Вы хотя бы представляете себе, сколько километров до Екатеринбурга? Родины Павла Бажова, Алексея Балабанова и любимейшей песни «Гуд бай, Америка, о»… Я вам скажу — от Воронежа до Еката или Ёбурга — 1500 км по прямой и почти 1900 км на машине. Сочи ближе. Чтоб вы понимали.
И вот как после всего этого посмею я или другой какой-нибудь смелый на всю голову человек сказать, что спектакли они привезли так себе и вообще сильного впечатления не произвели.
Поэтому говорю, как есть. Спектакли отличные у уральцев. Просто замечательные. И театр их, один из старейших театров России — крут неимоверно. И Золотые Маски у него есть, и другие авторитетные награды. Итальянцы у них спектакли ставят. Это как вообще? Из Флоренции, на минуточку, приехали люди. Будь я флорентийцем, сто раз бы подумал, ехать в такую даль или где поближе реализоваться.
Так что закроем сразу все вопросы типа — и как тебе? Мне — прекрасно! Безмерная благодарность всем организаторов этих гастролей. Событие для Воронежа, не побоюсь, из ряда вон. При всём уважении к другим театрам.
Что я увидел?
Я побывал на двух спектаклях их трех. «Колобок» пропустил и жалею.
Посмотреть, как упокоился дух вечного мятежника, в осмыслении екатеринбургских коллег было бы любопытно. Но увы.
А вот «Арт-механику» Валерия Бахарева и Татьяны Жваниной и «Пиноккио» Луаны Граменьи видел. И вот, что имею сказать по этому поводу.
«Арт-механика» в Ёбурге идет на маленькой сцене — на 80 зрителей. В Воронеже её показывали на большой (260). Это такая непринципиальная нестыковочка, но ощутимая. Спектакль — камерный, несмотря на свою яркость и подвижность. В нём сочетаются элементы уличного шоу и театра марионеток, где любая мелочь играет роль.
Это что-то вроде истории уральского Пигмалиона, мастерового человека, Данилы-Мастера, ладно. Который мастерит чего-то вечно, а выходит у него — баба. Фрейд тут ни при чем. Спектакль 6+. Вышло так у человека. Механическая женщина. И вместе с ней — огромный кубик со сказками. Кубик этот из «Пятого элемента», как и главный герой, сильно смахивающий на лысеющего Брюса Уиллиса.
А женщина — Лилу. И вот эти два героя, налаживая между собой отношения, по ходу пьесы рассказывают разные притчи — в виде маленьких зарисовок в самых разных техниках театра. Театр теней, театр марионеток… Задействованы мультимедийные возможности, некоторые сюжеты превращающие в мультфильм. Общая канва — люди, любите друг друга. И улыбайтесь.
Всё очень изобретательно, остроумно, ярко. Но не для 6+. Хотя ущерба не будет, если первоклашка посмотрит это шоу. Смотрели же мы «Ёжика в тумане» и половины смыслов не всекая, хохотали над «Алисой в стране чудес». Хотя кого я обманываю? Я в жизни своей не видел шестилетку, хохочущего над текстами Льюиса Кэрролла, и «Ёжика» до конца я посмотрел уже на третьем курсе универа.
Вывод. Спектакль — чудесный. Я лично получил удовольствие. Правда не сразу. Пришлось потерпеть первые 20 минут. Пока изобретатель с бабой своей отношения налаживал. А потом — огонь и феерия. Во всех смыслах.
«Пиноккио» — спектакль, поставленный в Екатеринбурге приглашенными флорентийцами из «Zachets Teatro» — режиссером Луаной Граменья и художником Франческо Дживонне.
Говорят, что спектакль этот уже бывал в Воронеже. И произвел фурор. Граничащий со скандалом. Смутило нашего воронежского обывателя, что детям говорят о смерти, и деревянного человечка вешают не за ножку, как Буратино, а как положено. Извините за невольную грубость. И вообще — мрачный он какой-то, невеселый. Пугающий даже.
Ну что тут скажешь? Знавал я одну девочку, которую до икоты напугал Дедушка Мороз на утреннике. И вообще говорящие куклы — такое себе зрелище. Меня до сих пор жуть берет от их механичекого «Мама». Как вспомню, так вздрогну. А тут огромные куклы, так похожие на людей. Но куклы же. Маски у них, механические движения. Жуть.
По мне так — жуть чудесная. Я такую люблю и уважаю. Атмосферная, волшебная, сказочная жуть. На грани фола. А без этой грани — что за сказка? Если герой не висит на волоске, чего мне за него переживать? Если он не перерезает единственный не смертельный провод и не остается с последним патроном в затворе. Если он не совершает страшных ошибок вместо меня, на что он мне сдался?
Так что я эти претензии отметаю. Спектакль «Пиноккио» — ужасно прекрасен. 12+ — подходящая маркировка. Бедные дети детсадовского возраста — им, боюсь, было сложно не приуныть. Хотя дети сейчас больше нашего видели в своих гаджетах. Прости господи.
Из незапланированных капризов вредного зрителя. Я понимаю, что для итальянцев сказка о Пиноккио, как наш Колобок. Только со счастливым концом. Её знают наизусть с младенчества. И им взять и выкинуть историю попадания Папы Карло (Джеппетто) в чрево кита с последующим освобождением — раз плюнуть. Зритель и так знает. Свяжет все ниточки без нас. Главное — изящное оживление куклы — снятие маски. Чудо, что и говорить.
Но несобранность эпизодов. Важных, всё объясняющих, для неискушенного зрителя — принципиально. Гильермо Дель Торро в своей авторской оскароносной интерпретации сказки о деревянном человечке всё разжевал до крошечки. Американцы не хуже нас. Могли и не читать. А сцены с посещением харчевни и поля чудес мы по Буратино отлично знаем. Нам бы про кита поподробнее!
Но это мелочи, конечно. Спектакль, повторюсь, шикарный. Каждая сцена — произведение искусств.
И как всякое настоящее искусство — очень трудоемкий и требующий полного коннекта. Я не включился. Но признаю, что это целиком мои проблемы.
Атмосферное давление, усталость, думки вечные о судьбах родины не дали мне целиком погрузиться в эту удивительную историю превращения куклы в живого человека. Может время не подходящее для таких чудес.
Фото Андрея Парфёнова