Спектакль «100% Воронеж» напомнил воронежцам, что жизнь – театр

Кто это придумал?

Театр «Римини Протокол» (Берлин)  заявил о себе в начале двухтысячных, реализуя проекты в жанре документального театра. Основали театр  Даниэль Ветцель, Штефан Кэги и Хельгард Хауг. В Воронеж приехали Штефан Кэги и Хельгард Хауг.

Посередине Хельгард Хауг и Штефан Кэги с микрофоном, по краям переводчики и крайняя слева — Мария Дедова (координатор проекта)

Их основной художественный прием – столкновение социального расследования, реальной, непридуманной жизни с искусством. В постановках участвуют только непрофессиональные артисты.

Проект 100% Воронеж – сетевой. Были уже и 100% Париж и 100%Мельбурн и еще несколько десятков самых известных мегаполисов планеты. Нет в этом списке только городов из России. Теперь есть.

Что они делают?

Принцип постановки и простой и сложный.

Простой – потому что есть пусть гениальная, но тиражируемая технология. Проводится социологический анализ города – по половому признаку, возрасту, району проживания и национальной принадлежности. В пропорции собираются участники проекта, и по прописанным скриптам разрабатывается сценарий взаимодействия людей на сцене. 100 человек – 100% города.

Каждый – личность, история, но все вместе – МЫ – народ,  метафора, синекдоха, уж извините, всего Воронежа. Очень разного, но как ни странно, удивительно симпатичного. Сложный – потому что легко сказать, а попробуй сделай. Что-то не кинулся никто повторять. По крайней мере, в моем поле зрения театр «Римини Протокол» один такой в Европе.

Что получилось?

Формально действие спектакля выглядело примерно так: на сцену вышла девушка №1, социолог Елена Литинская, первая включившаяся в процесс работы по сбору информации о нашем городе. Не знаю, как сложится ее судьба, в одном из голосований она была в числе тех, кто не прочь уехать из Воронежа. Но то, что теперь она – часть истории города – это факт. Она коротко рассказала о себе и своем участии в проекте, а уже за ней потянулась вереница горожан от мала до велика.

Все они представлялись, говорили о себе пару фраз и показывали какой-то предмет, который решили взять с собой на сцену. Чаще всего это были всяческие амулеты или игрушки. И это понятно, потому что ходить по сцене с веслом, как это делал один из участников, не очень удобно.

После представления участников настала пора стать всем этим людям городом. Сначала они разделились на районы проживания, потом показали распорядок дня горожан, и уже после начался основной блок спектакля – голосования. Где по принципу согласен-не согласен, люди перемещались по сцене, наглядно демонстрируя, что подавляющее большинство воронежцев хотят выбирать своего мэра сами, многие были бы не против снести Марриотт, и далеко не все горожане поддерживают идею введения платных парковок в центре.

 

Казалось бы, что здесь нового? Как будто мы сами не знаем ответов на эти вопросы. Но реально, чтобы не говорили социологи о некорректности выборки, такое голосование производит сильное впечатление. Не знаю, о чем уж там думало наше временное правительство, глядючи на это всё. Но эффект публичного высказывания в любом случае не может остаться незамеченным.

Конечно, никто не снесет Марриотт и не уволит сгоряча Кстенина. Но знать, что думает город, народ  и не учитывать это в своей работе – путь к политическому харакири. А я что-то не вижу самураев среди наших политиков.

Нет смысла пересказывать спектакль. Наверняка его можно будет посмотреть в записи, хотя тех же эмоций вы уже не переживете. Но хотя бы поймете, что упустили, не купив билеты на «100% Воронеж».

Что вы упустили, не сходив на спектакль

Эффект, который производит происходящее на сцене примерно на 30-й минуте, трудно сформулировать, чтобы не выглядеть восторженным идиотом.

Знаете, есть темы в искусстве, которые заведомо обречены на неприкасаемость со стороны злобных критиков. Подвиг народа, война, холокост. Я боялся, что 100% Воронеж придется беречь, как детсадовца на утреннике. Попробуй, скажи этому ребенку, что он бездарь без слуха и голоса, и эту песню про мамочку ему лучше забыть навсегда и не позориться впредь на людях. И кто ты будешь после этого?

Изгой и предатель.

Но все обошлось, как нельзя лучше. И теперь я с гордостью буду говорить всем своим знакомым, что был на первом спектакле театра «Римини протокол» «100%Воронеж», что я даже знаю нескольких человек из этой прекрасной сотни. Больше того – часть из них знают меня!

На несколько минут я, честно признаюсь, почувствовал любовь к этим людям, к городу, в который приехал когда-то 16-летним пацаном. (Интересно сколько их в процентном соотношении сейчас?)

Больше того, мне захотелось что-то сделать для них. Ну, уж если не разрушить Марриотт, то хотя бы написать хороший текст о том, что они сделали для всех нас.

А сделали они вот что. Вместе со Штефаном Кэги и Хельгард Хауг, конечно. Вместе с музыкантами из группы The Sheepray. Вместе с дирекцией фестиваля и девушками, координирующими этот нелегкий процесс – Марией Дедовой и Кристиной Бегешевой.

Они построили наш город заново. На сцене театра оперы и балета. Новый, живой и очень симпатичный. Они еще раз убедительно доказали всем, кто еще сомневался, что город – это не только дома и коммуникации. Город – это люди! А они у нас удивительные. Очень разные. Некоторые прямо бесят.

Но все равно не любить их невозможно.

Шкала гармонии

(авторская разработка авторов портала «ГорСоветы-Воронеж»)

Для людей, которые любят конкретику, и которым некогда читать большие тексты рецензий.

Оценка спектакля (художественного произведения) по нескольким критериям по шкале от 1 до 10

  1. Оригинальность – (1- нет, 5 – где-то я такое видел, 7 – раньше я такого не видел 10- что это было?) –
  2. Яркость (декорации, спецэффекты) – 1 – нет, 5 – симпатичненько так, 7 – хорошо прям, 10 – вау!) – 6
  3. Трогательность (эмоциональность) (1 – нет, 5 – мурашки(одобрительный смех), 7 – пощипывает глаза (смех без контроля), 10 – заплакал) – 6
  4. Катарсис (1 – нет, 5 – задумался о вечном, 7 – еще раз задумался о вечном, 10  – переосмыслил свою жизнь) – 6
  5. Художественная ценность (1 – нет, 5 – а в этом что-то есть, 7 – в этом точно что-то есть, 10 – шедевр) – 7
  6. Историческая ценность (1 – нет, 5 – возможно, 7 – более чем возможно, 10 – однозначно есть) – 10
  7. Посоветовать другим (1 – нет, 5 – если других дел нет, 7 – сходите, обсудим, 10 – обязательно идти) – 10

Средний бал7,7  (1 – в топку вместе с рецензией, 5 – это интересно, 7 – надо идти, 10 – так не бывает!)

В ТЕМУ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ