Спектакль «Все тут», театр «Школа современной пьесы»: «Слышится крик петуха…»

Кто эти люди?

Театр «Школа современной пьесы» был создан в 1989 году усилиями народного артиста России Иосифа Райхельгауза.

Размещается он в здании знаменитого в былые времена ресторана «Эрмитаж» по адресу ул. Неглинная, 29, стр1, располагает двумя сценами – большой на 380 посадочных мест и малой на 200 посадочных мест.

Фото с официального сайта театра

Первые же спектакли в постановке Иосифа Райхельгауза привлекли внимание публики к этому театру. Два первых спектакля уже можно считать классикой театрального искусства. «Пришел мужчина к женщине» и «А чой-то ты во фраке?» с Любовью Полищук, Альбертом Филозовым, Алексеем Петренко – долгое время были визитными карточками нового театра.

В театре часто работают приглашенные режиссеры. Евгений Гришковец, Дмитрий Астрахан, Евгений Кочетков и другие.

Режиссер Дмитрий Крымов, покинув стены «Школы драматического искусства», поставил уже несколько ярких спектаклей в самых разных театрах Москвы: МХТ им. Чехова, Мастерской Петра Фоменко, Музее Москвы.

В театре «Школа современной пьесы» Дмитрий Анатольевич в 2020 году выпустил особенный свой спектакль «Все тут», основанный на личных воспоминаниях о великих родителях и впечатлениях режиссера от постановки «Наш городок» по пьесе Торнтона Уайлдера. Постановка эта произвела на Крымова неизгладимые впечатления и возможно стала отправной точкой в его отношениях с театром.

Артисты – труппа театра + Александр Феклистов и Мария Смольникова, любимая актриса и муза Дмитрия Крымова. В главной роли – Александр Овчинников, ученик Райхельгауза.

Что они делают?

У каждого хорошего писателя или режиссера есть свои «Другие берега», своё «Детство Тёмы», свой «Амаркорд» или «Зеркало». Чаще это воплощается в творчестве мотивами, эпизодами, поскольку все мы родом из детства, позволю себе это трюизм. Существует сотни примеров в мировом кинематографе и литературе, когда воспоминания автора становятся основой произведения, его тканью. В театре такие случаи не часты. Не знаю почему. Может быть потому, что природа театра предполагает отстраненность постановщика от материала. Основой для спектакля часто становится чужой текст, чужая драматургия. Понятно, что она осваивается художником, часто присваивается даже, но не претендует на полноценную автобиографию.

А тут – практически с нуля написанный сценарий, посвященный юности автора, его родителям, его потерям и открытиям. Правда есть у этого материала прекрасный театральный фундамент, в виде спектакля «Наш городок» по  пьесе Торнтона Уайлдера. В некоторых аннотациях к крымовскому спектаклю так и пишут, «по мотивам пьесы Т. Уайлдера «Наш городок». И это такой хитрый способ чуть отстраниться, превратить все в театр, игру, обозначить границы условности. Чтобы не было страшно погружаться в мир воспоминаний, чтобы взглянуть на своё прошлое сквозь призму театра, превратив своих дорогих мертвецов в артистов наряду со всеми, кто играет жителей городка.

Спектакль начинается с первого монолога помощника режиссера:

Сейчас вы увидите пьесу «Наш городок». Ее написал Торнтон Уайлдер, поставил… режиссер. В спектакле участвуют актеры студии «Шлагбаум». Городок называется Гроверс-Корнерс. Он расположен в штате Нью-Хэмпшир, у самой границы со штатом Массачусетс. В первом действии мы покажем вам один день из жизни нашего городка — 7 мая 1901 года.

Время — незадолго перед рассветом. Слышится крик петуха… Слышится крик петуха!!!

Слышится крик петуха.

Помощника режиссера играет артист Александр Феклистов, горожан — труппа театра «Школа современной пьесы». Помощник режиссера знакомит зрителя с местными жителями, его реплики перемежаются диалогами персонажей, что как-то постепенно размывает границу  между повествователем и его героями, между постановщиком и артистами на сцене.

Ровно тот же прием включает Крымов, вводя нового героя – условного себя, вспоминающего этот спектакль, вспоминающего свои впечатления от него. На эти воспоминания, зафиксированные на сцене, накладываются новые, связанные с родителями автора: Анатолием Эфросом и Натальей Крымовой.

Потом появляется завлит Анатолия Эфроса Нонна Михайловна Скегина, её блистательно играет любимая актриса Крымова Мария Смольникова. С её помощью рассказывается о не самых приятных моментах в жизни великого режиссера. Еще один остроумный способ уйти от пафоса и излишней повествовательности.

Будет еще и сцена из несостоявшейся постановки о поездке Чехова на остров Сахалин, похороны Ноны, уморительный грузинский вариант «Нашего городка» и еще много чего такого, что заставляло зрителя ахать, охать, хохотать и украдкой вытирать слёзы.

 

Что получилось?

Получился очень лиричный и очень смешной при этом спектакль. С трюками, гэгами, клоунадой, летающими голубями и яйцами, вылитыми на сцену ведрами слез и высыпанными на плечи зрителей блестками праха Нонны Скегиной.

Сейчас никого не удивишь замысловатым монтажом, нелинейным повествованием. После Феллини, Тарковского этот причудливый калейдоскоп событий не кажется чем-то из ряда вон.

Тем более, что все так отработано и пригнано, что у самого требовательного зрителя не должно появиться претензий к постановщику. Одно меня смущает. Выбор артиста на роль альтер-эго автора.

Понимаете, в чем дело. В любом хорошем автобиографическом фильме артист на главную роль подбирается максимально тщательно. У Феллини – это Марчелло Мастроянни, у Трюффо – Жан-Пьер Лео, у Тарковского – голос Смоктуновского в «Зеркале». Это близкие, зеркально, волшебно близкие автору люди. Александр Овчинников, при всем уважении, наверняка неплохой артист, но я, зритель, воспринимал его как некий компромисс между автором и его лирическим героем. Свитер, очки, интеллигентный вид. Пусть будет.

Вполне допускаю, что Крымов этого и добивался. Чтобы, не дай Бог, артист не показал его слишком талантливо, не влюбил в себя и не перетянул на себя внимание зрителя. Скромность это или еще что-то, кто же скажет. Я думаю, и сам Крымов промолчит.

И все-таки, артисты для Крымова не просто краски, они его интонации, его идеи, настроения, его послания. Поэтому любая фальшь, любая неточность, любой неверный шаг в его спектаклях, как в цирке может привести к необратимым последствиям. Исчезнет чудо, станут видны страховочные тросы, вся скрытая от глаз машинерия. Тут обошлось. Но на тоненького.

 Что вы упустили, не сходив на этот спектакль

Вы упустили шанс взглянуть на театр изнутри. Крымов считает, что одним из главных условий настоящего театра должна быть способность удивлять. Вы когда-нибудь были на сцене Воронежского концертного зала в качестве зрителя?

Из фойе ВКЗ нас провели через служебные помещения, мимо гримерок и административных кабинетов и усадили на кресла, расположенные лицом к зрительному залу. Артисты играли спектакль, как бы приходя к нам из зрительного зала. Мы оказались внутри театральной сцены. В зазеркалье. И когда в финале раскрылись двери, в зрительном зале загорелся свет, мы увидели пустые красные кресла.

Была в этом какая-то театральная магия. Как и во всем, чему стали мы свидетелями, оказавшись в гуще театральных воспоминаний Дмитрия Анатольевича Крымова.

«Все тут» — спектакль чудесный, удивительный. Но какой-то недосказанный что ли, несмелый. И я даже догадываюсь, почему. Но говорить об этом не стану. Потому что это совершенно неважно.

Важно, что петух все-таки прокричал. И никто не от кого не отрекся. Все тут.

 

Фото Андрея Парфёнова

 

ШКАЛА ГАРМОНИИ (авторская разработка авторов портала gorsovety.ru)

Для людей, которые любят конкретику, и которым некогда читать большие тексты рецензий.

Оценка спектакля (художественного произведения) по нескольким критериям по шкале от 1 до 10

  1. Оригинальность – (1- нет, 5 – где-то я такое видел, 7 – раньше я такого не видел 10- что это было?) – 8
  2. Яркость (декорации, спецэффекты) – 1-нет, 5 – симпатичненько так, 7- хорошо прям, 10- вау!) – 9
  3. Трогательность (эмоциональность) (1 – нет, 5 – мурашки(одобрительный смех), 7- пощипывает глаза(смех без контроля), 10 – заплакал) – 8
  4. Катарсис (1 –нет, 5 – задумался о вечном, 7- еще раз задумался о вечном 10- переосмыслил всю свою жизнь) – 7
  5. Художественная ценность (1 – нет, 5 – а в этом что-то есть, 7 – в этом точно что-то есть, 10 – шедевр) – 8
  6. Историческая ценность (1 – нет, 5 – возможно, 7 – более чем возможно, 10 – однозначно есть)- 8
  7. Посоветовать другим (1-нет, 5 – если других дел нет, 7- сходите, обсудим, 10 – обязательно идти) – 9

 

Средний бал – 8,1  (1 – в топку вместе с рецензией, 5 – это интересно, 7 – надо идти, 10 – так не бывает!)

 

 

В ТЕМУ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ