Спектакль «Битвы по средам» в ТЮЗе: работают ли проклятья Калибана на современных школьников?

По афише у меня сложилось превратное ощущение, что спектакль этот о чем-то из офисной жизни. Ожидал увидеть нечто в стиле «Метода Грёнхольма», поставленный другим Георгием, Цхвиравой в Камерном театре. На фото был Роман Лютиков, артист ТЮЗа, никак не похожий на семиклассника. Тем круче было вживую убедиться, что в театре возможно всё.

Кто эти люди?

Режиссер Георгий Цнобиладзе, 32 года. Ученик Льва Додина. В 2007 году окончил Санкт-Петербургскую Академию театрального искусства и потом два года работал актёром в труппе МДТ-Театр Европы. География его постановок как-то бессистемно разнообразна, видимо это человек, легкий на подъем и не привередливый. Тут и Милан, и Елец, и Питер, и Улан-Уде. Ну и Воронеж, конечно же.

C июня 2021 года Георгий Цнобиладзе — занимал должность главного режиссера Саратовского ТЮЗа. А в апреле 2021-го  вышел наш спектакль. И хотелось бы верить, что именно «Битвы по средам», поставленные в Воронеже, проложили дорожку Георгию в главрежи в Саратове.

Георгий Цнобиладзе — довольно частый участник театральных лабораторий. Раньше был. И этот спектакль тоже вырос из лабораторной постановки под руководством Олега Лоевского. У нас таких спектаклей сейчас вагон идет во всех театрах. Даже не знаю, радоваться этому или нет.

Теперь что касается романа американского писателя Гэри Шмитда «Битвы по средам». Это достаточно свежая книга, она вышла в 2007 году и сразу была замечена критиками и принята широким кругом читателей. Это — условно роман-воспитание. История семиклассника, открывающего для себя людей и искусство на фоне войны во Вьетнаме в 1967 году.

Это автобиографическая книга, что очень чувствуется. Гэри Шмитд (65 лет) в основу романа «Битвы по средам» положил свой собственный школьный опыт. Он считался некудышным учеником, однако, благодаря своей учительнице, увлекся литературой и стал профессором, доктором наук и всемирно известным писателем.

Вообще жизнь у Гэри Шмитда точно не сахар. Он победил рак в конце девяностых, вырастил шестерых детей и потерял жену, с которой прожил в браке больше 30-ти лет. Но сохранил своё жизнелюбие и неподражаемое чувство юмора, которыми буквально пропитаны его книги.

Что они делают?

Жанр постановки обозначен как «театральный комикс». А комикс — это сочетание ярких картинок и текста.

И в этом плане можно однозначно признать эксперимент удавшимся. Спектакль — яркий, подвижный и в нём действительно масса элементов графики и текста. Буквального, т.е. написанного с помощью проектора на заднике, на элементах декораций, на спинах артистов. Как будто рассказчик — автор, рисующий этот комикс из своих воспоминаний для непонятливых обозначает,  кто есть кто в его истории. Ну и отбивает сцены. А то вдруг вы запутаетесь и не поймете, что предыдущая история закончилась, а начинается новая. В новой локации и с новыми героями.

Семиклассник Холлинг Вудвуд (Роман Лютиков) невольно становится изгоем в школе, потому что не ходит со всеми в церковь по средам. Он пресвитерианец. Не спрашивайте меня, что это такое. Закопаемся. Получается, что половина класса ходит в синагогу, вторая половина в католический собор, а наш герой остается в школе с учительницей английского языка Миссис Бейкер (Екатерина Тоборовец), которая, как ему кажется, его ненавидит. Она заставляет бедного мальчика читать классические пьесы Шекспира. Нет, по началу все было более менее безобидно. Холлинг мыл полы в классе и чистил клетку с крысами, которые, правда, быстро разбежались. Ничего не предвещало, а потом бац и сразу — Шекспир!

Тут еще и ссора с одноклассниками, требующими от него бесплатных пирожных и напряженные отношения в семье с карьеристом отцом (Александр Новиков) и сильно не вникающей ни во что мамой (Марина Осенко).

фото Дмитрия Никулина

В результате главный герой попадает в труппу любительского театра, где в пьесе «Буря» исполняет роль духа Ариэля в обтягивающих колготках  и перьями на поясе.

Фоном идёт война во Вьетнаме, проявляющая себя хиппующей сестрой с антивоенным плакатом, похоронками, тревожным ожиданием новостей  и травлей вьетнамской одноклассницы. И песней группы The Doors «Виски бар», где рефреном звучит фраза «мы все умрем». Но поскольку слов никто не знает, все слышат просто ритмичную хулиганскую песенку, под которую можно приплясывать и корчить уморительные рожицы.

Герой проходит все испытания, влюбляется в одноклассницу Мирил-Ли Ковальски (Алина Бачурина), которая как бы случайно оказывается дочерью заклятого конкурента отца-архитектора. «Ромео и Джульетта», ёлки палки.

И в финале все дружно читают рэп по текстам Шекспира. Все счастливы!

Что получается?

Первая мысль. А насколько это спектакль для детей? В афише написано 12+. Не уверен, что и 14-летние способны высидеть два отделения и не поплыть.

Но тут я буду парировать собственные сомнения реакцией нормального, неиспорченного Бутусовым и Могучим, зрителя. Моей жены Юли. Она считает, что детям это интересно, и пять паршивых овец на первых рядах справа не испортят настроения всему восторженному стаду. Может быть и так.

Но я видел девочку, сидевшую в первом ряду и играющую в шарики на смартфоне. Она играла, потом шепталась с подружками. Дошло до того, что повариха Миссис Биджио (Мария Малишевская), не выходя из роли, несколько раз обратилась к девочкам персонально: «Завтра с родителями к директору!»,- сказала она в первый раз, находясь рядом с ними, и «Смотрите, девочки, и учитесь!», — сказала она во второй раз, кивая на артистов, изображающих крайне заинтересованных театральных зрителей.

От этого испанского стыда, я готов был провалиться сквозь землю, а девочкам, кажется, стало еще веселей. И эту битву, на этом отдельном правом фланге, театр проиграл.

В остальном, если разложить все впечатления по полочкам. Скажу так — спектакль мне понравился. Это хорошая работа со своими провисами, слабыми местами, уравновешенными довольно мощными сценами, решенными изящно и изобретательно.

Картонный театр в Венецианском купце — просто блеск. И вообще вот эта картонная история — чудо чудное. Корабли, тучка с дождиком и кувшин с льющейся водой. Вся эта мультяшная буффонада — прелесть как хороша. В лучших традициях моего любимого Мишеля Гондри.

И вообще вот эти включения — театра в театре. Это такой приличный замах на большое театральное высказывание, не ограниченное рамками представления для детей. Но, как мне кажется, замах этот — мои фантазии. Главное, чтобы детям было не скучно. Юным, мать их, зрителям.

Поэтому феллиниевское собрание всех главных и неглавных героев в конце больше похоже на финальную песню команды КВН, чем на «Аллилуйя любви». Извините.

Отмечу Романа Лютикова, не в обиду всем остальным: меланхоличной старшей сестре (Лилия Юникова), хамоватому и туповатому Данни Запферу (Евгений Шендеровский), странной Мей-Тай Йонг (Ирина Секушина), директору школы (Сергей Смирнов) и артистам шекспировского театра Антону Надточиеву, Ивану Маркушеву и Ярославу Козлову.

Я видел Романа в трех спектаклях, везде он прекрасно двигается, танцует, в «Битвах» он даже сделал обратное сальто, чем привел в восторг юную публику. Да и нас, чего греха таить. Но интересно было бы посмотреть на него в спектакле, где не надо танцевать. Андрея Миронова обожали за его пластику и танцы, но  только в «Фантазиях Фарятьева» и фильме «Мой друг Иван Лапшин» открывается его великий дар драматического артиста. Та же история с Константином Райкиным, кстати.

Внимательный и пристрастный читатель наверняка заметил, что в этом списке тех, кого я не хочу обидеть, отсутствует Мистер Гольдман, булочник в исполнении Николая Байбакова. Всё потому, что ему уж точно обижаться не на что. Совместить в себе мультяшного злодея Шейлока и злодея киношного Дона Корлеоне — ход весьма перспективный. С точки зрения игры в метакультурный театр. А с точки зрения незагонного зрителя — это просто ярко и весело. Как и положено в комиксе.

О своих претензиях распространяться не стану, вполне возможно, что цельное впечатление смазалось как раз из-за помехи справа. В театре ведь любой мелочи довольно, чтобы все посыпалось к чертовой матери.

Какие могут быть разговоры о Шекспире, театре и любви, когда где-то под ногами шуршат сбежавшие из клетки крысы?

Пускай на ваши головы падет

Зловредная роса, что мать сбирала

Пером совиным с гибельных болот!

Пусть ветер юго-западный покроет

Вам тело волдырями!

Шучу, конечно…

Фото:  Александр Чусь

ШКАЛА ГАРМОНИИ (авторская разработка авторов портала gorsovety.ru)

Для людей, которые любят конкретику, и которым некогда читать большие тексты рецензий.

Оценка спектакля (художественного произведения) по нескольким критериям по шкале от 1 до 10

  1. Оригинальность – (1- нет, 5 – где-то я такое видел, 7 – раньше я такого не видел 10- что это было?) – 6
  2. Яркость (декорации, спецэффекты) – 1-нет, 5 – симпатичненько так, 7- хорошо прям, 10- вау!) – 7
  3. Трогательность (эмоциональность) (1 – нет, 5 – мурашки(одобрительный смех), 7- пощипывает глаза(смех без контроля), 10 – заплакал) – 5
  4. Катарсис (1 –нет, 5 – задумался о вечном, 7- еще раз задумался о вечном 10- переосмыслил всю свою жизнь) – 4
  5. Художественная ценность (1 – нет, 5 – а в этом что-то есть, 7 – в этом точно что-то есть, 10 – шедевр) – 6
  6. Историческая ценность (1 – нет, 5 – возможно, 7 – более чем возможно, 10 – однозначно есть)- 6
  7. Посоветовать другим (1-нет, 5 – если других дел нет, 7- сходите, обсудим, 10 – обязательно идти) – 7

 

Средний бал – 5,9  (1 – в топку вместе с рецензией, 5 – это интересно, 7 – надо идти, 10 – так не бывает!)

 

 

В ТЕМУ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ