Спектакль «Кабала святош»: «Жизнь — это кабаре, мой друг!»

Кто эти люди?

Михаил Владимирович Бычков – художественный руководитель Камерного театра, г.Воронеж. Основатель и главный двигатель Камерного театра с марта 1993 года. Спектакли Михаила Бычкова неоднократно становились номинантами главной театральной премии страны «Золотая маска». Сам Бычков за создание театра был удостоен  международной премии им. Станиславского  в 1995 году.

По версии журнала Forbs Воронежский Камерный театр входит в  десятку обязательных к посещению провинциальных театров России.

Труппа Камерного театра – одна из самых сильных в России. В подтверждение – коллективная «Золотая маска» за создание лучшего актерского ансамбля в спектакле «День города» в 2015 году. Большинство артистов этого ансамбля играют в новом спектакле Бычкова.

Камиль Тукаев, играющий Мольера, совсем недавно привез в Воронеж «Золотую маску» за роль Креонта в «Антигоне» всё того же Бычкова.

Как видите, люди серьезные. Без сомнений.

Что они делают?

Пьеса Булгакова «Кабала святош» написана в 1929 году во времена, когда автор переживал непростые отношения с властью. Пьеса была запрещена к постановке и только после разговора писателя со Сталиным и некоторых правок, которые должны были убрать ненужные аналогии с современностью, вновь вернулась на сцену. Кстати и название ей поменяли  на всякий случай, на «Мольер».

На фоне борьбы с современным искусством нынешних дураков и святош, название снова вызывает неоднозначные трактовки. Есть вечные темы глобального масштаба, как то: взаимоотношения художника и власти, свобода слова, творчества и самовыражения. И есть их преломление в дне сегодняшнем. Которое, согласитесь, делает блюдо пикантнее.  Наше преломление для закулисных разговоров, не будем ворошить. Сосредоточимся на глобальном.

Но для начала опишем первые впечатления от того, что зритель видит  на сцене сразу, как только гаснет свет в зале.

Зритель видит игру в театр. Сцена обрамлена лампочками, как зеркало в гримерной в каком-нибудь «Кабаре» Боба Фосса. Т.е. нам дают понять – всё, что происходит на сцене суть театр, игра и нам дают возможность как бы заглянуть через волшебное зеркало внутрь всего процесса.

Увидеть, как  и из какого сора растут цветы, увидеть поднаготную, тайную жизнь того, кто в веках прославил свое имя. Увидеть бессмертного Мольера в его слабости, зависимости, в его отчаянии, гневе.

Это не байопик , в котором воспевается талант героя и на пьедестал поднимаются его творения, как доказательство величия творца.  В таком ракурсе мы можем только исподтишка подсмотреть за игрой Мольера на сцене. И это, доложу вам, сомнительное зрелище.

На сцене, кроме нашего зеркала есть еще одно «зеркало-сцена» — волшебный портал во внутренний мир каждого из действующих на сцене лиц. По крайней мере,  тех, у кого есть реплики в этом спектакле.  Почти каждый попадающий в сферу влияния этой конструкции вдруг начинает петь  чаще всего грустные песни исключительно на французском языке. О чем эти песни можно только догадываться. И это, в общем, не трудно. О чем поют эти вечные французские шансонье – о любви, верности, потере.

Два этих пространства взаимодействуют друг с другом, меняют экспозицию, пространство в зависимости от угла, под которым «Зеркало-сцена» размещается по отношению к действующим лицам. Кажется, что у него есть какая-то тайная власть над всеми в этом мире, за которым нам позволил понаблюдать Михаил Бычков.

Что получилось? 

И вот тут получилась, по моему мнению, такая штука. Мюзикл, опера – самые условные виды искусства. В жизни люди не танцуют на улице и не поют, когда им плохо.

Поэтому когда тебе как зрителю дают понять, что всё тобой  наблюдаемое не вполне серьезно, а потом еще подтверждают это игрой в игре – страдающие герои поют  свои куплеты, трудно включить свою сопереживалку на режим «Полный вперед».

Ты начинаешь наблюдать и подмечать удачные моменты, любоваться красивыми решениями, удивляться неожиданным ходам. Ты без сомнения оценишь гениальные монологи Мольера в исполнении блистательного Камиля Тукаева, порадуешься хорошему французскому ведущих артистов труппы Камерного театра и задумаешься над финалом, где неактер Жан-Жак Бутон (Андрей Новиков) поет финальную песню, занавес опущен и артисты слушают своего коллегу.

Невероятно закрученная метафора, лента Мёбиуса , где вдруг актеры Камерного становятся сами собой, но и не только собой одновременно. Ведь они в пространстве игры, за которой мы наблюдаем.

У Боба Фосса суровая реальность зарождающегося фашизма в Германии рифмовалась с музыкальными номерами «Кабаре» и на этом сочетании очень тонком и точном строится гениальная ткань  этого великого фильма. Что же касается «Кабалы святош»…

Понимаете в чем дело? Это премьера. И сдается мне мы с вами, друзья, можем стать свидетелями рождения нового большого спектакля, который станет визитной карточкой Камерного театра на ближайшие лет десять. А может случиться  и по-другому. Даже думать об этом не хочется.  Я не пророк, я – живой человек.

И конкретно этот премьерный показ спектакля воспринял как хорошее обещание будущего хита. Где все швы и шероховатости либо сотрутся, либо станут художественными приемами, делающими пространство многогранней и богаче.  Я больше чем уверен, что второй показ спектакля будет совсем другим. Третий, четвертый. И вот какой-то из них станет наконец воплощением своего обещания.

Что вы упустили, не сходив на этот спектакль?

Вы не увидели новую работу выдающегося режиссера Михаила Бычкова, не увидели работу артистов, которых знает вся театральная Россия.

Уровень Камерного театра настолько высок, что в качестве постановок сомневаться – только время терять.

Но у нас с вами в отличие от гостей Платоновского фестиваля есть неоспоримое преимущество – Камерный театр всегда рядом. Нам не нужно мчаться за сотни километров, чтобы насладиться игрой Тукаева, Овчинникова, Новикова, Гостева и компании. Два клика на компьютере и два шага до Карла Маркса…

 

ШКАЛА ГАРМОНИИ (авторская разработка авторов портала gorsovety.ru)

Для людей, которые любят конкретику, и которым некогда читать большие тексты рецензий.

Оценка спектакля (художественного произведения) по нескольким критериям по шкале от 1 до 10

  1. Оригинальность – (1- нет, 5 – где-то я такое видел, 7 – раньше я такого не видел 10- что это было?) – 6
  2. Яркость (декорации, спецэффекты) – 1-нет, 5 – симпатичненько так, 7- хорошо прям, 10- вау!) — 8
  3. Трогательность (эмоциональность) (1 – нет, 5 – мурашки(одобрительный смех), 7- пощипывает глаза(смех без контроля), 10 – заплакал) – 5
  4. Катарсис (1 –нет, 5 – задумался о вечном, 7- еще раз задумался о вечном 10- переосмыслил всю свою жизнь) – 6
  5. Художественная ценность (1 – нет, 5 – а в этом что-то есть, 7 – в этом точно что-то есть, 10 – шедевр) — 7
  6. Историческая ценность (1 – нет, 5 – возможно, 7 – более чем возможно, 10 – однозначно есть)- 7
  7. Посоветовать другим (1-нет, 5 – если других дел нет, 7- сходите, обсудим, 10 – обязательно идти) – 8

 

Средний бал –  6,7   (1 – в топку вместе с рецензией, 5 – это интересно, 7 – надо идти, 10 – так не бывает!)

Фото Алексея Бычкова

 

 

В ТЕМУ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ