “Котлована” я заранее знаю, чем все кончится и не питаю иллюзий по поводу будущего, а значит, возникает вопрос: зачем все это? У меня нет своей “концепции будущего”, я ощущаю себя растерянной, дезориентированной во времени и пространстве, я не знаю, что будет завтра, что будет потом… Для меня это проверка, справится ли вообще мое тело с физической работой в течение 9 часов ежедневно? Что со мной произойдет за это время?».
Зрители смогут приходить в любое время и наблюдать за созданием котлована сколько угодно. Можно будет прийти не один раз, а следить за перформансом в его развитии в течение трёх дней, или даже, при желании, присоединиться к Полине.
Переходит ли физический труд в разряд нематериального, если заранее знаешь, что его результат будет уничтожен? Похожа ли боль от изнурительной работы на муки творчества? Стоит ли программировать будущее, если всегда будут те, кто сможет пройтись по нему бульдозером? Попытаться ответить на эти и другие вопросы зрители смогут во время перформанса.
Жители родного города
site-specific опера по мотивам рассказа Андрея Платонова
Перформанс пройдет на Вокзале Воронеж 1
Начало перформанса – на вокзале Воронеж Курский
4 июня 23:00
Вход по билетам
Проект «Геометрия звука» (Москва):
Композитор-постановщик – Даниил Посаженников
Художник-постановщик – Анна Кострикова
С участием хора Воронежского театра оперы и балета
Главный хормейстер – Ольга Щербань
16+
Когда-то Иван Коншин, художник из рассказа Андрея Платонова «Житель родного города», пытался сохранить образ старого города — красоту старых улочек, церквей и холмов — в своих картинах, собирая его по крупицам. Теперь музыкальный проект «Геометрия звука» восстанавливает это впечатление и с помощью музыки предлагает современному горожанину увидеть, а главное — услышать город заново, его надежды и тишину. Звучание становится выражением повторяющихся тем текстов Платонова — родной земли, нового рождения, общечеловеческой и личной памяти.
Камерная site-specific опера, в которой Воронеж — главное действующее лицо, пройдет на железнодорожном вокзале. Это место первой встречи, место знакомства с городом любого туриста. В полночь, под звуки гудков зрители отправятся в ночь, в неизвестный Воронеж, в его прошлое и «бессмертные надежды».
Шум вокзала и самих поездов, пение «горожан», и в унисон громкоговорителю звук музыкальных инструментов – всё создает единую партитуру исчезнувшего и готового возродиться вновь старого доброго Воронежа, о котором мечтал художник Коншин.
В тексте 1945-го года Андрей Платонов пишет о старой, бессмертной надежде, что неправедно погубленное и погибшее обязательно вновь возникнет на свете. И выбирает целый кирпич из разрушенного войной Воронежа, чтобы город возник в более совершенной и прекрасной форме.
Что, если то светлое будущее Воронежа, о котором писал Андрей Платонов, уже наступило, и это – вы, сегодняшние его жители?
Даниил Посаженников – композитор-постановщик. Создатель проекта «Геометрия звука». Сделал более 30 музыкальных перформансов и проектов на различных площадках: Музей Москвы, Центр Драматургии и Режиссуры, МАММ, Московская консерватория им. П.И. Чайковского, Московская филармония и других. Музыкальный руководитель фестиваля Место.Смоленск. В 2021 году балет «Последнее чаепитие» (хореограф Ксения Михеева, композитор Даниил Посаженников) стал лауреатом премии «Золотая Маска» в номинации «Современный танец» как лучший спектакль.
Постоянно сотрудничает с музыкантами из камерного ансамбля Юрия Башмета «Солисты Москвы». Резидент Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) в сезоне 2020/21 года.
Анна Кострикова – художник-постановщик, ученица и соавтор спектаклей Дмитрия Крымова. В 2016 году спектакль «О-й. Поздняя любовь» (режиссер Дмитрий Крымов, художники Анна Кострикова, Александр Барменков) стал лауреатом премии «Золотая Маска» в номинации «Лучший спектакль в драме, малая форма». В 2018 году спектакль «Безприданница» (режиссер Дмитрий Крымов, художник Анна Кострикова) стал лауреатом премии «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучший спектакль».
Участник многочисленных выставок и независимых художественных проектов, соавтор и главный художник журнала «Замыслы», художник проекта «Геометрия звука».
Новая земля
Танцевальный перформанс-место с участием артистов танцтруппы Воронежского Камерного театра
Хореограф – Анна Щеклеина (Екатеринбург)
6 июня 15:00
Насыпь Петровской набережной
Вход по билетам
16+
В перформансе отражено стремление Платонова к космосу, будущему, предчувствие прекрасного высокотехнологичного и гармоничного мира, и вместе с тем глубокое чувствование природы и единения с ней, осознания одиночества человека как момента истинной свободы и проявления себя.
Танцовщики в комбинезонах напоминают космонавтов и крестьян одновременно, они – люди будущего, покорившие землю и небо. Танцевальная композиция построена на массовых и сольных сценах и использовании специфики пространства. Локация создает многоуровневость восприятия, перспективу и ощущение безграничности, а барабаны подчеркивают напряжение и пронзительность танца. Действие дополняется репликами из произведений Платонова, в которых звучат мечты о будущем и передается его уникальное ощущение природы.
Анна Щеклеина – независимый хореограф, танцовщица, лауреат Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (спектакль «Лилит» в 2020). Вместе с Александром Фроловым создала собственный бренд Zonk’a. Финалист и победитель хореографических конкурсов, таких как «Ателье для российских хореографов», «Context. Diana Vishneva», Jerusalem Choreography Competition.
За 10 лет профессиональной деятельности создано более 20 танцевальных спектаклей и перформансов, которые были показаны в 17 городах России и 6 странах.