«Ювенильное море» МХТ им. А.П. Чехова: Смешные всадники апокалипсиса

Кто эти люди?

МХТ им. А.П. Чехова, наверняка так думают многие, в особом представлении не нуждается. Все же знают, что это главный драматический театр страны, основанный самим Станиславским. Но не все так просто. Во-первых, основатели театра  Станиславский и Немирович-Данченко в 1898 году назвали его так: Художественно-доступный театр. Это уже позже его переименовали в Московский художественный театр, ставший после революции академическим, а точнее: МХАТом им. Горького.

Во-вторых, многие почему-то забывают о том, что МХТ им. А.П. Чехова (не Горького!)  относительно молодой театр, хотя и находится в историческом, том самом первом здании театра в Камергерском переулке, и чайка на занавесе, та самая, именно у них. Как же это вышло?

В 1987 году МХАТ им М. Горького раскололся на два театра. Один стал МХАТом им А.П. Чехова, а второй остался МХАТом им М. Горького. Первый возглавил Олег Ефремов, второй – Татьяна Доронина. В этом была своеобразная ирония, поскольку дуэт Ефремова и Дорониной в фильме 1968 года «Три тополе на Плющихе» до сих пор вызывает у нашего народа подозрения в особых отношениях любимых артистов. А тут раскол.

Не хочу никого обидеть, но в сознании массового зрителя именно «ефремовский» театр стал наследником старых традиций, продолжателем славных дел великих театральных деятелей.

Доронина – великая актриса, спору нет, но МХАТ им. Горького как-то постепенно стал в последние десятилетия театром второго ряда. Мы не слышим о громких премьерах, о каких-то удачах или открытиях. Но не будем останавливаться здесь надолго. При случае обязательно поговорим о МХАТ им. Горького отдельно.

Наши герои сегодня – МХТ им. А. П. Чехова. Первым худруком и основателем был, как уже говорено, Олег Ефремов, сменил его Олег Табаков, а уже после безвременной кончины всенародно любимого артиста, пост этот занял Сергей Женовач.

Режиссер, педагог, профессор ГИТИСа, уважаемый в профессиональной среде человек, обладатель всевозможных театральных премий, включая премию Товстоногова за выдающийся вклад в театральное искусство.

Постановщик Наталья Назарова.

Актриса, режиссер, сценарист, педагог. «Ювенильное море», насколько я понял, первая работа Натальи на сцене МХТ.

Честно говоря, интернет знает её больше как человека кино. Если еще не смотрели, рекомендую прекрасный фильм «Дочь» (2012 г.), где Наталья была автором сценария и режиссером. Как сценарист она была задействована в нескольких крутых проектах, включая «Измену» Кирилла Серебренникова и сериал Владимира Хотиненко «Бесы» по Достоевскому. Мог что-то упустить, гугл вам в помощь!

Артисты.

 

Евгений Перевалов в роли инженера-мечтателя Николая Вермо, Вероника Тимофеева в роли Надежды Босталоевой, Артем Волобуев в роли товарища Упоева, уполномоченного из района и еще 15 человек, фамилии которых скорее всего вам ничего не скажут. Это артисты МХТ им. А.П. Чехова, не ставшие пока звездами для широкой аудитории, но просиявшие ослепительно ярко на сцене Камерного театра в Воронеже.

Что они делают?

В афише «Ювенильное море» обозначено как комедия. И даже самые испытанные бойцы засомневались: где же там у Платонова может быть комедия? В классическом понимании Платонов – это кровь, грязь, пыль степей и гул паровозных котлов. Что-то мрачное, серое, грустное. Не без парадоксов, конечно, но точно не посмеешься.

Но каждый внимательный читатель согласится с тем, что проза Андрея Платонова, несмотря на весь свой кубизм невероятно смешная. Это смех непростой, конечно, трудный даже, но вполне зажигательный.

Странные абсурдные герои, остроумные диалоги, парадоксы и практически готовые афоризмы. «Мужская несостоятельность такой же мощный источник поэзии, как любовь», От жизни все умирают — остаются одни кости», «В ненависти пролетариата к буржуазии есть ненависть женщины к кухне» и т.д.

Платонов очень резкий в своей наивности. При всем том, что он был абсолютно верным делу партии человеком, в своем писательском труде из него произрастала какая-то новая, мне кажется, ему самому не подвластная истина.

И юмор его, юмор висельника, извините за грубость, не может оставить равнодушным, так глубоко его проникновение, за пределы обычного человеческого сознания, вкусов и предпочтений. По большому счету, Платонов, соглашусь с мнением режиссера Назаровой, продолжатель традиций Гоголя и Чехова. Чехова я сам добавил, ладно. И с тем, что проза его сродни традиции фантастического реализма Маркеса, соглашусь. Добавлю от себя еще Франца Кафку, и на том остановимся.

Главное – гениальность прозы Платонова, на мой взгляд, заключается в этой беспредельной, космической свободе нового способа повествования, где реализм чувств и обнаженность эмоций покрывается нарочно сделанными не по размеру одежками из замысловатой стилистики речи и почти сказочных сюжетов с привидениями и медведями-молотобойцами.

Режиссер Назарова проделала огромную работу, создавая материал для постановки. Здесь не одно только «Ювенильное море», но и повесть «Впрок», рассказ «Песчаная учительница»  и др.  В основе, конечно, история инженера-мечтателя Николая Вермо, решившего ради светлого будущего разорить совхоз и добыть море юности, спрятанное под толщей земли на глубине в 2 километра.

Что получилось?

Получился хороший спектакль. А хороший спектакль, по определению мэтра Льва Абрамовича Додина, — это большая редкость, почти чудо.

Не скрою, с опаской я шел на эти четыре часа с антрактом. Трудиться и терпеть шел, честно признаюсь. А вышло совсем не трудно. Легко даже.

На сцене – песок, который мне почему-то по звуку от соприкосновения с цинковым ведром напомнил зерно. На песке разбросаны огромные шестеренки, остатки или обещание будущего гигантского механизма, чья задача – изменить мир до неузнаваемости. Справа в глубине сцены висит электрическое солнце, работающее с перебоями, как положено. Посередине на песке расположен дощатый помост, к концу истории окончательно разделивший мертвых и живых.

И вот в этом апокалиптическом пространстве, прерываясь на сцены в городе, где героиня Надежда Босталоева выбивает гвозди и двигатель для утопического проекта своего возлюбленного, разворачиваются все события. Именно разворачиваются. Не сразу, постепенно, мы начинаем привыкать к этим странным людям, принимать их. И даже сочувствовать. Так приручить, одомашнить Платонова, не используя никаких хирургических манипуляций, не коверкая, не приглаживая его натуру, редкая удача. Он вдруг стал понятен и близок даже самому наивному, неподготовленному, не читавшему «Чевенгура» и «Котлована» зрителю.

Стоит добавить, что это очень актерский спектакль. В нем нет статистов, нет массовки. Нет «кушать подано». Каждый персонаж продуман, аккуратно и бережно вписан в историю, чуть не сказал галактику, «Ювенильного моря». За каждым интересно наблюдать, у каждого есть свои пять минут зрительской славы и обожания.

Еще отмечу – прекрасно рассчитанный, просчитанный даже, ритм повествования. С паузами, лирической тишиной и шумом, который должен обязательно оборваться внезапно, разрядив ситуацию, снизив пафос и чрезмерный накал.

Спектакль получился не бесспорным, но однозначно живым и настоящим. Ему прощаешь какую-то лишнюю беготню, ненатуральный татарский акцент Кемаля, молодого и чрезмерно косматого деда, прощаешь даже сомнительный союз Федератовны и Умрищева и родимое пятно или шрам (не поймешь) секретаря товарища Упоева.

Прощаешь, потому что все это можно, когда все получается.

У Натальи Назаровой и её артистов получилось всё.

Что вы упустили, не сходив на этот спектакль

Вы упустили удовольствие, близкое к наслаждению от наблюдения за прекрасной актерской работой.

Здесь каждый проявил себя по-своему. Евгений Перевалов, играющий инженера Вермо, странный, немного аутичный, обиженный богом, как говорят, человек в своей наивности и искренности вызывающий у зрителя приступы самой натуральной, почти бабьей, жалости. Вероника Тимофеева (Надежда Босталоева) – маленькая юркая, красивая и смешная, женщина-девочка, Соня чеховская, Джульетта Мазина. Когда она говорит, что готова поцеловать за ящик гвоздей, только аккуратно, а то в прошлый раз за доски пришлось аборт делать, тебе и смешно и горько одновременно. И в этом талант артиста – не свалиться в мелодраму и не превратить всё в цирк с конями.

Про коней я неспроста заговорил. Запомните, товарищи, имя этого артиста —  Артем Волобуев. С первого его появления на сцене под цоканье копыт в кожанке и с револьвером на боку, я поймал себя на ощущении легкого балдежа. Настолько отточено и по-балетному изящно он исполнил роль уполномоченного товарища Упоева, квалифицированного душегуба с замашками мудрого руководителя, что слов нет. Это очень смешно. И при этом не портит картины, не размазывает, не превращает историю в набор гэгов.

Да что там говорить. Все хороши!

Давно мне не было так стыдно, что я не знаком с материалом, по которому поставлен спектакль.

Срочно надо прочитать «Ювенильное море», «Впрок» и всё, что стоит ни разу не читанное на книжных полках каждого культурного воронежца.

Фото Андрея Парфёнова

ШКАЛА ГАРМОНИИ (авторская разработка авторов портала gorsovety.ru)

Для людей, которые любят конкретику, и которым некогда читать большие тексты рецензий.

Оценка спектакля (художественного произведения) по нескольким критериям по шкале от 1 до 10

  1. Оригинальность – (1- нет, 5 – где-то я такое видел, 7 – раньше я такого не видел 10- что это было?) – 6
  2. Яркость (декорации, спецэффекты) – 1-нет, 5 – симпатичненько так, 7- хорошо прям, 10- вау!) – 7
  3. Трогательность (эмоциональность) (1 – нет, 5 – мурашки(одобрительный смех), 7- пощипывает глаза(смех без контроля), 10 – заплакал) – 8
  4. Катарсис (1 –нет, 5 – задумался о вечном, 7- еще раз задумался о вечном 10- переосмыслил всю свою жизнь) – 7
  5. Художественная ценность (1 – нет, 5 – а в этом что-то есть, 7 – в этом точно что-то есть, 10 – шедевр) – 7
  6. Историческая ценность (1 – нет, 5 – возможно, 7 – более чем возможно, 10 – однозначно есть)- 7
  7. Посоветовать другим (1-нет, 5 – если других дел нет, 7- сходите, обсудим, 10 – обязательно идти) – 8

 

Средний бал – 7,1  (1 – в топку вместе с рецензией, 5 – это интересно, 7 – надо идти, 10 – так не бывает!)

 

В ТЕМУ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ