Школа непростых решений для будущих предпринимателей

В центре поддержки предпринимательства «Мой бизнес» 15 школьников от 12 до 17 лет провели свой первый серьезный питчинг  стартапов, которые разработали, участвуя в проекте Start Up Academy.

Каждому необходимо было в течении 2-х минут рассказать о своей бизнес-идее, её плановых экономических показателях и ответить на пару-тройку простых вопросов гостей, известных воронежских предпринимателей.

«Вопросы, пожалуйста, задавайте такие, чтобы ответить можно было «Да» или «Нет», — вроде как шутит руководитель «Академии» Наталья Власова. Но если присмотреться к тому, как переживает она за своих подопечных, подсказывает, даёт пояснения залу, становится понятно, что ей явно не до шуток.

Несмотря на еле уловимую, но явную установку, быть снисходительней к детям, всё сегодня было предельно серьезно.

Ещё на подходе я заметил Эдуарда Толоконникова, подарившего городу парк «Дельфин» и ставшего за последние пару лет одним из самых узнаваемых бизнесменов города. Он ходил по коридору с отстраненным видом, как боксер перед выходом на ринг.

Заподозрить Толоконникова в волнении с моей стороны было бы верхом наглости. Советник мэра, коуч, опытный оратор. Мне казалось, что у такого наставника дети, как марионетки у Карабаса Барабаса, будут плясать по щелчку. И никак не ожидал я увидеть в его лице старшего товарища, практически соучастника каждого из 15 проектов. Любую заминку выступающего он воспринимал почти болезненно.

И когда в запале кто-то из гостей начинал разборы по гамбургскому счёту: а где затраты на коммуналку, где налоги, Толоконникова на наших глазах становилось больше. Это не ребенка учили уму-разуму, а его. И хлестко, внятно эти невольные уроки пресекались. В самом зародыше.

Шаг 1. Идея

«Идея организовать проект  Start Up Academy выросла из обязательного школьного предмета для 8-10 классов «Проектная деятельность», — рассказывает Наталья Власова.

Родители школьников наверняка знают, что это такое. Это чаще всего некие исследования, долгоиграющие и обычно бесполезные. Дети ходят в библиотеки, ищут в интернете доказательства исторического влияния декабристов на хорошие урожаи в Сибири. Годами. Что это в итоге дает будущему выпускнику, сложно понять. Но поскольку предмет есть, а в частной школе не любят тратить время детей без пользы, то придумала Наталья Николаевна вот такую практическую и чрезвычайно полезную вещь. Запускать стартапы. По-настоящему. С крутыми наставниками, детальной разработкой проекта от идеи, миссии до инструментов решения. Где всё в рублях, часах и людях. Без лишней болтовни и розовых пони.

В результате обучать детей бизнес-мышлению и доводить их идеи до результата взялся Эдуард Толоконников. Помогали ему преподаватель «Академии» Даниил Филатова и психолог  Алина Митина, чей вклад отметили многие гости. Дети были абсолютно готовы к публичным выступлениям, ни один не дрогнул, не поплыл.

Шаг 2. Мотивация.  «Два бариста»

«Кем бы не стали наши дети в будущем, им будет полезно обладать проектным мышлением, — говорит Наталья Власова, — они должны уметь ставить цели, воплощать их, просчитывать эффективность».

Наталья Николаевна привела в пример, явно не впервые, ситуацию с двумя бариста. В наше время, возможно, это были бы шахтеры или инженеры. Но сейчас именно бариста скорее достучится до сердечка юного предпринимателя. И вот эти самые бариста разные. Один выполняет то, что ему говорят, а второй сам знает, что нужно делать. Учитывая то, что не только дети, а и многие взрослые терпеть не могут, когда им указывают, такой пример довольно убедительно обрисовал перспективы ленивых и не мыслящих проектно школьников.

Всё в итоге связано с тем, что у проектно мыслящих людей больше шансов быть самостоятельными и воплотить свои мечты в реальность. Добавить нечего.

Шаг 3. Шаги командора

Представляя свою работу в проекте, Эдуард Алексеевич, разбил её как и презентации детей по своей авторской методике на 7 шагов. И для разбега предоставил слово руководителю управления развития предпринимательства города Алексею Рыженину и директору центра поддержки предпринимательства «Мой Бизнес» Андрею Демидову. И было это совсем не формально, даже душевно. Главная, на мой взгляд, мысль прозвучала в подтверждение идеи Натальи Власовой — ключевой момент проекта не связан напрямую с деньгами, цель его — научить человека предпринимать что-то, анализировать, строить планы, находить партнеров и добиваться своей цели.

Пунктирно, пошагово Толоконников обозначил шаги по реализации проекта  Start Up Academy так : 1-й шаг — «Идея». Идея создания маленькой школы предпринимательского мышления для детей, из которых вырастут взрослые с понятиями о ценностях и бизнесе 2-й шаг «Продукт». Трехмесячный курс, который постоянно дорабатывается. 3-й шаг «Цель».  Обучение 15 детей.  4-й шаг «Продвижение». С этим, как рассказывает Толоконников, проблем не было никаких, потому что у проекта есть Наталья Николаевна.

«Она собрала этих детей чуть не за один день, — делится  с гостями Эдуард, — это говорит, наверное, об её особенных качествах организатора и о востребованности темы» 5-й шаг «Ресурсы». Хороший наставник, крутые трекеры в лице Власовой и Филатова и симпатичный психолог Алина. 6-й шаг «Эффективность». О ней было предложено поговорить уже после презентаций. Пересчитывая сейчас все шаги, понимаю, что седьмой где-то затерялся. Но он точно есть. Даже если вы его не видите!

Шаг 4. «Мы маленькие дети, нам хочется гулять»

Мало что изменилось, скажу я вам за эти несколько лет. И дети, явно не испорченные квартирным вопросом, хотят того же, что и мы в своё время. Чтобы нас понимали, оставили в покое и дали общаться с ровесниками.

Львиная доля проектов — кафе и коворкинги для подростков. И даже там, где на секунду мелькнула забота о семейных ценностях в проекте кинозалов для маленьких компаний, обнаружилось в итоге желание посмотреть кино с друзьями. Близкими, родными людьми. А не с мамой, папой и старшим братом дембелем.

Несмотря на этот эскапизм, проекты все, как уверяет наставник, абсолютно жизнеспособны и реализуемы. К примеру, кафе для фанатов Гарри Поттера, руководитель ресторана «Креветка» Елена Гребенщикова признала весьма интересным. Но попытки избежать взаимодействия со взрослыми эксперты посчитали нереальными.

Фитнес-зал для подростков никак не обойдется без специалиста, который сможет грамотно распределить нагрузки и составить правильные программы для растущих организмов.

Капсулы для дневного сна, VR-очки для велотренажера, продюсерский центр для начинающих музыкантов, безалкогольный бар и центр творчества — все это я перечисляю проекты, которые были представлены участниками  Start Up Academy. И если кто-то ждал идей из области пищевой переработки или утилизации бытовых отходов, то это сугубо их проблема. Помните историю про бариста?

Но лиха беда начало. Пусть дети потренируются на «котиках». Научатся ставить цели и заработают свои первые нестрашные шишки на школьных факапах. А там, глядишь, и что-то кроме кафе придумают. Тем более, что они еще не понимают наивные, какой это тяжкий бизнес.

Шаг 5, 6, 7 «Они будут лучше, чем мы»

Я всегда думал, что предприниматель — это особая каста людей. У них природа такая, набор хромосом. И если уж не дано тебе, то смирись и считай дни до пенсии. Но оказывается, что все не так просто.

Конечно, не всем дано стать Джобсами, но научиться правильным алгоритмам и использовать их в своем жизнестроительстве вполне по силам всякому в меру разумному человеку. Сегодня не мы учили детей, а они учили нас. Быть собой, не прятаться за других, планировать и объяснять, почему так и почему столько.

И это точно не про деньги. Так хочется, чтобы каждый из них нашел своё призвание, свою цель и шёл к ней по пути, ключи к которому им дали умные люди.

Кстати про цель говорили почти все выступающие. А потому что без цели жить нельзя. Некуда шагать.

 

Фото Светланы Паршиной

 

 

В ТЕМУ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ