Спектакль «Для тебя» Даниэля Финци Паска: «Мы все немножко апельсины. Нас режут и выжимают»

Кто эти люди?

Даниэль Финци Паска – швейцарец итальянского происхождения, известен тем, что был постановщиком знаменитого  Цирка дю Солей и режиссировал церемонию закрытия олимпийских игр в Турине в 2006 году, и в Сочи в 2014году. Российский зритель знает этого режиссера по его спектаклям «Донка – послание Чехову» (ко-продукция с Международным театральным фестивалем им. А.П. Чехова), La Verità, «Белое на белом», а также операм Верди «Реквием» и «Аида» в Мариинском театре.

О театральных премиях рассказывать смысла нет, их названия нам ничего не дадут. Но поверьте на слово – Финци Паска – гражданин мира, и не только в Швейцарии и России ценят его искрометный талант.

Что касается труппы спектакля, то тут стоит сказать о том, что изначально – до создания в 2011 году Компании Финци Паска, был и есть Театр Сунил (театр ласки) со своей особой творческой методикой и эстетикой. И вот актеры театра ласки: гимнасты, жонглеры и клоуны выходят на сцену Воронежского театра оперы и балета в новом спектакле «Для тебя».

Что они делают?                                                                                                      

Этот спектакль – своего рода объяснение в любви к одному человеку — Джулии Амлан Финци, безвременно ушедшей подруге и жене Даниэля Финци Паска. Джулия умерла за три месяца до премьеры спектакля, который изначально задумывался как рассказ о её внутреннем саде, полном чудес и тайн. Смерть героини внесла свои режиссерские правки в работу над шоу. Спектакль начинается с монолога подруги Джулии о коробке, в которой хранятся её секреты, в которой, кажется,  поместилась вся её жизнь.

И дальше, сцена за сценой, как будто нанизанной одна на другую, перед зрителем вырастает история рождения памяти, искусства, поэзии – всего того, что делает нас живыми и настоящими.

Что получилось?

В прошлом году после просмотра  La Verità я, что называется, бесспорно отдал должное таланту постановщика и красоте театрального зрелища. Но не более…

Вся эта бесконечная болтовня показалась мне тогда забавной, но не зацепила. Казалось, что это необходимый фон, речевой шум, оттеняющий главное – цирковые номера, исполненные красиво, ярко. Фото получаются – отвал башки.

В этот раз фабульный повод для  постановки более земной что ли, более конкретный. Не занавес Сальвадора Дали.

И разговоры, воспоминания, шутки должны были так или иначе касаться основной темы, главного героя, его жизни, его страхов, радостей, его слов.

В этой ситуации текст как составляющая художественного полотна спектакля вышел на первый план. Теперь его никак нельзя было игнорировать, поэтому так мучительно многим далось первое отделение спектакля. Языковой барьер, отделяющий нас от всего остального мира, в этот вечер не давал плавно погрузиться в созерцание и перестать крутить головой, чтобы прочитать титры и не упустить всего, что творится на сцене.

Уже ближе к финалу я вдруг четко и ясно ощутил, насколько прекрасно то, что мы наблюдаем. Это какой-то Экзюпери на арене цирка, мой любимый Федерико Феллини.

Из болтовни, мусора внезапно рождается поэзия. Даже не так. Не внезапно. Поэзией пропитано всё. Разговор о снегопаде в Торонто, о надписях на футболках и снах и страхе боли. Вот это чудесное сочетание земных, простых тем и высоких, таинственных, страшных, пограничных даёт ощущение полёта и делает тебя уязвимым, слабым, но невероятно живым.

И ты понимаешь, что это и есть поэтика Финци Паска. Так уметь смело и легко сочетать несочетаемое, сплетать ниточки, не давая упасть всей конструкции, которая с инженерной дотошностью выстроена режиссером, могут единицы во всем мире.

Финальная песня, в которой, как я понял, используется текст последнего письма Джулии своему мужу, стала апогеем этого гимна любви к жизни, людям, собакам, снежинкам, мячикам и звездам. Ко всему, на что мы не обращаем внимание в своих делах и заботах и что становится бесценным на самом краю.

«Я просто хотела накрасить губы и пойти потанцевать с тобой». Как-то так…

Уже не важно, насколько точно ты прочитаешь бегущую строку. Потому что, кажется, что ты чувствуешь, о чем они поют. Всеми фибрами и жабрами,  и что там у нас ещё есть…

Что вы упустили, не сходив на этот спектакль?

Вы упустили редчайшую возможность увидеть настоящее театральное чудо.

Скажу по-другому. Не увидеть, а почувствовать. Оно, это чудо, как личинка нежного Чужого начинает шевелиться в вас. Происходит то, о чем говорил Лев Додин на встрече с журналистами, вы начинаете переживать свои эмоции, свою внутреннюю драму, благодаря тому, что переживают на сцене артисты.

При этом в вас просыпается ненадолго, правда, поэтическое зрение, вы начинаете читать, постигать  жизнь и получать от этого какой-то нереальный кайф.

И еще после спектакля  нестерпимо захотелось  обнять своих близких, живых и уже ушедших,  и сделать для них какую-нибудь приятную мелочь или хотя бы просто поболтать…

 

ШКАЛА ГАРМОНИИ (авторская разработка авторов портала gorsovety.ru)

Для людей, которые любят конкретику, и которым некогда читать большие тексты рецензий.

Оценка спектакля (художественного произведения) по нескольким критериям по шкале от 1 до 10

  1. Оригинальность – (1- нет, 5 – где-то я такое видел, 7 – раньше я такого не видел 10- что это было?) – 6
  2. Яркость (декорации, спецэффекты) – 1-нет, 5 – симпатичненько так, 7- хорошо прям, 10- вау!) — 10
  3. Трогательность (эмоциональность) (1 – нет, 5 – мурашки(одобрительный смех), 7- пощипывает глаза(смех без контроля), 10 – заплакал) – 10
  4. Катарсис (1 –нет, 5 – задумался о вечном, 7- еще раз задумался о вечном 10- переосмыслил всю свою жизнь) – 9
  5. Художественная ценность (1 – нет, 5 – а в этом что-то есть, 7 – в этом точно что-то есть, 10 – шедевр) — 9
  6. Историческая ценность (1 – нет, 5 – возможно, 7 – более чем возможно, 10 – однозначно есть)- 8
  7. Посоветовать другим (1-нет, 5 – если других дел нет, 7- сходите, обсудим, 10 – обязательно идти) – 10

 

Средний бал –  8,9   (1 – в топку вместе с рецензией, 5 – это интересно, 7 – надо идти, 10 – так не бывает!)

 

Фото Андрея Парфёнова

 

 

В ТЕМУ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ