В первом отделении концерта прозвучит русская духовная и светская музыка в исполнении хора Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга (художественный руководитель и главный дирижёр – народный артист СССР, лауреат Государственных премий России Владислав Чернушенко).
Во втором – вокально-симфоническая поэма Дмитрия Шостаковича на слова Евгения Евтушенко для баса, хора и оркестра «Казнь Степана Разина». Литературным материалом для произведения послужил отрывок из поэмы Евгения Евтушенко «Братская ГЭС». «Казнь Степана Разина» впервые прозвучала в Московской консерватории. За это произведение Шостакович был удостоен Государственной премии СССР.
На сцене филармонии «Казнь Степана Разина» исполнит хор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, Воронежский академический симфонический оркестр и бас-баритон Владимир Байков. Исполнитель вокальной партии – один из ведущих российских певцов, солист Гамбургской государственной оперы. Сотрудничает с Финской национальной оперой в Хельсинки, также выступал на сцене театра Колон в Буэнос-Айресе, Фламандской оперы в Антверпене и Генте, театра Ла Моннэ в Брюсселе и других., приглашённый солист нескольких европейский театров. В 2021 году дебютировал в Большом театре.
Хор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга (Певческая капелла) ведёт свою историю с 1479 года, когда по указу великого князя Ивана III в Москве был учреждён хор Государевых певчих дьяков, ставший первым профессиональным хором России и колыбелью русского хорового искусства. В разное время над совершенствованием профессионального мастерства главного хора России работали выдающиеся музыканты, композиторы и педагоги: М.И. Глинка, М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков, Д.С. Бортнянский, М.Ф. Полторацкий, А.Ф. Львов, А.С. Аренский, Г.Я. Ломакин, М.Г. Климов, П.А. Богданов, Г.А. Дмитревский и др. В настоящее время Капеллой руководит народный артист СССР Владислав Чернушенко.
На протяжении всей своей многовековой истории Певческая капелла была ансамблем, с равным мастерством исполнявшим, как произведения для хора a cappella, так и большие ораториально-кантатные сочинения с сопровождением оркестра. Именно этот широкий диапазон определяет творческое лицо Певческой капеллы. С воссозданием в 1991 году в Капелле симфонического оркестра, со сцены Капеллы стали регулярно звучать крупные вокально-симфонические произведения, такие как Реквием и Большая месса Моцарта, Magnificat и Месса си минор Баха, Девятая симфония и Месса до мажор Бетховена, Реквием Верди, кантаты «Иоанн Дамаскин» Танеева, «Кармина Бурана» Орфа и многие другие произведения.
Певческая капелла ведёт активную концертную жизнь. Высокую оценку слушателей и прессы получили выступления хора во многих городах России, странах ближнего зарубежья, Германии, Франции, Ирландии, Испании, Греции, Словении, Сербии, Австрии, Корее, США.
Владислав Чернушенко – художественный руководитель Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, народный артист СССР, лауреат Государственных премий России, почётный гражданин Санкт-Петербурга. Родился 14 января 1936 года в Ленинграде. Окончил Хоровое училище при Капелле. С 1953 года обучался на двух факультетах Ленинградской консерватории: дирижёрско-хоровом и теоретико-композиторском, в 1967 году окончил факультет оперно-симфонического дирижирования, а в 1970 году – аспирантуру. В 1962 году создал Ленинградский камерный хор и 17 лет руководил этим коллективом, получившим европейское признание. В 1974 году Владислав Чернушенко назначен художественным руководителем и главным дирижёром Ленинградской государственной академической капеллы им. М.И. Глинки.
Владиславу Чернушенко принадлежит главная заслуга в снятии запретов и возвращении русской духовной музыки в концертную жизнь России. В 1981 году Владислав Чернушенко организовал ставший традиционным фестиваль «Невские хоровые ассамблеи» с циклом исторических концертов и научно-практической конференцией «Пять веков русской хоровой музыки». А в 1982 году, после 54-летней паузы, в концертном зале Капеллы вновь прозвучало «Всенощное бдение» С.В. Рахманинова. С 1979 по 2002 год Владислав Чернушенко являлся ректором Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории.
Удостоенный высших национальных и ряда зарубежных премий и званий, Владислав Чернушенко является одним из лидеров современного музыкального искусства России. Его самобытный творческий облик, выдающееся дирижёрское мастерство получили мировое признание. В репертуаре Владислава Чернушенко – симфонические и камерные концерты, оперы, литературно-музыкальные композиции, оратории, кантаты, программы для хора a cappella, драматические спектакли с участием хора и оркестра и пр.
Воронежский академический симфонический оркестр – один из старейших симфонических составов России, созданный в 1925 году. Коллектив дает больше 70 концертов в год, исполняя разнообразные программы с выдающимися отечественными и зарубежными артистами, принимает участие в международных фестивалях и форумах в России и за рубежом. Одни из последних достижений оркестра – выступления в Концертном зале имени П.И. Чайковского в Москве 6 мая 2021 года в рамках абонемента Московской государственной академической филармонии «Шедевры русской симфонической музыки. Оркестры России» и Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского 27 ноября 2021 года с программой «Посвящение Маэстро. К 85-летию со дня рождения Вячеслава Овчинникова».
Игорь Вербицкий – заслуженный деятель искусств Воронежской области, дирижер Воронежского академического симфонического оркестра. Окончил хоровое училище при Ленинградской академической капелле имени М.И. Глинки, дирижерский факультет (кафедра хорового дирижирования) и факультет композиции и дирижирования (кафедра оперно-симфонического дирижирования) Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. Стажировался в Высшей музыкальной школе Франкфурта-на-Майне (Германия). Выступает с ведущими российскими и зарубежными оркестрами, гастролирует в России и за рубежом.
Дирижерское мастерство Игоря Вербицкого характеризуется эмоциональностью, индивидуальным прочтением партитуры, его интерпретации отличаются масштабом и глубиной. Круг интересов И. Вербицкого необычайно широк, дирижер обращается к симфонической музыке разных эпох.
Удостоен почетного знака правительства региона «Благодарность от земли Воронежской». В феврале 2021 президентским указом «О награждении государственными наградами Российской Федерации» Игорь Вербицкий награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Владимир Байков – один из ведущих российских певцов, приглашённый солист нескольких европейский театров. Лауреат престижных международных конкурсов: им. Мирьям Хелин (Финляндия), им. Марии Каллас (Греция), королевы Сони (Норвегия), королевы Елизаветы (Бельгия), им. Георгия Свиридова (Курск). Лауреат Премии Фонда Ирины Архиповой.
С 1992 по 1996 годы учился на вокальном отделении музыкальной школы им. С.С. Прокофьева (класс Е.С. Новиковой). Окончил Московскую консерваторию им. П.И. Чайковского (отделение сольного пения, класс профессора П.И. Скусниченко) и аспирантуру. С 1999 по 2006 годы занимался с профессором С.Г. Нестеренко.
С 1998 по 2001 гг. был солистом Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, с 2002 по 2004 гг. учился в Центре оперного пения Галины Вишневской. Был солистом музыкального театра «Новая опера». С 1999 года выступает во многих театрах Европы, пел на оперных сценах Вены, Лиссабона, Лондона, Хельсинки, Барселоны, Брюсселя, Бонна, Гамбурга, Амстердама, Санкт-Галлена и многих других.
В репертуаре певца партии в операх Мусоргского, Чайковского, Прокофьева, Моцарта, Верди, Пуччини, Бизе, Вагнера, Дворжака, Бартока и др. Большое внимание уделяет камерной вокальной музыке, исполняет вокальные циклы Ф. Шуберта, Р. Шумана, М. Мусоргского, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, регулярно выступает с сольными программами в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.