НА СЦЕНЕ
ХАНАНА (Никитинский театр)
29 апреля, 19.30
Театр 18+ (Ростов-на-Дону)
Режиссер — Юрий Муравицкий, драматург — Герман Греков
Спектакль по пьесе главного режиссера театра Германа Грекова в постановке художественного руководителя театра Юрия Муравицкого, оформляет спектакль художник Екатерина Щеглова.
Четыре номинации национальной театральной премии “Золотая Маска”—2019: “лучший спектакль малой формы”, “лучшая работа режиссера”, “лучшая работа художника”, “лучшая женская роль”.
Жанр нового спектакля авторы определяют как «русский гиньоль», то есть театральное представление, в котором жестокость и ужас повседневности сконцентрированы до такой степени, что зрителю становится не только страшно, но и смешно.
«В спектакле «Ханана» саркастически пересмотрен целый ряд культурных клише. Смешно и страшно развенчаны тема «блатного порядка», руссоистская мечта о естественном человеке и образ «читающего мальчика», – Вера Сердечная, «Экран и сцена»
СОНМ (Никитинский театр)
30 апреля, 20.00
Мастерская Дмитрия Брусникина (Москва)
Моноспектакль Василия Буткевича. Режиссер — Семен Ступин.
«Сонм» – моноспектакль Василия Буткевича о маньяке-убийце Чарльзе Мэнсоне, в котором предпринимается интереснейшая парадоксальная попытка исследовать технологию зла.
Спектакль исследует процесс формирования и развития человеческой личности. Отталкиваясь от страшной фигуры Мэнсона, авторы хотят постичь то, что лежит за гранью привычного человеческого понимания.
Мы с Семеном хотели не сделать историю конкретно про Чарлза Мэнсона, а рассмотреть более широкую ситуацию, вопрос добра и зла, вопрос выбора — как человек совершает неправильный выбор и в кого он превращается. И на примере судьбы Чарлза Мэнсона, одной из самых радикальных судеб, которая может быть у человека на Земле, — вот на его примере мы рассматривали вопрос, который выше, чем судьба одного конкретного человека — поясняет Василий Буткевич.
ЦЫГАНСКИЙ БАРОН (Никитинский театр)
2 мая, 17.00
Никитинский театр (Воронеж)
Режиссер и автор текста — Коля Русский
Рабочий Алексей утром идет на завод и по пути встречает цыганку. Он впервые видит то, что не может понять и объяснить. Какая-то магическая сила сталкивает его с ней трижды. Алексей, словно герой греческой трагедии, проходит путь и встречается с некой силой, способной разрушить его (и не только) жизнь.
Действие происходит в 1951 году. Но это не точно. Алексей — воплощение народа, а цыганка — власти. Но и в этом можно усомниться. Главное, что после этой решающей встречи польется дождь из крови, после ничего нельзя будет вернуть назад.
Русский в своем спектакле опосредованно прикасается к образу вождя в обэриутском ключе, доводит до крайней степени абсурда. Недаром его герой напевает себе под нос на мотив «Все выше и выше»: «Ребята, ребята, ребята, давайте представим, что вдруг: наш Ленин — как будто лопата, а Сталин — как будто сундук». Когда вождь уже при жизни мифологизирован и совершенно самому себе не принадлежит, тут уже нет большой разницы, возникнет ли он в образе сундука или в лице привязавшейся на улице цыганки — театральный критик Анна Павленко.
ЧАЙКА (Никитинский театр)
3 мая, 17.00
Центр современной драматургии (Екатеринбург)
по пьесе А.П.Чехова
Режиссер — Ринат Ташимов
Если вы любите классику, и если вам она надоела, и даже если вы ее ненавидите и постоянно ищете что-то принципиально новое – «Чайка» для вас. Смешной и ироничный спектакль про жизнь простых людей, которые любят, страдают, ненавидят, пьют чай и говорят пошлости. Спектакль про то, что мечты разбиваются и губятся в быте, нас с вами окружающем. Про то, что даже по небу, на которое смотришь, мечтая о лучшей жизни, уже кто-то прошелся грязными сапогами.
Яркая и экспрессивная постановка Рината Ташимова делает текст, написанный сто лет назад, как никогда актуальным, современным. Чайка. Чехов. ЦСД.
1:40 (на сцене Никитинского театра)
1 мая, 17.00
Funky Production совместно с командой MadFootClan (при уч. DJ Nick Brown и Prostozvuk)
Санкт-Петербург, Воронеж, Липецк, Курск, Рязань, Калуга, Северодвинск.
Один из первых в России хип-хоп спектаклей.
Спектакль создан, чтобы передать энергетику, которая ни в какой другой форме искусства больше не существует, а тут она органически есть и миллионы людей этой энергетикой питаются и подпитывают ее собой… — Тимур Ивашкевич, продюсер проекта и исполнитель.
DUO ZIKR (театр драмы им. А. Кольцова)
1 мая, 17.00
Концерт DUO ZIKR – театра вокальных импровизаций Ольги Ткаченко и Игоря Силина, единственного в мире Театр Голоса. В своем творчестве певцы опираются на глубинные традиции мировой музыкальной культуры, и в то же время выступают как новаторы, предлагая слушателям новый стиль, новое звучание, новую музыкальную эстетику. Самобытное творчество DUO ZIKR свободно от каких-либо жанровых стереотипов. В композициях дуэта можно услышать разнообразие направлений: от классической музыки и этнических напевов до современного фри-джаза.
В ГОРОДЕ
ТАБОРТАБОРТ (бар Оптимист)
1 мая, 20.00
Площадка «Скороход» (Санкт-Петербург)
Режиссер и автор текста — Артем Томилов. Моноспектакль Владимира Кузнецова
фестивальная версия
Текст Артёма Томилова сделан для зрительского сопереживания. В нём буквально каждый найдёт частички или огромные фрагменты своих собственных жизней. Возможно, если бы его услышали люди прошлого или будущего, то для них он тоже показался бы близким в силу общечеловеческого характера мотивов, базирующих эту историю, но особенно специфически он будет близок для тех, кто живёт сейчас. Реалии, из недр которых звучит человеческий голос, разворачивающий полотно собственного бытия, похожи на те, которые нас окружают.
В какие моменты жизни мы задумываемся о том, что такое Я? Зачем оно, откуда, куда и для чего? В самые острые, как полагается. Или есть люди, которые практикуют такой анализ перманентно, просто проживая свою жизнь, подспудно зная, что такие вопросы вообще есть, и что поиск ответов на них и создаёт момент «здесь и сейчас». А ещё бывает так, что мы долго рассказываем кому-то свою жизнь, прописывая картину за картиной, словно собирая осколки после большого взрыва, или не осколки, а следы самого дорогого что было — в одно облако ощущений, которое и есть Я. А зачем нам всё это? Зачем нам Я? Тоже интересный вопрос — Артем Томилов
НЕтрезвая жизнь (бар Harat’s. ул. Комиссаржевской, 10)
3 мая, 21.00
Актерское товарищество «Понедельник» (Новосибирск)
Идея и сочинение — Дмитрий Егоров
Этот концерт-спектакль — посвящение поколениям 60-70-х годов. Тем, кто формировался в то время, когда казалось, что рамки свободы стали шире. Тем, кто пытался сохранить свободу в себе. Тем, кто, по сути, был первым советским андерграундом. Тем, кто мог бы открыть и сделать гораздо больше, чем удалось.
Мы вспомним талантливых людей, обаятельных подонков, пьющих писателей, хулиганских поэтов, подпольных музыкантов. Вспомним Шпаликова и Володина, Бродского и Битова, Ерофеева и Довлатова, Северного и Высоцкого — и других НЕтрезвых людей, кого спасала ирония, любовь и внутренняя свобода.
КУРАРА (опен-эйр в сквере Никитинского театра)
4 мая, 20.00
Фронтмен Коляда-театра и солист Курары Олег Ягодин впервые посетит Воронеж. Концерт известной уральской инди-рок группы станет эффектным закрытием масштабного фестиваля. Группа представит часть нового альбома “Кафка” (первая презентация — апрель 2019 года).
LOVE IS DEAD
лаборатория перформансов | 3-4 мая
режиссер + драматург + город
Коллаборация молодых драматургов Школы драматургии ЦЕНТР Олеси Лихачевой и Стаса Маклакова (Воронеж) и режиссеров Артема Томилова и Олега Христолюбского (Санкт-Петербург). Место действия перформансов — город, его обычная жизнь, снующие туда-сюда прохожие, пробки, здания.
Этот проект — новая ступень нашей Школы. Ученики — молодые драматурги получают возможность поработать с состоявшимися, профессиональными режиссерами. “Love is dead” — экспериментальный проект по взаимодействию трех составляющих: режиссера, драматурга и городского пространства. Совместное исследование города и человека.
3 мая в 15 часов — спектакль-променад режиссера Артема Томилова (совместно с драматургом Олесей Лихачевой) под общей темой: ЛЮБОВЬ. Группа зрителей путешествует по городу с актером-проводником.
4 мая с 12 до 18 часов состоятся показы перформанса режиссера Олега Христолюбского (совместно с драматургом Стасом Маклаковым) под общей темой: СМЕРТЬ. Спектакль для одного (!) зрителя. Каждый зритель проходит свой путь. Ведь путь к смерти можно пройти только одному…
Спектакль повторится около 50 раз, чтобы как можно большее количество зрителей смогли его увидеть.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
вход на все события образовательной программы свободный по регистрации:
https://festival-nikitincenter.timepad.ru
Неофициальным открытием фестиваля станет показ фильма “Разбор” (режиссер — Юрий Муравицкий) 29 апреля в 18.00 на сцене Никитинского театра, после чего состоится паблик-ток с Юрием Муравицким и Германом Грековым.
1 мая в сквере Никитинского театра пройдут читки пьес учеников Школы драматургии ЦЕНТР, организованной Никитинским театром.
1 мая в 12.00 в сквере театра пройдет лекция критика Кристины Матвиенко (Москва) «Как новые тексты живут в новом театре» о месте и роли современной драматургии в театре 2010-х. На материале российских и зарубежных спектаклей.
В 2000-е – современная драматургия боролась за место в театре. Опыт российской «новой драмы» показал, что радикальному тексту лучше живется вне стационарного театра, в поле независимых и свободных от форматов. Итог и завоевание «новой драмы» – появление в театре героев, тем, языка сегодняшнего момента, а не вчерашнего. А косвенный итог, оказавшийся заделом на будущее, – приход в театр ярких, неформатных людей, чутких к времени и свободных от обязательств перед «большим театром». Эти люди – новые драматурги – и стали сотрудничать с театром; с режиссерами, актерами, композиторами, художниками и хореографами. В новом театре, построенном по принципу горизонтальных связей, коллективной соавторской работы и лишенном примата текста, они очень хорошо нашли свое место. Они выговаривают время, театр слушает их. Они учатся у своих товарищей и слышат, куда дрейфует театр сегодня. Меняют место текста в структуре или теле спектакля, а вслед за этим – меняют и сам тип текста. Важен и еще один аспект, хорошо проговоренный Леманом в «Постдраматическом театре», – способ «производства» не отделяется от художественного процесса, его следы можно обнаружить в самом спектакле и в пьесе. И это личное авторское «я» иначе проявляет себя в современном спектакле. Речь о присутствии автора в новом ключе. Все это крайне интересно и разнообразно развивается, примером чему служит европейский и российский опыт последних десяти лет.
2 мая в 19.00 в сквере состоится мастер-класс драматурга Анны Сафроновой (Санкт-Петербург) «Зачем писать пьесы». Перформативная лекция с элементами мастер-класса. Что такое пьеса? Где проходит граница между пьесой, литературой, философией и банальным сообщением во вконтакте? Текст как трансцендентная единица — и для чего нам вообще нужны пьесы и театр в целом?
4 мая в 12.00 в сквере театра состоится лекция критика Глеба Ситковского (Москва) «Бум иммерсивного театра в России и мире». Лекция поможет разобраться в театральных постановках в не-театральных пространствах.
Иммерсивный театр, променад-спектакли, спектакли site specific — всё это разные стороны явления, которое мы наблюдаем сегодня: театр выламывается из привычного пространства сцены и осваивает новые пространства. В таком театре декорациями служат то вокзал, то больница, то заброшенное здание, а зрители сами превращаются в актёров. Почему этот жанр стремительно набирает популярность в России? Почему эта экономическая театральная модель, способная обойтись без поддержки государства, привлекает новую зрительскую аудиторию?
Генеральный партнер фестиваля — ГРУППА КОМПАНИЙ ХАМИНА