Кто эти люди?
Сначала о театре. Российский академический молодежный театр был открыт в далеком 1921 году, и поначалу назывался он «Московский театр для детей». И только в 1992 году, через пять лет после прибавки звания «академический» появилось то название, которое все мы знаем сегодня. Расположен по адресу: г.Москва, Театральная площадь, д.2 (метро Театральная, Охотный ряд). Центрее не бывает!
Художественный руководитель театра с 1980 года и поныне — Алексей Бородин, главный режиссер – Егор Перегудов, известный нам по его работам в «Сатириконе» с Константином Райкиным. По крайне мере два спектакля Перегудова вы вполне могли видеть. «Дон Жуан» с Тимофеем Трибунцевым участвовал в театральной программе Платоновского фестиваля в 2018 году, а «Человек из ресторана» вы могли увидеть благодаря проекту «Театр в кино» в «Спартаке».
Что еще сказать? Это большой столичный театр с крепкими театральными традициями и хорошей материальной базой. А то, что они пригласили Юрия Бутусова говорит об открытости и смелости дирекции, готовой расширить свои театральные горизонты и довериться художнику, способному перевернуть с ног на голову эти самые традиции.
О Юрии Бутусове нового мы вам ничего не расскажем. Это один из самых титулованных и востребованных современных режиссеров. Его спектакли идут во многих театрах Москвы. Подробнее здесь… Сейчас он занимается должность главного режиссера театра им. Вахтангова, но продолжает сотрудничать с другими площадками.
О французе Флориане Зеллере, авторе пьесы «Сын» — последней части драматургической трилогии о семье «Мать», «Отец», «Сын», известно не так много. Ему сорок лет, он начинал с романов, но успеха добился, когда опубликовал свои пьесы. В 2016 году The Guardian назвала Зеллера «самым ярким молодым драматургом нашего времени».
В прошлом году он снял по собственному сценарию фильм «Отец» с Энтони Хопкинсом в главной роли. Фильм был номинирован на премию «Оскар» и получил две статуэтки – за лучший адаптированный сценарий и лучшую мужскую роль. Теперь, говорят, в планах у Зеллера экранизировать своего «Сына». Будем ждать.
Артисты. Великолепная четверка. В роли Анны (матери) – Татьяна Матюхова, в роли Пьера (отца) – Александр Девятьяров, в роли Николя (сына) — Евгений Редько, в роли Софии (молодой жены) – Виктория Тиханская. И человек, который поёт – Денис Баландин.
Что они делают?
Для иллюстрации, чтобы было понятно, какой шок или наоборот восторг мог испытать неподготовленный зритель, обрисую одну из первых сцен. Анна (мать) – маленькая, взъерошенная как воробей, развинченная и разболтанная, еще не произнеся ни слова, долго истерично танцует. Танец этот странный, непонятный, тревожный. Так танцуют пьяные несчастные женщины, которым уже нечего терять, которым уже не важно, что о них подумают и как они выглядят со стороны. Звучит зажигательная, стильная музыка и на фоне ее гармоничности и ладности отчаяние героини становится особенно выпуклым, неприличным даже.
После танца окончательно разбивает зрителя на наших и ваших диалог Пьера (отца) и Анны (матери). Потому что это театр странный, особый, его язык, его интонация под спудом. Она не проявляется, как мы привыкли в репликах героев. Хотя это все тот же понятный и вполне конкретный текст. Но зритель, привычный к академическим диалогам, морщит лоб и не может сосредоточиться. Не может принять всерьез эту игру клоунов с разрисованными лицами, говорящими на неоправданно повышенных тонах. В жизни так не бывает, думает этот зритель и, посмотрев на часы, начинает терпеть и ждать антракта.
Тем, кто искусство принимает как прямое фотографическое отражение действительности, кто называет «Мастер и Маргарита» фантастикой, кто Матисса считает рукожопым мазилой, а Малевича шарлатаном, тому театр Бутусова натурально противопоказан.
Им бесполезно объяснять, почему они тут постоянно поют и танцуют, почему артист, играющий 17-летнего мальчика Николя, явно лет на пятнадцать старше артиста-отца, они с самого начала не верят этой истории, не принимают её.
Но честь и хвала тем, кто удивленный и сбитый с толку, попытался выдержать и выпить эту чашу до дна. Да, это не инсценировка хорошей в чеховском стиле абсолютно правдивой, живой и узнаваемой истории. И чтобы принять этот ритм и довериться чужому, чуждому для вас, непривычному способу повествования, нужно усилие или напротив его совсем не нужно. Просто плыви и слушай – чем отзывается в твоем сердце этот странный шум, на какие волны выносит тебя, что ты там видишь, что чувствуешь…
Фабула станет для вас опорой. Потому что история развода, раскола семьи и драма не принявшего это ребенка знакома едва ли не каждому второму в зале. Мальчик Николя в выпускном классе перестает ходить в школу. Разведенные родители принимают решение, что ему будет полезно пожить с папой в квартире с его новой красавицей женой и младшим братом-грудничком.
Что получается ?
В первом же разговоре Николя с молодой женой отца снова проявляется во всей полноте и яркости художественный метод режиссера Бутусова. Вопрос Николя, знала ли София, что у Пьера есть семья звучит не так шокирующе, как выглядит. С самого начала лица героев покрыто белым театральным гримом, как у мимов. Это их маски, их защита, их роли. Но задавая свой вопрос Николя буквально впечатывает Софию в стену, размазывает её. И вот она, застигнутая врасплох, потеряв свою защиту, с грязным мазком через всё лицо, корчится в конвульсиях, забивается под стол, не может найти опору и подняться.
Это физическое ощущение беспомощности, растерянности показано ярко, узнаваемо, несмотря на то, что обычно люди в таких ситуациях не ползают на четвереньках. Но если вы увидели и почувствовали то, о чем я говорю, значит вы в игре. Значит дальше вы не будете задавать вопросы и анализировать, как всякий начитанный зритель. Как делал это я в свою первую встречу с творчеством маэстро на спектакле «Макбет.Кино». Вы будете переживать, удивляться, радоваться, бояться и может быть даже плакать. Потому что нет ничего печальней чувства потери, чувства упущенной возможности счастья, чувства застывающей на твоих глазах жизни.
Говорят, что есть режиссеры, которым не важно, какие артисты задействованы в их постановке. Артисты – мазки, краски. Грешат и на Бутусова, мол какая разница, кто играет. Есть его мир, пихай туда любого, лишь бы он точно делал то, что говорит режиссер. Но это, конечно, полная чушь. Без включения артиста, без его способности дышать под водой, без его оголенности и энергетики не будет никакого театра Бутусова.
Весь квартет артистов РАМТа и, конечно, поющий человек – не просто мазки и краски. Они – и живые люди и символы одновременно. Этот эффект, подчеркивающий театральную условность мистерии человеческого несчастья, позволяет нам, погружаясь во всё, что происходит на сцене, оставаться на своих местах. Согласно купленному билету. В этом же тайна большого искусства. Не в том, что нарисованная птичка может улететь, так она похожа на живую. А в том, что даже не похожая, она летает. В наших головах.
Пьер позволяет себе грубость в отношении с Николя, он перешел черту, нарушил границы, сломал тонкую стеночку между терпением и отчаянием растерявшегося сына.
И ровно в этот момент всё неумолимо начинает двигаться к полному распаду. Пьер сидит за столом, он – глава семьи, которой больше нет. Его движения резки и хаотичны. Он похож сейчас на убыстренную запись разложения умершего животного, из него выходит вода, он как рыба, выброшенная на берег.
Артист Александр Девятьяров – человек без костей, способный на глазах изумленной публики превращаться в чудовище, рыбу, птицу, монстра из преисподней. Он умирает и воскрешает в своем финальном танце с умершим сыном. Там, за чертой, где нет начала и конца, где отец перестает быть отцом, а сын сыном. Они просто танцуют. Потому что звучит прекрасная музыка.
Что вы потеряли, не сходив на этот спектакль?
Трудно сказать, что вы потеряли. Легче сказать, что бы вы нашли, включившись в это всё. Театр, как и музыка, начинается там, где заканчивается текст. Кто-то очень умный сказал. И я согласен абсолютно. Несмотря на то, что драматургия Шекспира и Чехова – это сплошной текст, диалоги, монологи и прочая болтовня. Они всего лишь фон, ширма. Настоящий театр происходит внутри, в тайне. Ну вот это помните же: «обедают, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы, в их душах совершается трагедия»
То, что делает Бутусов, можно назвать разговором по душам. Он дает нам заглянуть за ширму, впускает в мир, где все по-настоящему, где без слов становится понятно, ощутимо, какова эта трагедия, какой у неё пульс, как часто она дышит.
Я часто слышал, что у Бутусова слишком много символики, что он громоздкий, чрезмерный в своей щедрости. А я думаю, что это как крупные планы подоконника с кучей всяких деталей у Тарковского в «Зеркале»: засохшие пучки травы, книги неровной стопкой… вспоминаю и улетаю. Так складывает свою картину гениальный художник, так по капелькам собирается новый мир. И наблюдать это воочию, впуская в себя, доверяясь автору – хотя и мучительное, но счастье.
Так что, получается, сходив на этот спектакль, вы получили бы новый опыт общения с живым искусством. Это опыт не ментальный, не для головы, а для того органа, который чувствует прекрасное и способен сопереживать непонятному.
Фото Андрея Парфёнова
ШКАЛА ГАРМОНИИ (авторская разработка авторов портала gorsovety.ru)
Для людей, которые любят конкретику, и которым некогда читать большие тексты рецензий.
Оценка спектакля (художественного произведения) по нескольким критериям по шкале от 1 до 10
- Оригинальность – (1- нет, 5 – где-то я такое видел, 7 – раньше я такого не видел 10- что это было?) – 6
- Яркость (декорации, спецэффекты) – 1-нет, 5 – симпатичненько так, 7- хорошо прям, 10- вау!) – 8
- Трогательность (эмоциональность) (1 – нет, 5 – мурашки(одобрительный смех), 7- пощипывает глаза(смех без контроля), 10 – заплакал) – 9
- Катарсис (1 –нет, 5 – задумался о вечном, 7- еще раз задумался о вечном 10- переосмыслил всю свою жизнь) – 10
- Художественная ценность (1 – нет, 5 – а в этом что-то есть, 7 – в этом точно что-то есть, 10 – шедевр) – 9
- Историческая ценность (1 – нет, 5 – возможно, 7 – более чем возможно, 10 – однозначно есть)- 8
- Посоветовать другим (1-нет, 5 – если других дел нет, 7- сходите, обсудим, 10 – обязательно идти) – 8
Средний бал – 8,3 (1 – в топку вместе с рецензией, 5 – это интересно, 7 – надо идти, 10 – так не бывает!)