Header Ad

«Иоланта/Щелкунчик» Дмитрия Чернякова: Мария, которую мы потеряли

Проект «Театр в кино» подарил воронежцам возможность побывать в Париже на необычном спектакле Opera Garnier, совместившем оперу с балетом, а историю России с историей взросления героини любимой рождественской сказки

10.02.2021
12846 Просмотры

Иоланта/Щелкунчик. П.И. Чайковский

Постановка Дмитрия Чернякова (Россия)

Дирижер Ален Алтиноглу (Франция)

Хореографы: Артур Питу (Португалия), Эдуар Лок (Канада) и Сиди Ларби Шеркауи (Марокко-Бельгия)

Солисты Иоланты: Соня Йончева (Болгария), Арнольд Рутковски (Польша), Александр Цимбалюк (Украина)

Солисты Щелкунчика: Марион Барбо и Стефан Бюльон

Париж. Opera Garnier. Мировая премьера: март 2016 г.

 

 

Я вчера ходил на оперу. В «Спартаке» давали трансляцию из парижской Opera Garnier «Иоланта/Щелкунчик». Но это еще не вся правда! Чего уж теперь. Я и на балет вчера сходил. Как говорится: не было ни гроша, да вдруг алтын. И опера, и балет.

Честно скажу, если бы не фамилия Чайковский в афише и волшебный пароль «Щелкунчик», вряд ли бы я решился на такой эксперимент.

Для меня опера — пока тема непройденная. Ценителем и знатоком себя никак не назову. И представить себя как героиню Джулии Робертс (Красотка) плачущим, к примеру, над умирающим Ленским, трудно. И слушать, не смотреть, а именно слушать оперу и получать от этого удовольствие, до сих пор не научился.

Теперь о балете… Тут попроще. Потому что это в первую голову зрелище. И музыка, конечно. Чудесная музыка Чайковского. И потом «Щелкунчик», он даже в Воронеже «Щелкунчик». И вполне, надо сказать, приличный. Ходили с детьми…

Не скажу, что этот вечер перевернул мою жизнь. Но что-то во мне щелкнуло.

Чем хороши такие трансляции в «Спартаке»? Тебя погружают в контекст. Обязательно ведущий — умный, обаятельный, говорящий понятными словами. До представления и в антрактах, а их было два, их французский собрат нашего Бронислава Табачникова, говорил о Чайковском, истории создания Иоланты и Щелкунчика, взял интервью у исполнителей главных ролей, дирижера Алена Алтиноглу. Созвучно с моим «алтыном», не находите?

И это здорово включило.

Оказывается, «Иоланту и Щелкунчика» за год до своей смерти Чайковский представил публике именно в таком гибридном сочетании. Первое отделение — опера, второе — балет. При этом, оперу приняли с восторгом, а балет прохладно.

Спустя сто лет все знают «Щелкунчика», а из «Иоланты» обывателю вроде меня знакома разве только фраза «Никто не сравнится с Матильдой моей». И всё.

И вот наш режиссер Дмитрий Черняков, обладатель нескольких Золотых Масок, победитель международных оперных конкурсов, взялся поставить последние шедевры Чайковского в том сочетании, в каком их подавал автор.

И сделал это так, что я до сих под впечатлением…

И что же там такого?


Попытаюсь коротко объяснить, чем зацепила меня эта однозначно неординарная постановка.

Первое — вот этим самым соединением оперы и балета. Две разные истории и жанрово и событийно. Опера «Иоланта» – сказка о слепой принцессе, которая не знает о своем недуге и думает, что нанятые сиделки – её подруги. Все её любят по доброте душевной, а глаза нужны только для слёз. Отец скрывает правду, полагая, что это как-то убережет дочь от потрясений и не отпугнет богатого жениха, обрученного с будущей женой во младенчестве. В имение, где прячут слепую Иоланту, случайно (как у них это обычно и бывает) попадает её избавитель и будущий возлюбленный Водемон. Он в переносном и буквальном, в перспективе, смысле открывает ей глаза. Объясняет, что участь её не завидна, розы бывают разных цветов, небо голубое и трава зеленая.

Photos © Agathe Poupeney / OnP

 

Этим пользуется мавританский чудо-врач, которому до зарезу важно, чтобы принцесса страстно захотела прозреть. Без этого лечить её он не берется. И тогда отец блефует: заявляет при всех, что не казнит Водемона, нарушившего все запреты, забравшись в имение, только если Иоланта сможет излечится от слепоты.

Иоланта прозревает, все счастливы. И тут на сцену к героям оперы выбегает хрупкая девушка в легком платьице. Обняв всех, она вдруг превращается в главную зрительницу спектакля. А пространство сцены расширяется до громадных размеров, и мы видим большую гостиную по стилю напоминающую советскую номенклатурную квартиру 30-40 годов.

Выходит, что «Иоланта» — это домашний спектакль для своих, поставленный силами домочадцев. Крестный Дроссельмейер играет мавританского врача, приглашенные молодые люди — Водемона и Роберта, несостоявшегося мужа Иоланты. Мама Мари играет кормилицу, а подружки – сиделок.

И все это без пауз, без антрактов. Первый антракт разделял «Иоланту» на до и после прозрения героини, а второй состоялся уже в разгар «Щелкунчика», аккурат до прозрения Мари.

Photos © Agathe Poupeney / OnP

И вот этот мотив потери наивного детского рая, сопряженный с открытиями самого разного свойства, стал объединяющим для, казалось, совершенно разных историй.

Второе – я впервые видел такого недетского, не сказочного, несмотря на совершенно фантастические пространства на сцене, «Щелкунчика». Это был самый русский «Щелкунчик» и самая русская Мари, из мною виденных. Несмотря на то, что дирижировал француз с турецкой фамилией, и танцевали стопроцентные французы, без намека на русские корни.

Перед нами развернулась масштабное историческое полотно. Сага о Чайковских. Романтизм конца 19 века, сусальная рождественская Россия Петра Ильича рушится на наших глазах, превращая историю взросления юной девушки из уютной сказки в страшный морок. Танец снежинок – дуэт влюбленной пары в эпицентре взрыва. Ассоциативный ряд: «Пепел и алмаз» Вайды, «Летят журавли» Колотозова – ситцевое платьице в вихре событий. Трагедия народа и маленького красивого человека, окруженного ватниками и мертвой разрухой.

Дальше больше. Роуд-муви по собственным страхам, воспоминаниям, воплощенным в виде узнаваемого темного леса, где, конечно, живет Серый волк и другие животные несредней полосы. Это же сказочный лес. История игрушек в советском варианте. Помните «Цветик-семицветик» Катаева? Когда игрушки гнались за девочкой… Бойтесь своих желаний!

Здесь девочки множатся и становятся равными человекоподобным игрушкам. И сами превращаются во что-то мало похожее по движениям на живых людей. Это можно прочитать как метафору на оттепель, недаром в числе игрушек космонавты. Многообещающие игрушечные шестидесятые, иллюзия будущего несбыточного рая.

Хореография рваная, нестройная, нарочито «недетская» с задиранием подолов, расцарапыванием груди себе и соседу. Так, я слышал, перед смертью себя «обирают» умирающие… Короче, жуткое и некомфортное зрелище. Особенно на фоне гигантских игрушек, плавно раскачивающихся рядом.

Ставил эту сцену хореограф из Канады Эдуар Лок. Говорят, очень продвинутый и модный. Даже слишком…

Три эпизода: Вальс цветов, дуэт Мари и Водемона и финальный «хрустальный» танец Мари – это просто бомба. Бомбы даже. Каждая со своим методом поражения.

«Вальс цветов», в котором Мари наблюдает, как в танце проходит целая жизнь, это такая зажигательная, для острастки больше. Меняются поколения танцующих, от детей до глубоких стариков. И площадь танцплощадки жизни сжимается до маленького пятачка, где мелодия Чайковского щемяще звучит в виде соло на губной гармошке. Нет оркестра, нет кордебалета. Есть только бородатый пузатый дедушка, изображающий кавалера с охапкой цветов или звезд, чего он там нарвал из воздуха, пока мимо, из тени в тень наискосок продефилировал одинокий гармонист. Тоже ведь очень русская тема.

Дуэт и соло – одна за другой бомбы самого разрушительного, почти нервно-паралитического свойства. Особенно танец Мари. Ставил эти сцены хореограф из Бельгии Сиди Ларби Шеркауи. Я не специалист и не ценитель. Но когда дело имеешь с бомбой, у тебя вряд ли есть выбор.

Сочетание хрустальной, нежной музыки Чайковского с трагедией одиночества, оставленности, надломленности даёт эффект оглушающий. Я помню только, как повторял словно контуженный, выпучив глаза: «Это круто, это круто, это круто»

Мари возвращается из своего «волшебного» путешествия в родные пенаты, в комнату, в которой начиналась её сказочная юность. И, кажется, что она сама – тот самый Щелкунчик, игрушка, брошенная злыми детьми под елку, сломанная, не сумевшая расколоть слишком крепкий орешек. Нашу жизнь, её тайну. Или она сама – орешек, попавший в пасть заколдованной в страшного Щелкунчика-Молоха родины. России.

Не получилось коротко…

Читайте также:

Это будет вам интересно

В Воронеже начали эвакуировать машины без номеров или с прикрытыми номерами с платных стоянок
Будь осторожен!
148 Посмотрели
Будь осторожен!
148 Посмотрели

В Воронеже начали эвакуировать машины без номеров или с прикрытыми номерами с платных стоянок

Андрей Долженков - 29.11.2023

По решению антитеррористической комиссии Воронежской области управление транспорта администрации Воронежа будет осуществлять эвакуацию машин без номеров или с нечитаемыми номерами

Завершился 9-й детский театральный фестиваль МАРШАК
События
622 Посмотрели
События
622 Посмотрели

Завершился 9-й детский театральный фестиваль МАРШАК

Андрей Долженков - 08.11.2023

Фестиваль посетило более 10500 человек

«Летучий корабль», спектакль Пермского академического Театра-Театра: «Нам песня строить и жить помогает»
Личный опыт
480 Посмотрели
Личный опыт
480 Посмотрели

«Летучий корабль», спектакль Пермского академического Театра-Театра: «Нам песня строить и жить помогает»

Андрей Долженков - 06.11.2023

В рамках театрального фестиваля «Маршак» на сцене ВКЗ Пермский академический Театр-Театр показал мюзикл по мотивам знаменитого мультфильма Гарри Бардина «Летучий корабль»

Спектакль «Маленький Мук» в ТЮЗе: «Вначале был альманах… Почему, мама?»
Личный опыт
668 Посмотрели
Личный опыт
668 Посмотрели

Спектакль «Маленький Мук» в ТЮЗе: «Вначале был альманах… Почему, мама?»

Андрей Долженков - 01.11.2023

Режиссерка из Москвы Виктория Печерникова перевела, сделала инсценировку и поставили на сцене воронежского театра юного зрителя сказку немецкого романтика Вильгельма Гауфа

Объявлена дополнительная программа IX детского театрального фестиваля МАРШАК
Рекомендуем
829 Посмотрели
Рекомендуем
829 Посмотрели

Объявлена дополнительная программа IX детского театрального фестиваля МАРШАК

Андрей Долженков - 24.10.2023

В дополнительную программу девятого МАРШАКа вошли книжная ярмарка, мастер-классы для детей и актёров, творческие встречи с писателями и режиссёрами, кинопоказ, читка книги и не только

Спектакль «Вишнёвый сад» в Камерном: Чехов, которого мы не прочитали
Личный опыт
1,036 Посмотрели
Личный опыт
1,036 Посмотрели

Спектакль «Вишнёвый сад» в Камерном: Чехов, которого мы не прочитали

Андрей Долженков - 20.10.2023

В Камерном театре приглашенный режиссер Антон Фёдоров поставил «Вишнёвый сад». Попробую объяснить, почему это обязательно надо смотреть всем ценителям творчества Чехова, особенно тем, кто считает, что ничего нового для себя в этой пьесе он уже не откроет

Гастрономический десант: Krevetka Seafood – острый репортаж из ресторана морепродуктов
Личный опыт
698 Посмотрели
Личный опыт
698 Посмотрели

Гастрономический десант: Krevetka Seafood – острый репортаж из ресторана морепродуктов

Андрей Долженков - 17.10.2023

Участники проекта «Гастродесант» протестировали новинки осенне-зимнего меню ресторана морепродуктов KrevetkaSeafood

В рамках  V фестиваля поэтического искусства МАНДЕЛЬШТАМФЕСТ  в Воронеже выступит Константин Райкин
Рекомендуем
457 Посмотрели
Рекомендуем
457 Посмотрели

В рамках V фестиваля поэтического искусства МАНДЕЛЬШТАМФЕСТ в Воронеже выступит Константин Райкин

Андрей Долженков - 09.11.2023

С 15 по 17 декабря в Воронеже пройдет пятый фестиваль поэтического искусства МАНДЕЛЬШТАМФЕСТ – мультижанровый культурный форум, который раз в два года проводит Воронежский Камерный театр

Оставить комментарий

Your email address will not be published.