Кто эти люди?
Режиссер-постановщик Александр Огарёв — человек в театральном мире известный и авторитетный. Наш земляк, кстати. Родился в Воронежской области, потом долго с семьей ездил по стране — от Магадана до Сочи. Но в итоге вернулся в Воронеж, чтобы отучиться на актерском факультете нашего Института Искусств. В 1988 году поступил на режиссерский в ГИТИС, где мастером его был великий Анатолий Васильев. Т.е. Огарева смело можно назвать учеником гения. Ученик был не из последних, судя по тому, что после института Васильев пригласил его к себе на работу в «Школу драматического искусства».
В одном из интервью Огарёв говорит о том, что Васильев научил его кроме ремесла видеть в театре искусство. Запомним это и двинемся дальше.
Александр Огарёв после опыта работы во многих театрах России и за рубежом, после позиций главрежа в Краснодаре и Томске в 2020 году был приглашен в качестве художественного руководителя в Астраханский драматический театр. Где за три года поставил уже 7 спектаклей, в числе которых «Чайка» и «Братья Карамазовы».
Что ещё? В 2011 году Огарёв был удостоен премии «Золотая Маска» в номинации «Эксперимент» за спектакль «Гвидон» в Школе драматического искусства. В 2014 году получил звание «Заслуженный артист России».
И вот такой заслуженный и деятельный режиссер приезжает в не чужой для него Воронеж ставить «Ромео и Джульетту». Причем это у него вторая попытка. Первая была во Владимирском театре драмы в 2005 году.
О пьесе и её авторе рассказывать не буду. Все в школе учились, знаете. Верона, две враждующие семьи Монтеки и Капулетти, Ромео Монтекки и Джульетта Капулетти влюбляются друг в друга и умирают. Короче, жили они недолго и счастливо и умерли в один день.
В главных ролях: Ромео — Роман Лютиков, Джульетта — Ирина Секушина, отец Джульетты — Александр Новиков, мать Джульетты — Екатерина Пухначева, кузен Джульетты Тибальт — Антон Надточиев, кормилица Джульетты — Анастасия Гуменникова, слуга кормилицы Джульетты Пётр — Ярослав Козлов, жених Джульетты Парис — Олег Бондарь, друг Ромео Меркуцио- Евгений Шендеровский, кузен Ромео Бенволио — Иван Маркушев, , монах брат Лоренцо — Игорь Скрынников, князь Вероны — Сергей Смирнов.
Что они делают?
Уже по одному только перечислению ролей складывается впечатление, что история больше про Капулетти, а Ромео со своими друзьями — инородное тело, попавшее в чужой муравейник. Режиссер довольно осторожно, но сократил несколько сцен и персонажей. Убрал всех слуг от греха подальше и от всей первой сцены оставил только что-то вроде эмблемы безответной любви Ромео к кокетке Розалине. Вы же помните, что Ромео до Джульетты страдал на чем свет стоит и не влезал ни в какие разборки между враждующими кланами?
И его новая, истинная любовь особенно ярко проявилась на фоне муторных страданий по Розалине. Такой парадоксальный, как часто бывает у Шекспира, заход. Не черствый сухарь или разочарованный интроверт, а пылкий в самом расцвете своей страсти юноша встречает нечто настолько прекрасное, что перебивает всё на свете. Былую страсть, семейные расклады, все земные заботы и тяготы.
В результате сам конфликт семейств формально отходит на второй план. Если бы не неугомонный Тибальт, то и говорить было бы не о чем. Разве что — проблемы у Ромео возникли бы потому, что отец Джульетты присмотрел ей другого жениха — Париса, родственника герцога, князя Вероны. И вся затыка была бы в упрямстве патриарха и непослушании дочери. Капулетти, на самом деле, воевать не хочет.
В результате мирные кузены Монтекки Ромео и Бенволио оказываются втянуты в резню фамилий только потому, что не Капулетти по крови, племянник матери Джульетты, Тибальт и не Монтекки по крови — приятель Ромео Меркуцио, чужие разборки принимают на свой счёт. Это история из разряда «заставь дурака молиться».
Но по большому счету этот расклад влияет на то, что спектакль теряет заложенный автором пафос. Нет войны между семьями, которая после смерти влюбленных должна закончиться примирением патриархов. Патриарх один, и тот в финале никак себя не проявил.
Получается, что главный конфликт — это конфликт поколений. Непослушные дураки заварили эту кашу, довели до криминала довольно мирную историю любви. И вот чем всё это кончилось. Понятно, что проблема не только в упрямстве Тибальта и своенравии Джульетты. Глава семейства тоже ведет себя как средневековый тиран. У Шекспира молодая жена Капулетти постоянно подшучивает над возрастом старого мужа, а тут он буквально таскает её за волосы по сцене, строит всех жёстко. Кажется, что не изгнание Ромео — проблема для влюбленных, а вот эта непримиримость предков. Тем более, что Капуллетти женой помыкает и о непослушном её племяннике не сильно убивается.
Да, ещё есть злой рок в лице шипящей злой феи, ведьмы, мойры, что там у них в средние века портило людям жизнь. Ангелы, кстати, той же породы существа. Это только с виду они пушистые, а попробуй тронь — ощетинятся как кошки. Одно слово — нелюди.
Что у них получается?
Помните, мы говорили о том, что Огарёв у Васильева научился видеть театр как искусство? Что это значит? Наверное то, что кроме формальных, профессиональных, ремесленных даже качеств в настоящем театре должна быть какая-то изюминка, тайна. То, что невозможно решить, используя лебёдки, крутящуюся сцену и приклеенные к щеке микрофоны. Театр — это не только артисты в костюмах, не только грамотная речь и правильные движения по сцене. Это не только сцена, в конце концов. Театр как любое искусство не просто копирует жизнь, он с помощью художественных образов рождает в сознании зрителя какие-то ответные эмоции и чувства. Погружает его в придуманный заново мир.
«Ромео и Джульетта» Огарёва точно не инсценировка классического текста в классическом переводе. На сцене фрагменты античных статуй соседствуют с современными городскими фонарями, а изящная пергола в глубине подозрительно смахивает на автобусную остановку.
Но это не Баз Лурман, здесь нет попытки грубо осовременить и упростить. Фонари остаются фонарями, и автобус на сцену не выезжает. Это и есть искусство. В нем нет прямого нарратива. Только настроение, слом шаблона, чтобы удивить, выбить из привычного восприятия классики. Чтобы родился новый, сотканный из ассоциаций и узнаваний мир, где простое соседствует со сложным, старое с новым, милое с отвратительным, страшное с веселым. Художник так видит. Делает свой ход и ждет от нас ответного. Ждет, что мы включимся в эту игру на его правилах.
Каждая сцена здесь — новая картина, полная отсылок к изобразительному искусству 14-15 веков, любовным открыткам начала 20 в., Льюису Кэрроллу, Людовику ХIV и Филиппу Киркорову (старпер в шапке из павлиньих перьев) и проч. и проч. Всё это смешивается со звуками нашего времени. Электронная музыка, Битлз, что-то еще очень знакомое… Жаль на сайте в описании спектакля нет саундтрека.
Артисты существуют в манере представления, где любая чрезмерность продумана и эмблематична. Абсолютно в рамках заданного режиссером микста всего и вся. Эпох, костюмов, декораций. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже. В целом — ОК.
Но главным на фоне всего этого калейдоскопа должна стать любовь двух молодых людей. И она по-всему должна быть такой, чтобы точно ни у кого не возникло сомнений. Такой, чтобы весь антураж и атмосфера отходили на второй план, когда эти двое вместе. В результате они, вцепившись друг в друга, целуются не переставая. И все их балконы, все красивые долгие диалоги — всего лишь игра, прелюдия, дань остаткам приличия.
И даже смерть не разлучит их. Потому что и после смерти, когда вот они мертвенькие лежат на сцене, и обычно мирятся отцы и под гром аплодисментов закрывается занавес, у нас происходит нечто другое. Герои поднимаются, шепчутся о чем-то, снимают друг с друга пылинки, поправляют выбившиеся пряди. Они как будто влюбленные между мирами — воображаемым и реальным, между жизнью и смертью. Артисты и их герои в одном лице. Звучит музыка, на сцену выходят, пританцовывая, все убитые персонажи с ангелами. Ромео-Рома и Джульетта-Ира садятся на краешек сцены и снова начинают целоваться. Не обращая внимания на движение за их спиной, на музыку, зрителя.
И это очень мило. И совсем не печально. Потому что где-то всё у всех будет очень-очень хорошо.
А поворчать?
Вы знаете, четно говоря, не хочется. Сейчас это будет выглядеть, как будто ты обсуждаешь неаккуратную сервировку и пересоленный салат на свадьбе рядом со счастливыми молодожёнами. Ни толку, ни проку, не в лад, невпопад совершенно!
Фото Андрея Парфёнова
ШКАЛА ГАРМОНИИ (авторская разработка авторов портала gorsovety.ru)
Для людей, которые любят конкретику, и которым некогда читать большие тексты рецензий.
Оценка спектакля (художественного произведения) по нескольким критериям по шкале от 1 до 10
- Оригинальность – (1- нет, 5 – где-то я такое видел, 7 – раньше я такого не видел 10- что это было?) – 6
- Яркость (декорации, спецэффекты) – 1-нет, 5 – симпатичненько так, 7- хорошо прям, 10- вау!) – 8
- Трогательность (эмоциональность) (1 – нет, 5 – мурашки(одобрительный смех), 7- пощипывает глаза(смех без контроля), 10 – заплакал) – 5
- Катарсис (1 –нет, 5 – задумался о вечном, 7- еще раз задумался о вечном 10- переосмыслил всю свою жизнь) – 5
- Художественная ценность (1 – нет, 5 – а в этом что-то есть, 7 – в этом точно что-то есть, 10 – шедевр) – 7
- Историческая ценность (1 – нет, 5 – возможно, 7 – более чем возможно, 10 – однозначно есть)- 7
- Посоветовать другим (1-нет, 5 – если других дел нет, 7- сходите, обсудим, 10 – обязательно идти) – 7
Средний бал – 6,4 (1 – в топку вместе с рецензией, 5 – это интересно, 7 – надо идти, 10 – так не бывает!)