Header Ad

Спектакль «Доктор Живаго» Мастерская Фоменко: «Игра в большой роман»

В рамках осенней программы 12-го Платоновского фестиваля воронежцы увидели постановку Евгения Каменьковича (Мастерская Петра Фоменко) по роману Бориса Пастернака «Доктор Живаго»

15.09.2023
898 Просмотры

«Когда мир раскалывается пополам, трещина проходит через сердце поэта»

Генрих Гейне

Кто эти люди?

Мастерская Петра Фоменко — театр, созданный Петром Наумовичем Фоменко в 1993 году. Официально указом мэра Москвы этот факт зафиксирован именно в 1993, а так-то история эта началась с режиссерского курса Петра Фоменко в ГИТИСЕ. Именно этот курс стал основой творческой мастерской, ставшей впоследствии полноценным театром. С 1997 года труппа ютилась в небольшом помещении бывшего кинотеатра «Киев» на Кутузовском проспекте, а свою нынешнюю прописку на набережной Тараса Шевченко  театр получил  только в 2008 году. Два зала на 450 и 150 мест, великолепные технические возможности для трансформации пространства под любые творческие задачи. Современное, разумно,  с участием самого Фоменко, построенное театральное здание.

Артистов театра, составивших костяк труппы, часто называют «фоменки». К ярко выраженным «фоменкам» можно отнести Полину и Ксению Кутеповых, Галину Тюнину, Кирилла Пирогова, Евгения Цыганова, покойного Юрия Степанова, режиссеров Сергея Женовача и Евгения Каменьковича. Сергей Женовач одно время возглавлял МХТ им. Чехова, а Евгений Каменькович после ухода мастера в 2012 году стал художественным руководителем театра «Мастерская Петра Фоменко»

Евгений Каменькович. Режиссер, педагог, соратник и продолжатель дела выдающегося, да что там, великого театрального мастера Петра Наумовича Фоменко. Сотрудничал с Анатолием Васильевым, Дмитрием Крымовым, ставил спектакли в лучших театрах Москвы, в 2000 г. получил звание Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации.

Если внимательно посмотреть список спектаклей Евгения Борисовича в Википедии, можно заметить, что кроме привычных глазу русского театрала Шекспира и Чехова, там можно встретить постановки по Бродскому, Набокову, Борису Рыжему и даже Джойсу. Как признается сам Каменькович, ему интересно работать с материалом, в котором много поэзии.

Отсюда и решение ставить спектакль по роману Бориса Пастернака «Доктора Живаго». Книги, ставшей в своё время триумфом и проклятием для автора.

Роман написан был в 1955 году, при этом первое его издание на русском языке вышло за рубежом в Голландии и Италии в 1958-59 годах. В СССР «Доктор Живаго» был опубликован только в годы перестройки, когда автора не было в живых уже больше 28 лет.

Сам Пастернак называл свою книгу — «долгом, завещанным от Бога». Он вложил в неё все свои силы и талант, потому и не мог смириться с отказом от публикации его в России. В 1958 году автору романа «Доктор Живаго» была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа»

Пастернак написал великий русский роман. Его признали во всем мире, а на родине подвергли жесткой критике и перестали публиковать. Поговоркой стало выражение «Роман не читал, но осуждаю», родившееся из развернутой кампании по дискредитации автора «Доктора Живаго». Считается, что именно эта травля спровоцировала болезнь Пастернака и его скоропостижную смерть в 1960 году.

В главных ролях: Юрий Живаго — Иван Вакуленко, Лара — Ольга Бодрова, Тоня Громеко — Екатерина Смирнова, Павел Антипов — Юрий Титов, Виктор Комаровский — Карэн Бадалов,  Амалия Гишар/Анна Ивановна Громеко — Полина Кутепова

Что они делают?

Действие романа охватывает период с 1905  по 1945-53 годы, учитывая эпилог. Главный герой умирает в 1929, не застав годы репрессий и последующих суровых испытаний. Его сердце  как сердце настоящего поэта не выдерживает расколотого Гражданской войной мира.

Евгений Каменькович — автор инсценировки, т.е. автор пьесы по роману Пастернака. Он кропотливо выстраивает цепочку повествования, строго соблюдая фабулу романа. Спектакль состоит из трех отделений. Первая часть — юность героев, женитьба и отправка на фронт Первой мировой войны, Вторая — Знакомство Юрия и Лары, возвращение в Москву, переезд в Варыкино, встреча с Ларой в Юрятине,  Третья — партизаны, возвращение к Ларе, расставание с Ларой, возвращения Юрия в Москву, Эпилог — 1943 -53 с друзьями умершего Живаго Дудоровым и Гордоном и опубликованной книжкой стихов.

Всё очень стройно и по-театральному живо и точно. Самое динамичное первое отделение, в котором десятки персонажей, две редко пересекающиеся главные линии — Юрия Живаго с его кругом отношений и Лары Гишар с матерью, братом и любовником Комаровским. Читая роман, путаешь вечно всех этих Кологривовых, Дудоровых, Гордонов, Антиповых и Громеко. Не запутать зрителя задача посложней. И Каменькович с ней справился блестяще.

Повествование ясное даже для неподготовленного, неначитанного зрителя. Смотрится почти как сериал. Туманностей и недомолвок нет. Любовь, поэзия, ревность, смерть, война и мир. Что ещё нужно? Смотри и радуйся. Но…

Что у них получается?

Получается довольно добротный большой спектакль по большому и важному материалу. Программный.

Его смело можно рекомендовать школьникам и студентам и тем, кому лень читать довольный увесистый том Пастернака. Посмотрев спектакль, вы будете в курсе, о чем там вообще речь, и чем вся эта история закончилось. Вы не поймете только одного — почему по этому роману сходил с ума весь мир, какая в нём тайна, какая сила. Почему эксперты Нобелевской премии увидели в «Докторе Живаго» продолжение традиции эпического русского романа?

Вы думаете в России не было других романов про Гражданскую войну и революцию? Не было «Хождений по мукам», «Брусков» каких-нибудь, прости Господи. Было вагон. Но вот такого текста — истории апокалипсиса глазами поэта, пытающегося находясь внутри циклона, передать своё мировосприятие и не свалиться в чрезмерную лирику, мистику и нравоучения. Без хроник, волюнтаристских рассуждений о войне и проповедей, как у Толстого. Но с использованием разных оптик, игрой в жанры и тонкой стилизацией под разные традиции — от Гомеровского эпоса до пушкинской лирики и шекспировских пересечений/совпадений.

Пастернак — поэт космического масштаба. И его история — не просто хроника жизни и любви одного человека. Это большое полотно уже не традиционной толстовско-достоевской закваски, в нём полно импрессионизма и символизма нового века русской литературы. Блок, Маяковский, Андрей Белый повлияли на его талант не меньше Толстого. Добавьте сюда Гёте, Гейне, немецкую традицию романтизма, с которым Пастернак был знаком прекрасно и пропустил через себя как переводчик.

И вот эту сложность, эту гремучую смесь вы не увидите в спектакле Мастерской Петра Фоменко. Поэзия здесь — висящая под потолком книга стихов, свеча на полочке и старательная, очень приличная профессиональная декламация.

Невероятно обаятельный артист Иван Вакуленко — красивый человек с прекрасной пластикой и честным аристократическим лицом не вытягивает на себе всю эту махину. А замечательная молодая актриса Ольга Бодрова с глазами раненой лани и непосредственностью подростка умопомрачительно красива на фотографиях, но в роли роковой женщины, мягко говоря, не совсем убедительна.

Ключевая, стержневая линия романа — любовь Юрия и Лары. Запретная, несвоевременная, больная, пронзительная и трогательная своей нежностью. Когда читаешь текст Пастернака, чувствуешь, как электризуется пыль в солнечном луче, как от каждого случайного прикосновения вспыхивают звездочки, и в морозных комнатах Варыкинского поместья разливаются теплые волны, края которой бьются о берега иных миров. Может быть даже рая.

Можно ли инструментами театра передать такое? Не знаю. Увидел бы, сказал. Но в спектакле Каменьковича слишком говорливом для лирического театра, не передалось. Он честно пытался. Но попытки буквально проиллюстрировать счастье влюбленных выглядели очень понятно, предметно и плоско.

Без Кутеповой всё не так

Полина Кутепова — человек, поцелованный Боженькой. Это счастье видеть её на сцене. Да и еще и в двух совершенно противоположных по характеру и рисунку ролях. Амалии Гишар — матери Лары — легкомысленной и недалёкой вдовы обрусевшего француза  и Анны Ивановны Громеко (Крюгер), мамы Тони, единственной законной жены Юрия Живаго.

Её появление на сцене мгновенно приковывает к себе внимание публики, ты невольно подаешься вперед и начинаешь, как камыш на ветру качаться вслед за её репликами. Она точна, легка, убедительна. Вот она тоненькой француженкой тупит на перроне вокзала, спрашивая у публики в партере, «вы что не знаете адвоката Комаровского?», и партер шуршит, пожимая плечами.

Вот она больная, но упрямая курильщица с железным характером фабриканта Крюгера, умирает, но доделывает важное — вручает дочь её будущему мужу. Понятно, что всё это строилось режиссером вместе с артистом.  Каменькович на пресс-конференции говорил, что даёт им волю и любит, когда актеры придумывают что-нибудь от себя.

Но однако же у Кутеповой это ах как хорошо. А что у других, затрудняюсь ответить.

В перерыве между отделениями, встретил знакомую, которая так же, как и я, не воспарила от увиденного, но с восторгом отозвалась об игре Полины Кутеповой. «Буду, — сказала она, — на неё смотреть и наслаждаться». «Не получится, — ответил я, — Кутеповой больше не будет».

Грустные выводы невосторженного зрителя

Евгений Борисович Каменькович — мощнейшего обаяния человек. Энергия, как у маленькой атомной электростанции. Мощь, харизма, напор. Быть худруком  Мастерской Фоменко — большой вызов и огромная ответственность. Не всякому такое дело по плечу. Но даже, понимая, насколько выдающийся и большой человек стоит за постановкой «Доктора Живаго», я ничего не могу сделать с банальным  ощущением, что книга лучше.

Слава богу таких придирчивых зрителей, как я, не много. Уверен, у этого спектакля еще есть ресурс, есть своя благодарная публика. Недаром столько восторженных отзывов в сети.

Мне остается только удивиться, насколько по-разному мы иногда видим театр. И это прекрасно!

 

Фото Андрея Парфёнова

 

ШКАЛА ГАРМОНИИ (авторская разработка авторов портала gorsovety.ru)

Для людей, которые любят конкретику, и которым некогда читать большие тексты рецензий.

Оценка спектакля (художественного произведения) по нескольким критериям по шкале от 1 до 10

  1. Оригинальность – (1- нет, 5 – где-то я такое видел, 7 – раньше я такого не видел 10- что это было?) – 6
  2. Яркость (декорации, спецэффекты) – 1-нет, 5 – симпатичненько так, 7- хорошо прям, 10- вау!) – 6
  3. Трогательность (эмоциональность) (1 – нет, 5 – мурашки(одобрительный смех), 7- пощипывает глаза(смех без контроля), 10 – заплакал) – 4
  4. Катарсис (1 –нет, 5 – задумался о вечном, 7- еще раз задумался о вечном 10- переосмыслил всю свою жизнь) – 4
  5. Художественная ценность (1 – нет, 5 – а в этом что-то есть, 7 – в этом точно что-то есть, 10 – шедевр) – 6
  6. Историческая ценность (1 – нет, 5 – возможно, 7 – более чем возможно, 10 – однозначно есть)- 5
  7. Посоветовать другим (1-нет, 5 – если других дел нет, 7- сходите, обсудим, 10 – обязательно идти) – 5

 

Средний бал – 5,2  (1 – в топку вместе с рецензией, 2 — ну, не так всё страшно, 3- норм, 5 – это интересно, 7 – надо идти, 10 – так не бывает!)

 

 

 

Читайте также:

Это будет вам интересно

Спектакль театра Вахтангова «Евгений Онегин»: поэзия русского горя
Личный опыт
436 Посмотрели
Личный опыт
436 Посмотрели

Спектакль театра Вахтангова «Евгений Онегин»: поэзия русского горя

Андрей Долженков - 30.01.2024

В кинотеатре «Спартак» сейчас целая россыпь трансляций спектаклей театра Вахтангова. И это прекрасно. Но почему-то кажется мне, что ни один из них не сравнится с этой постановкой

Спектакль «Провинциальные анекдоты» в Камерном: «А вокруг голубая голубая тайга»
Личный опыт
1037 Посмотрели
Личный опыт
1037 Посмотрели

Спектакль «Провинциальные анекдоты» в Камерном: «А вокруг голубая голубая тайга»

Андрей Долженков - 29.12.2023

Второе пришествие «Провинциальных анекдотов» Михаила Бычкова на сцене Камерного театра принято публикой с восторгом и умилением

Школа непростых решений для будущих предпринимателей
Личный опыт
934 Посмотрели
Личный опыт
934 Посмотрели

Школа непростых решений для будущих предпринимателей

Андрей Долженков - 22.12.2023

В частной школе «Академия» Натальи Власовой учатся дети, которым через пару десятков лет предстоит встать у руля российской экономики. И они будут к этому готовы

18 февраля исполняется один год пространству импровизационного театра  «Попкорн Драма»
Рекомендуем
476 Посмотрели
Рекомендуем
476 Посмотрели

18 февраля исполняется один год пространству импровизационного театра  «Попкорн Драма»

Андрей Долженков - 09.02.2024

Год назад, в феврале 2023-го, improv театр «Попкорн Драма» переехал в квартиру на Пятницкого, 52 — и обрёл дом, построил свою собственную сцену, начал играть несколько форматов в неделю и на сегодняшний день собрал большой репертуар из уникальных спектаклей и шоу

В Воронеже известные драматурги будут учить желающих писать пьесы
Полезные новости
291 Посмотрели
Полезные новости
291 Посмотрели

В Воронеже известные драматурги будут учить желающих писать пьесы

Андрей Долженков - 15.02.2024

1 марта в Воронеже начнутся занятия в «Драмкружке» — новом творческом комьюнити, посвященном изучению современной драматургии

Спектакль «Амадей» театр им.Вахтангова: Если бы молодость знала, если бы старость могла
Рекомендуем
112 Посмотрели
Рекомендуем
112 Посмотрели

Спектакль «Амадей» театр им.Вахтангова: Если бы молодость знала, если бы старость могла

Андрей Долженков - 20.02.2024

В рамках проекта «Театр в кино» в «Спартаке» на большом экране идёт спектакль «Амадей» в постановке нового главного режиссера театра Вахтангова Анатолия Шульева

Оставить комментарий

Your email address will not be published.