Спектакль «Провинциальные анекдоты» в Камерном: «А вокруг голубая голубая тайга»

В этом году Камерный театр в Воронеже отмечает свой тридцатилетний юбилей, если кто-то запамятовал. Его создатель и худрук Михаил Бычков задумывал перезапуск своего хита 90-х по пьесе Вампилова как некий реверанс в сторону славной истории театра. Тогда в далёком 1994 году в нём были задействованы главные звёзды театра — Сергей Лялин, Олег Мокшанов, Сергей Козлов, ставший Астаховым для большого кино. К несчастью, я ту постановку не смотрел, и кого, к примеру играли нынешние звёзды Камерного Камиль Тукаев и Наталья Шевченко не знаю. Спрошу при случае.

Я думаю, что Бычков хотел пройти очередной  виток исторической спирали, обозначив преемственность поколений в театре и создав некий плацдарм для нового многообещающего подъёма. 30 лет — это вам не комар чихнул.

Но с учетом контекста сейчас эта работа читается несколько иначе. Так бывает. И к сожалению, довольно часто. Особенно в нашей стране.

Действие первое. «Двадцать минут с ангелом»

Именно так называлась одноактная пьеса о странном агрономе Хомутове, решившем помочь страждущим командировочным с деньгами. Позже она была объединена со второй короткой пьесой «История с метранпажем», и получились те самые «Провинциальные анекдоты».

Действующие лица и исполнители: Хомутов, агроном — Михаил Гостев; Анчугов, шофёр — Андрей Мирошников; Угаров, экспедитор — Олег Луконин; Базильский, скрипач — Василий Шумский; Ступак, инженер — Андрей Аверьянов; Фаина, студентка — Марина Погорельцева; Васюта, коридорная гостиницы «Тайга» — Наталья Шевченко

Если уж мы заговорили о контексте, то не сказать пару слов об авторе пьесы Александре Вампилове было бы не правильно. Вампилов родился в Иркутской области в семье педагогов, папа — учитель, бурят по национальности, был расстрелян в 1938 году по приговору тройки. Александр родился в 37-м в год столетия гибели Пушкина, потому мама учительница его так и окрестила. Отец в письмах, кстати, предсказывал его писательское будущее, но просил назвать сына Алексеем или Львом в честь привидевшихся ему во сне Горького и Толстого.

Старший Вампилов жил на две семьи, и у него от двоих женщин родилось 10 детей. При этом женщины не враждовали, дети росли дружно и вместе проводили летние каникулы с мамой будущего писателя в поселке Кутулик, куда Анастасия Прокопьевна переехала после смерти мужа.

Александр Валентинович Вампилов, талантливейший советский писатель и драматург, подаривший нам бессмертные пьесы «Старший сын» и «Утиная охота», прожил всего 34 года. Обстоятельства его смерти тоже из ряда вон. 17 августа 1972 года, за два дня до своего дня рождения он утонул в озере Байкал. Лодка перевернулась, и он не смог доплыть до берега.

Карьера Вампилова развивалась не безоблачно. С удивлением узнал, что знаменитую «Утиную охоту», запрещенную для постановки в московских театрах впервые поставили в Риге на латышском языке. Вот как-то так не прямыми путями пробивались к зрителю гениальные, не побоюсь, пьесы Вампилова в своё время.

«Провинциальные анекдоты» как отдельная пьеса родилась в 1968 году. И только в 1972, за полгода до гибели автора, была поставлена на сцене БДТ Товстоногова. Спектакль назывался «Два анекдота». Видимо слово «провинциальный» показалось ленинградским постановщикам неблагонадежным.  А в нём-то и заключается вся соль. Именно в этой провинциальности, отдаленности событий и героев от столичной условной, но просвещенности.

Действие второе. Закон — тайга, прокурор -медведь

«История с метранпажем». Действующие лица и исполнители: Калошин, администратор гостиницы «Тайга» — Юрий Овчинников; Потапов, командировочный метранпаж — Андрей Новиков; Рукосуев, врач — Камиль Тукаев; Камаев, молодой человек, преподаватель — Георгий Яковлев; Марина, жена Калошина — Анастасия Новикова; Виктория, девушка, устраивающаяся на работу — Анастасия Павлюкова

Анекдот — короткая смешная история. Обязательное условие анекдота — до самого конца его мы не должны знать всех обстоятельств. Самое смешное в последней строчке, неожиданном разрешении, хлесткой фразе.

По большому счёту истории Вампилова никак не тянут на анекдоты. При всей забавности обстоятельств и карикатурной выпуклости почти гоголевских героев с говорящими фамилиями  Хомутов, Угаров, Калошин, назвать финалы этих историй неожиданными никак нельзя. Здесь интересна не развязка, а вся экспозиция. Вся картинка провинциальной России, глуши, куда раньше ссылали, а сейчас отправляют в командировку. Где перемешана романтика первооткрывателей и блатных с суровой правдой дремучей провинции. Где искренность и хитрость прячутся в разных карманах незаменимых в морозных краях тулупов. И грубость простых страстей понятнее и ближе, чем доброта и участие. Их в этом мире дефицит. Но они есть. И в этом маленькая надежда. Очень, правда, слабая. Учитывая всё тот же контекст.

В спектакле Бычкова сценография напоминает ностальгические лубочные «Старые песни о главном». Но при этом неоновое слово «Тайга» — как этикетка на бутылке, внутри которой развивается вся эта история, а задник с деревьями и падающим снегом как контрэтикетка с той стороны бутылочного стекла. Я такие штуки видел пачками, когда работал в типографии с этикетками для водки.

И как бы не менялся фон, смысл один и тот же. Этикетка не меняется и место событий тоже. Гостиница, как место между мирами. Постоялый двор из тургеневских и чеховских рассказов, где люди встречаются, рассказывают свои истории, а потом расстаются навсегда. Но здесь, как в сериале «Черное зеркало» в этом пространстве всё будет повторяться бесконечное количество раз. Здесь время застыло, его практически нет. Не даром события первого акта с ангелом происходят в воскресенье. Единственный день, сохранивший свою сакральность и особенность в календаре советского человека. Личный день. А события второго акта привязаны ко времени с 23:00 до полуночи. Когда все приличные советские люди в советской гостинице должны спрятаться по своим номерам, а в полночь сами знаете всё, что угодно может произойти. Вся нечисть наружу вылезает.

И как-то всё смешное, учитывая контексты, от гоголевской странности переливается в чеховскую печаль. Где надежды почти нет, есть только юность, совесть и чувство юмора. Как будто названия литературных журналов семидесятых годов перечислил.

И если тогда, во времена Вампилова этот материал мог восприниматься как сатира на отдельные недостатки некоторых товарищей, то сейчас он выглядит как размышление на тему, где мы и что происходит.

И еще не понятно, кто внутри бутылки, а кто снаружи. Кого заспиртовали, как экспонат для кунсткамеры? Этих смешных человечков в меховых шапках и уютных валенках с их смешными страстями и нелепыми реакциями на то, что им не понятно. Или нас, так тепло принимающих этот несуществующий мир бесконечной голубой тайги Магомаева, натянутый на остов всенародного кладбища? Нет ответа.

Эпилог. Прощай, оружие!

Вампилова запрещали, потому что слишком больные темы он поднимал, будоражил рабочего человека. В эпоху развитого социализма чувство вины — атавизм, от которого нужно избавляться закаливанием и физическими нагрузками. «Гони чернуху!» — кричал герой фильма «Такси блюз» и истово отжимался.

Театр Михаила Бычкова такой же. Даже в комедиях, где ярко проявляется его талант смешить людей, всегда есть что-то ещё. Какая-то звенящая нота. Эхо с той стороны. Какой-то сквознячок, не дающий «отдохнуть» в театре. Его «Бальзаминов» — не просто сатира на косный мир обывателей, это сожаление о невозможности его изменить, «Игроки» — не забавный анекдот из жизни аферистов, а притча об инфернальной сути игры, обреченности зараженных этой страстью. И точно так же «Провинциальные анекдоты» — не хохмы ради делались…

Хотя вполне допускаю, что как всякая талантливая работа без присутствия автора в театре, этот спектакль станет просто смешным и добрым высказыванием о несовершенстве человеческой природы. Историческим экскурсом во времена, когда водка была по 3 рубля, и студенты в гостиницах жили. Изящной штучкой, понятной и простой. Куда можно с сыном школьником и мамой пенсионеркой.

Может даже станет тем спектаклем, на котором можно отдохнуть. От всех, прости господи, контекстов.

Без этих ваших чувств вины и прочих атавизмов. Не до них сейчас.

 

Фото Алексея Бычкова

 

 

ШКАЛА ГАРМОНИИ (авторская разработка авторов портала gorsovety.ru)

Для людей, которые любят конкретику, и которым некогда читать большие тексты рецензий.

Оценка спектакля (художественного произведения) по нескольким критериям по шкале от 1 до 10

  1. Оригинальность – (1- нет, 5 – где-то я такое видел, 7 – раньше я такого не видел 10- что это было?) – 6
  2. Яркость (декорации, спецэффекты) – 1-нет, 5 – симпатичненько так, 7- хорошо прям, 10- вау!) – 8
  3. Трогательность (эмоциональность) (1 – нет, 5 – мурашки(одобрительный смех), 7- пощипывает глаза(смех без контроля), 10 – заплакал) – 7
  4. Катарсис (1 –нет, 5 – задумался о вечном, 7- еще раз задумался о вечном 10- переосмыслил всю свою жизнь) – 7
  5. Художественная ценность (1 – нет, 5 – а в этом что-то есть, 7 – в этом точно что-то есть, 10 – шедевр) – 8
  6. Историческая ценность (1 – нет, 5 – возможно, 7 – более чем возможно, 10 – однозначно есть)- 7
  7. Посоветовать другим (1-нет, 5 – если других дел нет, 7- сходите, обсудим, 10 – обязательно идти) – 8

 

Средний бал – 7,3  (1 – в топку вместе с рецензией, 2- ну, не так всё страшно, 3- почему бы и нет, 5 – это интересно, 7 – надо идти, 10 – так не бывает!)

 

 

В ТЕМУ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ