Спектакль «Макбет.Кино»: «Что сделано, то сделано!»

Кто эти люди?

Юрий Бутусов  – художественный руководитель Санкт-Петербургского академического театра им. Ленсовета. Очень много работает в разных театрах Москвы. В «Сатириконе», Театре им. Пушкина, МХТ им. Чехова, Театре им. Вахтангова.  Знаменитые его работы «Макбет.Кино», «Добрый человек из Сезуана», «Чайка»  удостоены премий «Золотая маска» и других профессиональных наград.

В 2018 году Бутусов получил «Золотую маску» в номинации «лучшая работа режиссера в драме» за спектакль «Дядя Ваня», поставленный в Театре им. Ленсовета.

Актеры, задействованные в постановке «Макбет.Кино»  – молодое поколение актеров . Это был один из первых спектаклей Бутусова в театре им. Ленсовета после его назначения на роль главного режиссера в 2012 году.

Что они делают?

Спектакль начинается с пролога, в котором два человека за столом то ли репетируют, то ли уже играют диалог из шекспировского «Макбета». Один из этих двоих нарочито жует жвачку и нахально ухмыляется. Диалог проговаривается неряшливо с покачиванием ног под столом. Тягучий, никчемный, ненужный ни тем, кто его произносит, ни тем более зрителю. И когда мы уже совсем расслабляемся и теряем внимание, один из собеседников вынимает пистолет и стреляет в своего жующего товарища. Тот падает ошарашенный, кажется,  не меньше зрителя. И понеслась!

На сцене начинается какое-то невероятное движение, как будто ветер поднял локальную бурю, закрутил людей в своем круговороте.

Это не Шекспир, к которому вы привыкли. Забудьте о пьесе, актах и действиях. Отключите своего внутреннего дешифровальщика и буквоеда, они вам не помогут. Портрет Алена Делона в центре сцены, фанерные двери, которые ,кажется, нужны только для того, чтобы развиваемые ветром люди держались за их нестойкие косяки и пр. и пр.

Почему кино? Где кино? В цитате из Цоя «Уходи и оставь мне свой номер», которая пару раз прозвучала в самом начале и ближе к концу? В Алене Делоне? В цитате из «Любовного настроения» Вонга Кар-Вая  «Это всего лишь репетиция»?

Версия №1

Кино – способ художественного изображения, совмещающий в себе максимум возможностей при монтаже. Один из самых распространенных приемов в кино – флешбэки, возвращения, воспоминания, обратный кадр. Вот этот прием «обратного кадра», когда время повествования перестает быть линейным, текущим в одном направлении в постановке Бутусова представлен богато. Очень условно, пунктирно обозначены важнейшие моменты истории Макбета – встреча с ведьмами, убийство короля Дункана, расплата. Между ними есть связующие эпизоды, но они не несут главную смысловую нагрузку.

Они нужны, чтобы зритель окончательно не растерял ориентиры и понимал, что, несмотря на бесконечные повторы и возвращения, у этой истории есть эпицентр взрыва, практически ядерного, запустившего цепную реакцию боли, страха, насилия. И эпицентр этот – леди Макбет. Четыре разных актера, это только я насчитал, играют Макбета в разной степени разложения. Леди Макбет – константа, воплощение отчаяния и ада, постоянно возвращается в одну и ту же точку и исполняет свой бесконечный страшный и прекрасный танец. Не может не исполнять. Теперь всегда.

Версия№2

Сам Бутусов на творческой встрече сказал, что мы все находимся под прицелом камер, мы все играем в публичном пространстве на глазах у других какие-то роли. И с этой точки зрения – мы все внутри съемочного процесса. И наша жизнь – кино. За дословность не отвечаю. Считайте  это моей интерпретацией версии режиссера Бутусова. Он все равно всей правды не скажет.

Версия№3

Еще одно радикальное отличие кино от театра – крупные планы. В театре можно с помощью света и прожекторов выделить какой-то участок сцены, но сделать из этого  полноценный крупный план невозможно. Но не для Бутусова. Он находит какие-то невероятные способы сфокусировать внимание зрителя на деталях. Превращая наши глаза в те самые кинокамеры. Ну и прожекторы, конечно, как без них.

Вспомните дрожащее колено леди Макбет, голые ведьмы, окруженные тьмой, чтение письма от мужа на авансцене, катание на игрушечной лошадке, убийство Банко и т.д.

Сцена открыта до самой задней стены ВКЗ с лестницами и служебными выходами. По сути, выглядит это пространство, как съемочный ангар, где есть несколько уровней приближения к зрителю. А это опять процесс фокусировки внимания, ближний, средний и дальний планы, которые в нужный момент начинают работать одновременно, создавая плотность смыслов и оттенков происходящего на сцене.

Это все внешние, технические признаки кинематографичности постановки Бутусова, которых можно насчитать еще с десяток, но кому это интересно.

Главное, что из этого всего получилось…

Что получилось?

На пресс-конференции Юрий Николаевич дал подсказку, как смотреть его спектакль.

Он сказал примерно так:

«Я скажу, как учили меня, просто поймайте эмоцию, ритм, почувствуйте то, что происходит перед вашими глазами. Анализировать будете потом, после всего. Если вам удастся это, то будет не важно,  5 часов идет этот спектакль или 2»

Я воспользовался советом режиссера,  и мне не пришлось, как многим из моих знакомых умных зрителей проходить через 5 классических этапов неприятия: отрицание, гнев, торг, депрессия, приятие.

Может поэтому 5 действий у этого спектакля, и шайтан Бутусов заранее рассчитал и запрограммировал психологическую реакцию среднестатистического зрителя?

Что же касается моих личных впечатлений, то я могу сказать только вот что:

это не театр текста, хотя все признаки сохраняются. Шекспир никуда не делся. Его самые ударные сцены и монологи подаются так, что уже начинаешь повторять про себя как заклинание «Что сделано, то сделано» и пр.

При этом действие смонтировано так, что пространство расширяется до небывалых пределов, время становится как река. Где вынырнешь в следующий раз, окунувшись с головой в происходящее, не известно. Здесь и наши дни, и средневековье и даже пахнуло чуть не блокадным Ленинградом, когда закутанная женщина в валенках и варежках на резинках в паре с таким же утепленным партнером-виолончелистом, вдруг начинает плакать в микрофон.

И еще то, что делает этот спектакль настоящим произведением искусств. Когда ты чувствуешь энергию, но не понимаешь, как, за счет чего это сделано. Когда движения и предметы на сцене создают свой диалог со зрителем.

Как отзывается у людей сцена с падением автомобильных покрышек из под купола этого цирка? Что чувствуете вы, наблюдая долгий и неизбежный процесс опустошения сцены от зеркал и предметов, когда убираются все подпорки и человек, застывший в своем недоумении и бесконечном одиночестве как бы зависает в разреженном пространстве.

Я больше чем уверен, у каждого зрителя будет своя реакция и свои внутренние рифмы на эти образы. Поэтому я даже не хочу нагружать вас своими интерпретациями.

Достаточно того, что ты вполне осознанно поддаешься обаянию и ритму непонятного тебе процесса, где только внутренние маркеры эмоций обозначают границы твоего путешествия. И это чудо.

Как раз то самое чудо искусства, когда из несочетаемых вещей рождается музыка, из скрипов и шелеста вырастает ожидание, из тихой детской песенки – гимн человеческой нежности, способной уничтожить весь мир, если ее смешать с ненавистью и желанием обладать.

Бутусов делал свой спектакль, как знаменитые макбетовские ведьмы готовили свой отвар. Все сбрасывая в один котел. Только у него ингредиенты другие, не слизь и мышиные хвостики, а человеческие страсти, дела, мечты и страхи. «Кипи, котел, кипи»

ЧТО ВЫ УПУСТИЛИ, НЕ СХОДИВ НА СПЕКТАКЛЬ?

Вы не упустили ничего, если считаете театр храмом и музеем, куда нужно ходить, чтобы насладиться игрой актеров и прикоснуться к прекрасному. Пару сэлфи в зеркальном фойе, правильный хэштег типа #окультурились  #прикоснулиськпрекрасному и свое мнение в разговоре за театр.

Упаси боже, я даже не иронизирую. У нас свободная страна, есть много, к несчастью или к счастью, постановок, где можно сильно не напрягаться, не помять свое новое вечернее платье и нежную душу. Да и интерьеры наших театров вполне годятся для приличных сэлфи, что не может не радовать.

Но если вы ждете от театра чего-то нового, если вы уже однажды отведали  этого яда и видели настоящее чудо в действии. Вас трепали эти ветры,  разрывали на части, бросали в самую темень и вытаскивали еле живого на берег. Вам, конечно, нужно идти на спектакли Бутусова. Это человек из разряда тех, кто уж если и не знает наверняка, то хотя бы чувствует из какого края эти чудесные ветры, слышит их музыку. И  дает послушать нам. Не жадничает.

И еще. Вы не увидите прекрасных актеров театра им. Ленсовета и главную звезду этого проекта Лауру Пицхелаури. Самую прекрасную и отчаянную леди Макбет, из всех мною виденных раньше.

Шкала гармонии

(авторская разработка авторов портала gorsovety.ru)

Для людей, которые любят конкретику, и которым некогда читать большие тексты рецензий.

Оценка спектакля (художественного произведения) по нескольким критериям по шкале от 1 до 10

  1. Оригинальность – (1- нет, 5 – где-то я такое видел, 7 – раньше я такого не видел 10- что это было?) – 9
  2. Яркость (декорации, спецэффекты) – 1-нет, 5 – симпатичненько так, 7- хорошо прям, 10- вау!) — 9
  3. Трогательность (эмоциональность) (1 – нет, 5 – мурашки(одобрительный смех), 7- пощипывает глаза(смех без контроля), 10 – заплакал) – 9
  4. Катарсис (1 –нет, 5 – задумался о вечном, 7- еще раз задумался о вечном 10- переосмыслил всю свою жизнь) – 9
  5. Художественная ценность (1 – нет, 5 – а в этом что-то есть, 7 – в этом точно что-то есть, 10 – шедевр) — 9
  6. Историческая ценность (1 – нет, 5 – возможно, 7 – более чем возможно, 10 – однозначно есть)- 9
  7. Посоветовать другим (1-нет, 5 – если других дел нет, 7- сходите, обсудим, 10 – обязательно идти) – 9

Средний бал –  9

(1 – в топку вместе с рецензией, 5 – это интересно, 7 – надо идти, 10 – так не бывает!)

В ТЕМУ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ