Театральная программа XI Платоновского фестиваля искусств

Ювенильное море

Московский художественный театр им. А.П. Чехова

Режиссер – Наталья Назарова

6, 7 июня 18:00

Камерный театр

Продолжительность – 3 часа 45 минут с антрактом

Премьера – 10 октября 2020

16+

Режиссер – Наталья Назарова

Художник – Юлиана Лайкова

Художник по свету – Тимур Саитов

Художник видеопроекции – Наталья Наумова

Музыкальное оформление – Василий Немирович-Данченко

Помощник режиссера – Людмила Сушкова

В ролях: Евгений Перевалов, Вероника Тимофеева, Юлия Чебакова, Николай Сальников, Артём Соколов, Павел Ващилин, Артём Волобуев, Валерий Трошин, Алёна Хованская, Мария Сокова и другие артисты Художественного театра.

МХТ им. А.П. Чехова впервые примет участие в Платоновском фестивале.

Спектакль «Ювенильное море» стал первой премьерой МХТ в нынешнем театральном сезоне. Инсценировку повести создала режиссёр Наталья Назарова, добавив фрагменты других текстов Платонова – повести «Впрок», рассказов, ранних пьес, сценариев и дневников.

Наталья Назарова: «Наш спектакль о том, как люди впадают в великие коллективные иллюзии, и как эти иллюзии приводят к катастрофам. У Марии Скобцовой, богослова и монахини, есть гениальная фраза: «XX век будет веком величайших коллективных химер и иллюзий». Это то, что мы наблюдали в фашистской Германии, в советской России… XXI век, как мне кажется, век не меньших иллюзий. Но при этом по жанру наш спектакль — комедия. Платонов ведь очень остроумный автор, его проза — фантастический реализм. Словом, у нас получилась временами страшная, временами весёлая и очень абсурдная сказка».

 «Платоновский язык, неповторимый и остроумный сплав, где и высокий стиль, и барабанный советский новояз, и сочные диалекты, и возвышенный романтизм, и сказочность, уже вызывает улыбку. А уж как прекрасно и органично во всем этом вареве существуют актеры МХТ! Это ансамбль, где каждый имеет возможность солировать».

Влад Васюхин, «Известия»

«Андрею Платонову удалось всем своим творчеством доказать, что возвышающий обман напрямую связан с тиранией и, как следствие, с разрушением. Чем больше возвышаются в своих мечтах персонажи его романов, чем ревностнее хотят облагодетельствовать человечество, тем больше вредят и преданным им соратникам, и тем, кто случайно оказался в попутчиках. В новом спектакле МХТ им. А.П. Чехова «Ювенильное море» эта мысль выражена со всей отчетливостью — намного четче, чем у самого писателя». 

Светлана Наборщикова, «Известия»

 

Все тут.

Театр «Школа современной пьесы» (Москва)

Идея, композиция, постановка – Дмитрий Крымов

9, 10 июня 19:00

Воронежский концертный зал

Продолжительность – 1 час 45 минут без антракта

Премьера – 10 октября 2020

18+

Идея, композиция, постановка – Дмитрий Крымов
Художник – Мария Трегубова
Художник по свету – Иван Виноградов
Хореограф – Олег Глушков
Педагог по работе с куклой – Максим Кустов
Музыкальный руководитель – Вера Николаева
Автор трюков – Константин Муханов
Благодарим Заура Зугумова за помощь в адаптации некоторых текстов А.П. Чехова

В ролях: Мария Смольникова, Александр Феклистов, Александр Овчинников, Юрий Чернов, Джульетта Геринг, Николай Голубев, Борис Вайнзихер, Ольга Гусилетова и другие. 

Один из лучших спектаклей 2020 года, по версии Ассоциации театральных критиков. За эту работу Дмитрий Крымов удостоен Главного приза Фестиваля «Уроки режиссуры – 2020». 

Спектакль создан по мотивам пьесы Торнтона Уайлдера «Наш городок». Дмитрий Крымов использует этот текст как отправную точку для погружения в прошлое и новой встречи с ушедшими родителями – режиссером Анатолием Эфросом и театральным критиком Натальей Крымовой. Присутствует в этих воспоминаниях и еще один яркий персонаж – театровед и соратница Эфроса, положившая жизнь на исследование и сохранение его творческого наследия, Нонна Скегина.

«Наш городок» выбран не случайно. Американский спектакль по этой пьесе Дмитрий Крымов видел вместе со своими родителями в 1975 году, и это стало для него мощнейшим впечатлением, во многом определившим выбор профессии. А позже в 1987 году в Москву привезли спектакль Резо Габриадзе, который грузинский режиссер посвятил памяти только что ушедшего из жизни Анатолия Эфроса.

«Все тут.» – это исповедь художника, пропитанная светлой грустью по невозвратному, нежная клоунада сквозь слезы, и в то же время это возможность на час сорок пять поверить, что все те, кого каждый из нас когда-либо потерял, на самом деле никуда не уходили. Они всегда рядом. Они все тут.

«У каждого художника наступает время своего «Амаркорда». Особенно если он лирик. У несомненного лирика Дмитрия Крымова это время не могло не прийти».

Марина Дмитревская, «Петербургский театральный журнал»

«Если бы этот спектакль был звуком, то, конечно, стал бы чеховским звуком лопнувшей струны – «когда настоящее становится прошлым». «Все тут» не оказывается утешением, которое отвечает на вопрос вечности – как живым понять, что такое жизнь. «Все тут» – это обожженное знанием о будущем время минувшее, которое благодаря театру ненадолго стало настоящим и тут же, на глазах, превращается в прошлое».

Независимая газета

                                                 

По мотивам романа Фёдора Достоевского

Идиот

Театр «Старый дом» (Новосибирск)

Режиссер – Андрей Прикотенко

9, 10 июня 18:00 

Камерный театр

Продолжительность – 3 часа 50 минут с антрактом

Премьера – 28 сентября 2019

18+

Вольная интерпретация романа, текст значительно изменен. Рекомендуем подготовленному зрителю, которому близок по духу раздел фестиваля «Программа актуального искусства».

Режиссер – Андрей Прикотенко    

Художник – Ольга Шаишмелашвили    

Художник по свету – Игорь Фомин    

Видеохудожник – Константин Щепановский    

Композитор – Александр Карпов    

Креативный продюсер – Оксана Ефременко    

11 номинаций на Российскую Национальную театральную Премию «Золотая Маска»-2021. Один из 10 лучших спектаклей 2019 года, составленный Ассоциацией театральных критиков. 

Князь Мышкин всегда был одной из главных загадок русской литературы. Еще в 1869 году Достоевский создал великое противоречие: задумал историю о положительно прекрасном человеке и назвал ее «Идиот». И вот уже больше 150 лет над комплексом Мышкина бьются режиссеры, ученые, художники, актеры, пытаясь вскрыть его странную и таинственную природу.

Режиссёр и автор инсценировки Андрей Прикотенко переносит действие известного романа в современность и предлагает собственный взгляд на его события. С одной оговоркой — в версии «Старого дома» каждый персонаж этой истории приобрел мышкинский комплекс. Настасья Филипповна, Ганя, Аглая, Рогожин, Елизавета Прокофьевна, Терентьев, Иволгин и даже Птицын стали материалом расследования. Они превратились в своего рода детективные сюжеты, которые увлекательно разворачиваются в процессе движения спектакля. Одно безусловно: Мышкин и есть тот, кто провоцирует раскрытие и разоблачение всех героев. Но кто же он сам? Давайте приблизимся к разгадке вместе.

«Представьте, что «Идиота» Достоевского решила взять в оборот корпорация Netflix. Что все роли играют актеры, наделенные поистине голливудским лоском. Что текст романа полностью переписан современным языком, а за каждым словом есть жесткая психологическая мотивация. Располагая одной из лучших в России актерских трупп, театр «Старый дом» не боится сериальной протяженности: ведь «Идиот» – по-настоящему остросюжетный спектакль… Режиссера Андрея Прикотенко интересует не столько метафизика, сколько парадоксы человеческих характеров, запал страсти и предел слабости». 

Юлия Клейман, театральный критик, эксперт «Золотой Маски»

 

Фаина. Эшелон

Театр «Школа современной пьесы» (Москва)

Автор спектакля – Иосиф Райхельгауз

11 июня 19:00 

12 июня 14:00

Театр драмы им. А. Кольцова (малая сцена)

Продолжительность – 1 час 30 минут без антракта

Премьера – 22 февраля 2020

12+

Режиссер – Иосиф Райхельгауз

Художник – Мария Трегубова

Музыкальный руководитель – Вера Николаева

Балетмейстер – Светлана Кузянина

Художник видеопроекции – Дмитрий Мартынов

Технический директор – Андрей Смирнов

Балалайка – Михаил Кандауров

В ролях: Елена Санаева, Татьяна Циренина, Михаил Кандауров 

Long list премии «Золотая Маска». Спектакль – лауреат премии СТД РФ «Гвоздь сезона»-2020. За исполнение главной роли Елена Санаева стала лауреатом Премии ЦФО в области литературы и искусства.

«Фаина. Эшелон» – это приношение всем тем, на чью долю выпали страшные испытания войны, смерть близких, ужас оккупации и лишения эвакуации. Но еще это – настоящий гимн жизни и любви, веры в человека и силу духа.

Спектакль основан на воспоминаниях Фаины Райхельгауз, матери режиссера, которая рассказывала близким историю своей жизни, а затем описала ее в книге «О том, что помню… прошло… тревожит». Бесхитростная документальная повесть, рассказанная не литератором, а мамой и бабушкой, содержит мудрые и простые истины, которые становятся источником для искреннего художественного высказывания.

«Все дело в том, как Елена Санаева произносит текст. В ее трактовке память — это штиль, беспорывность, а не волны, не бурная река… Это повседневность памяти, которая улеглась, настоялась, стала аудиокнигой и, может, эпосом». 

Павел Руднев, «Петербургский театральный журнал»

 

Флориан Зеллер

Сын

Российский академический Молодежный театр (РАМТ, Москва)

Режиссер – Юрий Бутусов

15, 16 июня 18:30

Воронежский концертный зал

Продолжительность – 2 часа 50 минут с антрактом

Премьера – 28 октября 2020

18+

Перевод – Александр Питч

Режиссер – Юрий Бутусов

Художник – Максим Обрезков

Композитор – Фаустас Латенас 

Художник по свету – Александр Сиваев

Хореограф – Николай Реутов

Один из лучших 10 лучших спектаклей 2020 года, по версии Ассоциации театральных критиков.

Свое прочтение пьесы «Сын», замыкающей трилогию французского драматурга Флориана Зеллера «Мать», «Отец», «Сын», представляет один из самых парадоксальных российских театральных режиссеров. Нашедший свой ключ к Шекспиру, Брехту, Чехову, Ибсену Бутусов ищет человеческое содержание и глубину, обращаясь на этот раз к современному материалу.

Юрий Бутусов: «Эта пьеса о Гамлете в каждом из нас. В вынужденных компромиссах, в необходимости соглашаться с тем, с чем не хочет мириться, человек разрушает свою природу, веру в идеальный мир, то, что Шекспир назвал «квинтэссенцией всего живущего». Идеализм, неприятие несправедливости в человеке невозможно уничтожить. И ничего тут нельзя изменить. А правильно это или неправильно – каждый решает сам.

И еще это очень «русская пьеса». Читая историю этого мальчишки, думаешь об Иванове, Зилове и всех «лишних людях» русской литературы. Дело не в подростковой депрессии, а в тех экзистенциальных вопросах, которые стоят перед всеми нами».

«История современной семьи, где подросток не может пережить крушение дома после развода родителей, превратилась в постановке Юрия Бутусова в трагедию шекспировского накала… Трагический балаган “Сына” заставляет размышлять о вещах бытийственных, о вечном и добром. Жизнь  хрупкий дар. Мы висим над пропастью, поддерживая друг друга. И нет другой опоры во Вселенной…».

Ольга Егошина, «Новая газета»

«Обнаженная искренность, подлинная боль задевают, не могут не задеть. На покосившейся планете, под опустившейся с низких небес люстрой танцуют и корчатся, плачут и танцуют, танцуют и танцуют нелепые и смешные существа. Они. Вернее мы. И жизнь давит на нас».

Евгения Тропп, «Петербургский театральный журнал»

 

Пьеса Льва Додина по мотивам Достоевского

Братья Карамазовы

Малый драматический театр – Театр Европы (Санкт-Петербург)

Режиссер – Лев Додин

18, 19 июня 18:00

Театр драмы им. А. Кольцова

Продолжительность – 3 часа 20 минут с антрактом

Премьера – 16 ноября 2020

16+

Постановка Льва Додина

Художник Александр Боровский

Художник по свету Дамир Исмагилов

Ассистент режиссёра Никита Сидоров

Педагог-репетитор Михаил Александров

В спектакле звучит музыка Людвига ван Бетховена, Александра Гурилёва

Играют:

Игорь Иванов – Фёдор Павлович Карамазов

Игорь Черневич – Дмитрий Фёдорович Карамазов

Станислав Никольский – Иван Фёдорович Карамазов

Евгений Санников – Алексей Фёдорович Карамазов

Олег Рязанцев – Павел Фёдорович Смердяков

Елизавета Боярская – Катерина Ивановна Верховцева

Екатерина Тарасова – Аграфена Александровна Светлова

Один из 10 лучших спектаклей 2020 года, по версии Ассоциации театральных критиков. 

Лев Додин: «Пожалуй, нигде так много не рассказывают одни герои истории про других героев той же истории, как у Достоевского. При этом они всегда говорят о другом правду. Но это правда того, кто ее говорит. Впрочем, через несколько страниц он скажет о том же человеке совсем противоположное, и это опять будет абсолютная правда.

Никто не говорит о самом себе так много и подробно, как герои Достоевского. И все это всегда правда. Но это правда того, кто ее говорит. Через несколько страниц он скажет о себе совершенно противоположное, и это опять будет голимая правда.

Пожалуй, никто так много и подробно не говорит о своих героях, как Достоевский. И он всегда говорит правду. Но правда о человеке на первой странице полностью опровергает правду о том же человеке на сотой, а на восьмисотой рушится и эта, и все другие «правды». И так до без конца.

И это не потому, что у героев Достоевского узкий кругозор и они многого в другом не видят, и не потому, что люди Достоевского так себя любят или так себя ненавидят, что способны говорить о себе только хорошее или только плохое.

И не потому, что Достоевский плохо знает своих героев и мечется от одного истолкования к другому.

Просто Человек Достоевского непостигаем, Человек у Достоевского непостижим по определению. В Человеке у Достоевского нет дна, и поэтому в нем тонешь, захлебываясь; и нету тверди небесной, поэтому летишь с ним в космос, задыхаясь. То ли падаешь в разверстую пропасть, то ли взлетаешь в плотное тяжелое пространство черных дыр.

Достоевский не рассказывает о человеке, не описывает человека, даже не изучает человека, он блуждает по человеку в ошеломлении восторга и ужаса, восторженного ужаса и ужасного восторга.

Мы несколько лет блуждали следами Достоевского, и сегодня делимся блужданиями по Карамазовым, по жизни, по Достоевскому, по самим себе.

А, может, просто продолжаем блуждать вместе со своим зрителем».

«После этого спектакля, не оставляющего надежд, почти уверенного в безбожном устройстве всего разом (по чьему подобию созданы эти герои и этот мир?), ты чувствуешь себя человеком, и именно что «по образу и подобию»… Додин поставил безнадежный, злой, беспощадный к человеку и стране спектакль-приговор. Который каким-то образом не убивает тебя, а как-то, знаете, наоборот… Не забыть…».

Марина Дмитревская, «Петербургский театральный журнал»

««Братья Карамазовы» в МДТ готовились долгих четыре года, почти втайне. А вышли стремительно, в канун локдауна, в разгар неведомой новой чумы, и … подарили чувство непонятной, обжигающей, бравурной радости. Природу ее трудно передать и осмыслить».

Алёна Карась, Colta.ru

 

Андрей Платонов

Корова

Новокузнецкий драматический театр

Режиссеры – Ангелина Мигранова, Родион Сабиров

12 июня 18:00

13 июня 14:00, 18:00 

Камерный театр (малая сцена)

Продолжительность – 50 минут без антракта

Премьера – 17 января 2021

16+

Режиссеры – Ангелина Мигранова, Родион Сабиров (Казань)

Саунд-дизайн – Степан Андреев

Видеодизайн – Алексей Фомяков, Даниил Яковлев

Помощник режиссёра – Анна Морозова

Эскиз спектакля родился в ходе лаборатории «Электрификация», которая прошла под руководством Александра Вислова в Новокузнецком драматическом театре. К Платоновскому фестивалю эскиз будет доработан и станет спектаклем.

О молодых режиссерах Ангелине Миграновой и Родионе Сабирове заговорила вся театральная Россия после выхода их спектакля «5 mm/h», номинированного в этом году на «Золотую маску». В своей новой работе они соединили в одном поле рассказ Платонова и его письма к жене.

Корова, разлучённая с телёнком, страдает. Школьник Вася Рубцов, сын путевого обходчика, глубоко переживает вместе с животным потерю его близкого. А вскоре мальчик получает новый опыт – столкновение со смертью.

Рассказ написан в 1938 году, опубликован после смерти автора. Режиссёры с артистами исследуют в эскизе чувства утраты, ожидания, неведения, столкновение жизни и смерти.

 

Пётр Васильев по мотивам Андрея Платонова

Фро

Мелодрама

Архангельский театр кукол

Режиссер – Пётр Васильев

5, 6 июня 18:00

ТЮЗ

Продолжительность – 1 час 15 минут без антракта

Премьера – 31 октября 2020

16+

Режиссер-постановщик – Пётр Васильев 

Художник-постановщик – Алевтина Торик 

Композитор – Пётр Макаров

В спектакле заняты: Наталья Назаренко, Мария Корнеичева, Илья Логинов, Анатолий Шкляев, Надежда Куклина

Спектакль поставили лауреаты премии «Золотая Маска» – главный режиссер Мурманского театра кукол Пётр Васильев и художник Алевтина Торик.

«Фро» – один из самых известных рассказов Андрея Платонова, к которому, к тому же, чаще всего обращаются российские театры.

Она говорит, что любит его, но любит лишь свое чувство. Он говорит, что любит ее, но любит все человечество, а значит – никого. Есть и третий, который ничего не говорит, и просто тихо любит свою работу и свою дочь. А вокруг люди, паровозы, рельсы, рельсы, уходящие вдаль. Но нет того стрелочника, что повернет ход их жизней в правильном направлении. Почему Андрей Платонов никогда не дает своим героям шанса быть счастливыми? Может, потому что нет его, общего счастья…

Платоновская программа

 

Геннадий Шпаликов

Причал

Лирическая ностальгия

Театр «Человек» (Москва)

Режиссер – Данил Чащин

14, 15 июня 19:00 

Никитинский театр

Продолжительность – 1 час 15 минут без антракта

Премьера – 23 декабря 2019

16+

Режиссер – Данил Чащин

Художники – Ваня Боуден, Михаил Заиканов

Художник по свету – Антон Астахов

Саунд-дизайн – Дмитрий Бурцев

В ролях: Арина Постникова, Андрей Савостьянов, Александр Соколовский, Антон Шурцов

Спектакль вошел в Long list премии «Золотая Маска» – список самых заметных спектаклей сезона 2019/20. 

В последнее время театр все активнее осваивает сопредельное пространство кинематографа: дело даже не в видеопроекции, без которой сегодня обходится мало какая постановка, а в возникновении особого направления – сценических версий знаменитых, классических, «старых добрых» лент.

Театр «Человек» попытался воссоздать на своей маленькой сцене особый мир киносценария, который был некогда запущен в производство, но никогда так и не был снят. «Причал» – это первая крупная работа Геннадия Шпаликова (1937 – 1974), человека, наряду с Тарковским и Шукшиным, «определившим художественное лицо отечественной кинематографии второй половины XX века».

Режиссер Данил Чащин: «Наш «Причал» – своего рода воспоминание, попытка восстановить неснятое кино, снять его «в голове». Этот текст невозможно воспринимать отдельно от личности Шпаликова – художника, который во многом создал тот самый осязаемый дух «оттепели» на экране, а впоследствии предпочел – вслед за режиссером неснятого фильма Владимиром Китайским – добровольно уйти из жизни, будучи еще достаточно молодым человеком. Для нас было важным попытаться передать это настроение «обреченного счастья» и растерянности: жить, в общем-то, хорошо, но как жить – непонятно. За оттепелью следуют новые заморозки, и мираж, который ты видишь, вот-вот развеется. Все, что ты можешь сделать, – запомнить, зафиксировать его. «Причал» – это импрессионистский этюд, попытка уловить светлое и яркое сегодня, которое уже завтра станет «вчера»».

Билеты на спектакли Платоновского фестиваля можно  приобрести здесь

 

В ТЕМУ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ