В России продлили прокат фильма «Довлатов» Алексея Германа-младшего. Изначально компания-прокатчик заявляла об экспериментальном формате проката с 1 по 4 марта в рамках проекта «Выходные с Довлатовым». Однако было принято решение продлить показы до 11 марта. Вероятно, продлить прокат предполагалось сразу.
«Маркетинговый ход, осуществленный продюсерами (или нанятым РА) «Довлатова» сработал, – написала на своей страничке в «Фейсбуке» представитель кинотеатра «Спартак» Елена ПЛЕХАНОВА. – Приём создания искусственного дефицита, который зачастую пользуют в других отраслях (booking.com, tutu.ru и т.п.) перенесен на кинопрокат, на моей памяти, в первый раз. С точки зрения продвижения и продаж – это отличная работа! Я сама повелась, как крыса на дудочку. Но ведь, заметьте, никакого «обмана потребителей». Нигде в рекламе не было ограничения «только». Было «четыре дня в прокате». А кто сказал, что не будет в прокате 5-й, 6-й и т.д. день?
Пойду учить матчасть. Психологию маркетинга».
https://www.youtube.com/watch?v=C2yPMWU3NZ0
В соцсетях фильм, который вошёл в программу недавнего Берлинского кинофестиваля, ажиотажа не вызвал. Многим зрителям фильм показался скучным. Появилось немало шуток, вот одна из них:
«– Где шлялся?
– Ды на «Довлатова» сдуру пошли.
– И как?
– Ну как. Я б заставил Германа читать Марселя Пруста, а Пруста – смотреть «Довлатова». А сам – в буфет».
Президент Гильдии аналитических журналистов и большой киногурман Андрей Долженков фильм уже посмотрел. Андрей считает, что у многих зрителей неправильные ожидания по поводу новой картины Алексея Германа.
«Я знал, на какой фильм иду, – пишет Андрей Долженков. – Германа-младшего я открыл для себя совсем недавно. Пару лет назад пересмотрел практически все его фильмы. И понял, что его кино, несмотря на то, что очень похоже по стилистике на кино старшего Германа, совершенно другое. Алексей Герман-старший – абсолютный гений, исполин, величина сродни Микеланджело и Леонардо Да Винчи. И его кино обсуждать сложно, потому что надо с такой же высоты смотреть и в такую же глубину нырять. А у Германа-младшего при всей его кажущейся сложносочиненности кино более приземленное, человечное. Даже трогательное, сентиментальное, почти романтичное. Поэтому ждать от «Довлатова» феерии или чего-то грандиозного по замаху – все равно, что ждать от прозы Довлатова эпичности и назидательности.
Это отличный грустный фильм о несчастных и талантливых людях, которые никак не могут прорезаться и родиться по-настоящему в абсурдном мире вечных годовщин и юбилеев эпохи развитого социализма.
«Вы – очень талантливы, Сережа. Это плохо!» — примерно так говорит один из редакторов».
О чём фильм
Кинопортал «Кинопоиск» предлагает такой анонс фильма «Довлатов»:
«Фильм о нескольких днях из жизни писателя Сергея Довлатова в Ленинграде начала 70-х годов накануне эмиграции его друга, будущего лауреата Нобелевской премии Иосифа Бродского. Это круговорот из парадоксальных и смешных ситуаций. Столкновение с криминалом, светская и литературная жизнь Ленинграда, киностудия «Ленфильм», музыка, чтение стихов, ремесло журналиста, страстное желание купить для своей дочери куклу, которую не достать нигде. В череде жизненных коллизий, иногда смешных, а иногда пронзительных, зритель открывает для себя жизнь тонкого, блестящего, ироничного человека, который выбирает свой творческий путь, чтобы позже превратиться в одного из самых популярных русских прозаиков XX века».
Почему Довлатова сыграл сербский актёр?
Фильм Алексея Германа примечателен ещё и тем, что роль русского писателя исполнил сербский актёр Милан Марич. Причём для Марича это первая большая роль в кино. К тому же, о существовании Довлатова Милан даже не подозревал. В интервью «РИА Новости» Марич так описывал историю своего знакомства с Алексеем Германом:
«Сербская актриса Даниэла Стоянович, которая уже давно живет и работает в Санкт-Петербурге, знала, что Герман ищет актёра. А меня она видела в Белграде, в спектакле «Голод». Вот она и показала Алексею мои фотографии. Первый этап кастинга заключался в том, что мне надо было отправить режиссеру черно-белые фото. Я пошёл в фотостудию и сделал два портрета – как на паспорт. Затем потребовалось записать монолог из чеховского «Дяди Вани» на сербском в нескольких вариантах. И, наконец, в последнем туре я приехал в Москву и отработал несколько сцен. Когда мне сообщили, что я получил роль, ощущение было невероятное. Мне понадобилось еще немало времени, чтобы поверить, что со мной это случилось на самом деле».
Вероятнее всего, ключевую роль всё-таки сыграла внешность Марича, который, действительно, очень похож на молодого Сергея Довлатова.
СПРАВКА «ГорСоветов»
Сергей Довлатов родился в 1941 году в Уфе в семье театрального режиссёра Доната Мечика и актрисы Норы Степановны Довлатовой. В этот город его родители были эвакуированы из Ленинграда. С 1944 года жил в Ленинграде, в1959 году поступил на отделение финского языка филфака Ленинградского государственного университета и учился там два с половиной года. Из университета был исключён за неуспеваемость.
После службы в армии Довлатов поступил на факультет журналистики ЛГУ, работал в студенческой многотиражке, писал рассказы. После института работал в газете «Знамя прогресса».
С сентября 1972 до марта 1975 года года жил в Эстонии. Был внештатным корреспондентом газеты «Советская Эстония», затем работал в газетах «Моряк Эстонии «Вечерний Таллин». Летом 1972 года принят на работу в отдел информации газеты «Советская Эстония». В 1975 году вернулся в Ленинград, работал в журнале «Костёр».
Сергей Довлатов писал прозу, но журналы публиковали его неохотно. Довлатов публиковался в самиздате и в эмигрантских журналах. В 1976 году был исключён из Союза журналистов СССР.
В августе 1978 года эмигрировал в США, где стал главным редактором еженедельной газеты «Новый американец». К середине 1980 годов печатался в престижных журналах («The New Yorker» и др.).
За двенадцать лет эмиграции издал двенадцать книг в США и Европе. Умер 24 августа 1990 года в Нью-Йорке от сердечной недостаточности, в возрасте 48 лет.