«Преступление и наказание»: да это какое-то сплошное наказание…

Кто эти люди?

Театр «Приют комедианта» —  с 1999 года первый в России государственный репертуарный театр без постоянной труппы. Репертуар формируется из спектаклей, которые ставят приглашенные режиссеры, имеющие возможность на контрактной основе задействовать любого артиста из Москвы или Санкт-Петербурга. Если у него, конечно, есть время, желание и возможность.

Кстати, в Приюте комедианта два спектакля «Человек из Подольска» и «Трамвай «Желание» поставил наш Михаил Бычков.

Константин Богомолов, 45 лет, с июня прошлого года художественный руководитель Московского драматического театра на Малой Бронной. Искать в гугле информацию о Богомолове трудно. Потому что он – муж Ксении Собчак. Найти точную информацию о его театральных достижениях и количестве «Золотых Масок» с ходу не удалось. Но поскольку в Википедии статья о нем украшена его портретом с Маской в руках, будем считать, что он не только бесчисленный номинант, но и наверняка лауреат.

Для народа, кроме того, что он муж Собчак, Богомолов известен как автор нашумевших «Содержанок» с циничными голыми женщинами в каждой серии. Спектакли его почему-то часто считаются эпатажными заранее. Может быть потому, что театр Богомолова отличается нетрадиционной ориентацией. В самом лучшем, культурологическом смысле слова. Он подходит к материалу творчески, переосмысливает его по-своему и создает особенный, неповторимый театральный продукт. Проще говоря, Константин Богомолов – художник и творец. Каждый его спектакль – это не постановка в прямом смысле слова, это высказывание. Еще проще – искусство.

А к искусству на сцене у нас относятся настороженно. Иногда прямо враждебно. Если уж взял текст Шекспира в переводе Лозинского, будь любезен блюсти цельность исходника. Театр Богомолова не для людей, которые смотрят классику на сцене с закрытыми глазами, блаженно перебирая в голове священные четки знакомых с младенчества строк и рифм. Поэтому предвижу разную реакцию на его спектакль у воронежской публики.

Что касается действующих лиц и исполнителей «Преступления и наказания», то, наверное, стоит назвать всех поименно. А вы уже сами вспомните в каких фильмах или спектаклях видели этих артистов.

Родион Раскольников – Дмитрий Лысенков

Порфирий Петрович – Александр Новиков

Свидригайлов – Валерий Дегтярь

Соня Мармеладова – Марина Игнатова

Мама Раскольникова – Алена Кучкова

Дуня, сестра Раскольникова – Мария Зимина

Лужин – Алексей Ингелевич

Мармеладов – Илья Дель

Что они делают?

Спектакль начинается практически с монолога Пульхерии Александровны, мамы Родиона Раскольникова. Молодая актриса (30 лет) в роли мамы смотрится необычно, хотя и по книге ей было всего-то 43 года. Ну тут видимо отсылка к детской доверчивости и простодушию маменьки, не понимающей, в какие ямы валятся её милые дети. Письмо матери стало в романе той самой пружиной, которая запустила весь механизм преступления. Сестра Раскольникова потеряла работу из-за домогательств хозяина дома, где она служила гувернанткой. Чтобы выжить ей придется выйти замуж за человека, цель которого иметь жену, которая по гроб жизни будет благодарна ему за его снисходительность.

Понимая это, Раскольников решается на убийство и ограбление процентщицы. Эти деньги, как он считает, должны освободить сестру от унизительного брака и помочь семье поправить свои дела.

Что сразу бросается в глаза, кроме молодости маменьки, так это интонация, с которой она читает свой монолог.  Её нет. Так читают письма, строчка за строчкой, делая паузы на переворачивании страниц. И это в общем логично. Поскольку этот текст – письмо и есть. Но делать это так, натурально в буквальном смысле в театре не очень принято. Никаких артистических поз, размахивания руками, никаких пауз и повышения тона. Как в документальном театре.

И дальше в таком же сдержанном, осторожном ключе стали развиваться события. Вернее, так: события практически не развивались, они шли, проговаривались длинными тихими монологами.   Торжественно, чинно, с редкими всплесками странностей, которые только усугубляли замкнутость этого странного и страшного пространства. Это какой-то лимб, черный вигвам по-богомоловски, похожий больше своим аскетизмом и сдержанностью хай-тек дизайна на зал крематория. Позже этот зал легко превратиться в церковь после того, как девочка-ассистент повесит на кафельный задник небольшой крест.

Анемичный мир постапокалипсиса, в котором нет места настоящему спасению и совершенно невозможно представить искреннее раскаяние человека, уже погибшего невозвратно. Может быть с самого рождения.  В этом мире никакие ритуалы, никакие чудеса не смогут заставить игру сломаться, стены рухнуть. «Бога нет»,- говорит Раскольников Соне.

Здесь его нет точно. Может поэтому Соню играет актриса Марина Игнатова, которой в марте исполнилось 64 года, извините за подробности. Красивая статная женщина с мудрыми глубокими глазами. 18-летняя Сонечка, попавшая сюда после своего грехопадения и постаревшая так рано. Когда она обнимает Раскольникова, кажется, что она обнимает сына, наклоняясь к нему, такому маленькому и несчастному.

Свидригайлов, назойливый ухажер Дуни, сестры Раскольникова, серый и скучный в своей страсти, Дуня с ценником на спине, как манекен, вещь на продажу; безмолвный карлик Лужин, как отсыл к тому же линчевскому черному вигваму; Порфирий Петрович, паучок в милицейской форме, плетущий свои словеса – все они обитатели этого мира, из которого только два выхода. И те скорее всего ведут в пустые комнаты.

Кричи не кричи, все равно тебя никто не услышит.

Что получилось?

Получилась тихая и страшная история о человеческой низости, о нелюбви, в которой варятся бедные гордые и неприкаянные люди. Люди эти обычные, такие как мы с вами. Только один из них убил двух старушек топором, второй стал проституткой, чтобы прокормить семью, третий идет замуж за урода, четвертый уморил жену и волочится как пес за своей возлюбленной…

И всё это под мелодии из советских кинохитов Андрея Петрова и Евгения Доги. Искусственно наложенный, нездешний, чужой звук воображаемого чувственного мира, в котором кипят нешуточные страсти, погибают ласковые и нежные звери, находятся те самые, единственные на всем белом свете.

Там погибают и находятся, а здесь просто говорят-говорят-говорят и ходят из комнаты в комнату. Вечно. И кажется так и будут ходить. Финал не получился финишем или стартом новой жизни. Просто новая страница, на которой всё та же история. Только теперь герой чуть изменил риторику. Так это, кажется, называется у политиков.

Что вы упустили, не сходив на этот спектакль?

Я люблю тихий театр. И шумный люблю тоже. Главное, чтобы он был настоящим, не плоским, живым. И ещё говорящим. Говорящим не в том смысле, чтобы в нём обязательно много говорили, а в том, чтобы его смыслы, его интонация отзывалась во мне, говорила со мной. Это процесс таинственный, интимный даже. Ты можешь не сразу почувствовать в себе этот волшебный вирус, который отзывается самыми разными эхами в сердце, памяти, мыслях. Его влияние болезненно, но благотворно. Он делает тебя чувствительным к миру, обостряет твоё зрение и слух, а это чревато. Ведь кроме красоты в этом мире столько всякого лишнего шума.

Спектакль Богомолова как раз из таких «вирусных». Ходи теперь и думай – неужели всё так безнадежно? И кто я во всей этой истории? Свидетель, читатель, наблюдатель или присяжный?

Или, чего хуже, обвиняемый?

 

Фото: Андрей Парфёнов

 

ШКАЛА ГАРМОНИИ (авторская разработка авторов портала gorsovety.ru)

Для людей, которые любят конкретику, и которым некогда читать большие тексты рецензий.

Оценка спектакля (художественного произведения) по нескольким критериям по шкале от 1 до 10

  1. Оригинальность – (1- нет, 5 – где-то я такое видел, 7 – раньше я такого не видел 10- что это было?) – 10
  2. Яркость (декорации, спецэффекты) – 1-нет, 5 – симпатичненько так, 7- хорошо прям, 10- вау!) – 8
  3. Трогательность (эмоциональность) (1 – нет, 5 – мурашки(одобрительный смех), 7- пощипывает глаза(смех без контроля), 10 – заплакал) – 7
  4. Катарсис (1 –нет, 5 – задумался о вечном, 7- еще раз задумался о вечном 10- переосмыслил всю свою жизнь) – 8
  5. Художественная ценность (1 – нет, 5 – а в этом что-то есть, 7 – в этом точно что-то есть, 10 – шедевр) – 8
  6. Историческая ценность (1 – нет, 5 – возможно, 7 – более чем возможно, 10 – однозначно есть)- 7
  7. Посоветовать другим (1-нет, 5 – если других дел нет, 7- сходите, обсудим, 10 – обязательно идти) – 9

 

Средний бал – 8,1  (1 – в топку вместе с рецензией, 5 – это интересно, 7 – надо идти, 10 – так не бывает!)

 

 

В ТЕМУ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ