«Летучий корабль», спектакль Пермского академического Театра-Театра: «Нам песня строить и жить помогает»

Кто эти люди?

Пермский академический Театр-Театр стал таким-таким не сразу. Вообще-то это классический драматический театр, основанный в 1927 году рабочей молодёжью. И поначалу он так и назывался – Театр рабочей молодежи. Потом как-то заматерел и стал Пермским академическим театром драмы. В его труппе работали артистами в своё время покойные Марк Захаров, Георгий Бурков и другие, может быть менее медийные, но не менее важные для театра люди.

В 2007 году театр драмы стал Театром-Театром и связано это, скорее всего, с пермской культурной революцией, которую замутил в том числе и не безызвестный воронежской культурной публике Эдуард Бояков. Худруком театра с перерывами на региональную политику был и есть сейчас выдающийся театральный деятель Борис Мильграм. С ним театр стал более музыкальным и зрелищным. И большинство театральных премий в последние годы Пермь получает как раз за мюзиклы. Можно перечислить то, что на слуху – «Алые паруса», «8 женщин» и «Карлик-нос», которого в прошлом году привозили на фестиваль «Маршак».

Фото с сайта театра «Парафраз»

Режиссер «Летучего корабля» — Дамир Салимзянов, 54 года. Выпускник Высшего театрального училища им. Бориса Щукина по специальности «режиссер драмы». Судя по его послужному списку – скромный провинциальный гений. Где он только не работал. И руководил детскими театрами, и занимался организацией городских мероприятий, при этом ставил спектакли в разных городах. Без шума и пыли. С 2004 года работает главрежем небольшого муниципального драматического театра «Парафраз» в райцентре Глазов в Удмуртии. Нельзя сказать, что его работы не замечают на федеральном уровне. Были даже номинация на «Золотую Маску» и бесчисленные победы в региональных фестивалях. Недаром Дамир Халимович носит звания Заслуженного артиста и Заслуженного деятеля искусств Удмуртской Республики.

«Летучий корабль», 1979 г. Союзмультфильм. реж. Гарри Бардин

О материале долго рассказывать не имеет смысла. Мультфильм все смотрели, и песни Максима Дунаевского на стихи Юрия Энтина из него полстраны наизусть знает.

Об артистах. В главных ролях: Ваня – Даниил Ахматов, Забава – Анна Огорельцева, Царь – Дмитрий Васёв, Водяной – Илья Линович, Полкан – Александр Аверин. И там еще человек 20 персонажей, в том числе бабки-ёжки, ёжкины кот и кошка, лягушки, пиявки, министры, клоунская троица Мамон, Бодун и Спиридоныч, подружки Забавы, Пила, Молоток, Топор Иннокентий, глашатай и, конечно, народ. Куда без него в народной сказке.

Что они делают?

Спектакль поставлен в 2019 году. За 4 года интерес у пермской публики к нему не ослабел. Билетов на ноябрьские и декабрьские показы на сайте уже нет. Полная посадка в большом зале на 500 мест. Хит!

Лауреат премии «Золотая Маска» за роль в мюзикле «Винил» Анна Огорельцева

И понятно, почему. Хронометраж спектакля 1ч20 мин. И всё это представление, полное красивой музыки, яркой сценографии, буффонады смотрится, простите за банальность, на одном дыхании.

Некоторые зрители, пожимая плечами, говорили: «ну так, неплохой спектакль. Для детей…» И мне это определение кажется уничижающим. Вроде как взрослому зрителю там не на что смотреть. Я помню, что в год выхода мультика «Летучий корабль», еще до его премьеры, отрывки с музыкальными номерами из него показывали в очень взрослом Новогоднем голубом огоньке. Папановский водяной вызвал бурю эмоций у понимающей публики. Я видел это ребёнком и не задумывался над взрослыми аллюзиями на болото, из которого хочется улететь толстому и стильному водяному.

Лауреат премии «Золотая Маска» за роль второго плана в мюзикле «Винил» Илья Линович

Советские мультфильмы делались для детей, но смотрели их все. Потому что сделаны они были на века. Как кто-то говорил из великих – делать кино или литературу для детей – значит делать как для взрослых, только лучше.

Поэтому, скажу так: это отлично сделанный, до деталей продуманный высоко профессиональный  театральный продукт, цель которого – подарить радость зрителям. Настоящую, чистую, детскую радость, какую мы испытываем, когда видим любимых людей, когда на несколько минут забываем о бедах, тревогах и заботах. Взлетаем в эйфории над всеми проблемами. Разве это плохо?

Теперь подробнее. Мультфильм Гарри Бардина длится 25 минут. А спектакль на час больше. И всё это за счет углубления драматургии. Конечно, мы не узнали, почему Полкан стал таким уродом, кто его родители и проч. Это не психологический театр. Но у Полкана теперь появилось две песни, которые ярче доносят до нас суть этого персонажа, делают его более выпуклым, понятным. И неприятным.

У Забавы и Вани тоже появляются новые песни, которые развивают историю, объясняют мотивацию и характеры героев. У гениального Бардина всё подаётся в клиповом формате. Спели все главные герои песню про мечту, и сразу всем понятно, что каждый из них из себя представляет. Тот же водяной. Разве мы в детстве задавались вопросом, откуда у него волшебные инструменты и почему он сам не сделает себе что-то летучее, чтобы вырваться из своего болота.

Нам тогда это интеллигентное нытье было знакомо и понятно. А сейчас маленький зритель вправе понять, что не так с обладателем волшебных артефактов! И вуаля – есть объяснение. Красивое и точное – водяному не хватало веры в себя и чудо. А у Вани её хоть отбавляй. Вот и ответ!

Поначалу новые композиции Полкана и Забавы меня смутили. Мне показалось, что, не уступая старым хитам в текстах, полных фирменных каламбурных рифм типа — «а погода за окном совершенно летняя, да и я теперь уже совершеннолетняя» , музыкально они слышатся менее интересно. Оказалось, что авторы те же. Юрий Энтин написал текст, а Максим Дунаевский музыку к этим композициям. И тут, снимаю шляпу перед авторами и продюсерами  спектакля, но остаюсь при своём – Энтин всё так же хорош, а Дунаевский картины явно не портит, но до своих высот тех лет не дотягивает.

Продолжая парадигму «Было-стало», нельзя не упомянуть эпизод с бабками-ёжками. В мультике они промелькнули со своими частушками ярко и смачно, так что несколько поколений школьной самодеятельности пытались повторить их успех на утренниках. Но. Прозвучали частушки, знаменитый клич «По ступам», «Земля, прощай! В добрый путь!» и мы их больше не увидели. В спектакле бабкам-ёжкам отведена роль поважнее. Они становятся друзьями Ивана и Забавы. Эта гремучая смесь «ночных ведьм» Второй мировой в летных шлемофонах, летучих обезьян из страны Оз и опасной, но при этом смешной и обаятельной банды летающих пиратов из вселенной Хаяо Миядзаки – выглядит невероятно ярко и притягательно.

Не было в советском мультике классической троицы бестолковых злодеев, подручных Полкана. Не было Топора Иннокентия. И само главное – не было там театральной сцены. Не было волшебного ощущения, что это всё происходит здесь и сейчас.

И когда Ваня раздает пятюни малышам на пути к своему счастью, ты как маленький радуешься этому детскому восторгу.

А когда клоуны Бодун, Мамон и Спиридоныч пишут письмо своему боссу и отправляют его с почтовой уткой, ты как будто переносишься в цирк своего детства, где так органичны все эти гэги и музыкальное сопровождение из оркестровой ямы.

Что у них получается?

Просмотрев сайт театра, я так и не нашел информации, кто же делал инсценировку, кто писал все эти диалоги и придумывал шутки, кто родил ёжкиных кошек и Топора Иннокентия, кто научил Забаву с подружками танцевать на шестах? Хотя с шестами проще. Там есть хореограф Ксения Малинина.

А вот автору диалогов – отдельная благодарность! Все эти шуточки с игрой слов – Сникерсоныч-Спиридоныч, «снимай пиджачок, шашлычок», все эти сцены с Забавой, не понимающей, когда придет её будущий жених,  или прекрасное решение вставить песню трубочиста «Говорить о любви я не мастак» в сцену примирения с бабками ёжками, оказавшимися просто бабами, тоскующими по любви и ласке – отличная работа, которая точно не выглядит обязательными и неизбежными прокладками между хитами конца семидесятых.

Трудно сказать так же воспринимают этот спектакль дети. Они и мультфильма могли не видеть. Но судя по реакции зала, всё получилось, как нельзя лучше. Я что-то не слышал от сидящих поблизости детей никаких капризов.

P.S. Что случилось с кораблём? Он улетел… Но обещал вернуться и покатать Водяного!

 

Фото Андрея Парфёнова

 

ШКАЛА ГАРМОНИИ (авторская разработка авторов портала gorsovety.ru)

Для людей, которые любят конкретику, и которым некогда читать большие тексты рецензий.

Оценка спектакля (художественного произведения) по нескольким критериям по шкале от 1 до 10

  1. Оригинальность – (1- нет, 5 – где-то я такое видел, 7 – раньше я такого не видел 10- что это было?) – 6
  2. Яркость (декорации, спецэффекты) – 1-нет, 5 – симпатичненько так, 7- хорошо прям, 10- вау!) – 9
  3. Трогательность (эмоциональность) (1 – нет, 5 – мурашки(одобрительный смех), 7- пощипывает глаза(смех без контроля), 10 – заплакал) – 7
  4. Катарсис (1 –нет, 5 – задумался о вечном, 7- еще раз задумался о вечном 10- переосмыслил всю свою жизнь) – 6
  5. Художественная ценность (1 – нет, 5 – а в этом что-то есть, 7 – в этом точно что-то есть, 10 – шедевр) –8
  6. Историческая ценность (1 – нет, 5 – возможно, 7 – более чем возможно, 10 – однозначно есть)- 6
  7. Посоветовать другим (1-нет, 5 – если других дел нет, 7- сходите, обсудим, 10 – обязательно идти) –9

 

Средний бал – 7,3  (1 – в топку вместе с рецензией, 2- ну, не так всё страшно, 3- почему бы и нет, 5 – это интересно, 7 – надо идти, 10 – так не бывает!)

В ТЕМУ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ