Кто эти люди?
Театр в Туле, говорят, с большой историей. Вот как повысили город до уровня губернского центра, так и появился свой театр. Его даже императрица Екатерина II посетить изволили. В 1787 году-с.
В советское время построили театру новое здание на пр-те Ленина, где и поныне творят своё искусство служители Мельпомены. По мере сил, так сказать. По мере сил…
Тульский академический театр, во-первых «академический», а это не всякому губернскому театру такую честь оказывают. Во-вторых, орденоносный. Орденом Трудового Красного Знамени награжденный. В-третьих, имени М. Горького. Почему — трудно сказать. Горький по России поколесил вдосталь, может и в Туле проявился. Главный наш советский классик, основатель социалистического реализма. Да упокой Господи, его душу…
Старый русский театр, с крепкой труппой, в которой одних заслуженных десять человек. И одна народная артистка — Наталья Петровна Савченко. Вы могли видеть её в фильмах Сергея Урсуляка. В последнем его фильме «Праведник» она играет суровую старуху Нехаму, отправляющую своего сына «хорошо бросать гранаты». А в «Тихом Доне» — мать Натальи Коршуновой, жены Григория. Тоже небольшая, но яркая работа.
Золотых Масок и Хрустальных Турандот не нашел.
Геннадий Рафаилович Тростянецкий, 72 года, профессор, прославленный театральный педагог, режиссер, работавший во многих Российских театрах и за рубежом.
Лауреат Государственной премии за культовый спектакль по повести Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Этот спектакль был поставлен в далеком 1985 году в Омском драматическом театре, где Тростянецкий работал главным режиссером с 1980 по 1987 год. И для Омска это до сих пор – одна из важнейших вех. Половину пресс-конференции артисты театра на Платоновском фестивале четыре года назад посвятили своим воспоминаниям о работе над этим спектаклем. Привезли они «Время секонд хэнд» тоже по Алексиевич, а взахлеб рассказывали о том самом незабвенном спектакле 85 года.
Сейчас Геннадий Рафаилович преподает в РГИСИ, и его ученики-артисты и режиссеры успешно работают по всей стране. При этом, несмотря на свою преподавательскую деятельность, Тростянецкий продолжает работать в театре. Два его спектакля идут в репертуаре Тульской драмы. «Грех» по повести Льва Толстого «Дьявол» и «Сокровенная любовь» по прозе Андрея Платонова.
«Сокровенная любовь» — совсем свежая работа мастера, премьера состоялась в ноябре прошлого года. И вот теперь её увидели воронежские зрители.
Что это было?
Спектакль огромный – почти три с половиной часа. С антрактом. Понимая, что такое Платонов, я с опаской объяснял супруге, что готовиться нужно к худшему. Три часа даже для самых простых, «душевных» рассказов Андрея Платоновича типа «Фро» и «Юшка» это, прямо скажем, перебор. А там в анамнезе еще и «Чевенгур» с «Котлованом». В итоге опасения мои оказались напрасными. Супруга моя не заснула, более того, активно реагировала на все гэги и довольно бодро пережила финальную сцену. Совершенно неожиданно безапелляционно трагическую. Почему так, спросите вы. Может быть, потому, что так и должно воздействовать на неискушенного зрителя настоящее живое театральное искусство? Ах, если бы это было так! Если бы…
Нет, друзья мои, чуда не случилось. Главный секрет такой бодрой реакции на спектакль по прозе Платонова в том, что Платонова там было совсем не много. Ровно столько и в таком виде, чтобы не затянул он в свою мутную трясину, не огорошил, не оттолкнул. Проза Платонова гениальна и уродлива. Она выбешивает, выворачивает наизнанку. Она потрясает. Или пугает своей неуютностью, неформатностью, нежанровостью, если хотите. Платонова ставят довольно часто. И редко хорошо. Сбиваясь на декларативность и чудаковатый пролетарский лубок.
Что сделал Тростянецкий? Взял эту сырую рыбу, выпотрошил её, порезал на тоненькие ломтики и изящно разложил на слегка поджаренные, грубо порезанные ржаные хлебцы. Он сделал Платонова съедобным, удобоваримым. И, решив, таким образом, проблему неаппетитности продукта, напрочь лишил его остроты и горечи, свойственной лучшим образцам этой высокой, великой даже, литературной кухни.
Как он это сделал? Изобретательно. Не отнять. Мастер, знающий всё в театре, прошедший через вербатим, когда его еще и в помине не было в России, умеющий играть жанрами и формами, понимающий толк в театральных штучках и фокусах побольше многих. Профессор! Он сначала пустил на заднике кадры хроники 30-х под мелодию песни единого фронта Эйслера и Брехта, потом появились актриса, играющая роль Фроси Евстафьевой (Фро) и оказалось, что это что-то вроде иллюстрации к её детским воспоминаниям о кинотеатре «Космос», где она — актриса Тульского театра драмы Оля, часто бывала, где зародилась её любовь к чудесному миру искусства.
Такой ход предполагал обязательный второй план. Который где-то, в каком-то важном моменте должен был сыграть важную роль. Иначе зачем такие заходы? Вот я – Оля, актриса из Тулы, а вот уже – влюбленная Фро из того самого выдуманного мира. И я как зритель искренне ждал, что где-то Оля снова покажет своё личико. Вынырнет из этого зазеркалья, проявится. Но нет. Умерла, так умерла.
Ну ладно, скажете, мои ожидания – мои проблемы. И вы правы! Дальше было проще. Настолько, что я и вовсе расслабился. Три подружки, как в «Москва слезам не верит» — простушка, хитренькая и трудяга пили шампанское и обсуждали мужиков. Игриво напевая «Всё выше и выше и выше», имея в виду явно не взлетающие самолёты.
После этого, по сути, перед нашими глазами развернулась история трех подруг, при этом только одна из них близка к первоисточнику, а две другие, такое ощущение — замешаны и слеплены автором заново. По мотивам, видимо. Может я не такой уж знаток прозы Платонова, но откуда взялась история про несчастного гэбэшника и его красавицу жену, глянувшуюся, разумеется, коварному начальству, ума не приложу.
Юшка в этой вселенной обзавелся супругой, и его не убили. И как его убьешь, ежели он сторож, и у него ружьё.
Рассказ «Афродита» был пересказан как анекдот. А мне всегда эта история казалась невероятно грустной. И это снова – мои проблемы. Можно и так. Тем более, что сцена с Назаром Фоминым, пожалуй, одна из самых живых и трогательных, несмотря на нарочитую театральную буффонаду. А может и, благодаря, ей.
Вот этого, кстати, буффонады, пантомимы, театральной игры, всяких этюдных штучек-дрючек в спектакле целая россыпь. И это тоже оживляет процесс, не даёт заскучать. Но иногда и бесит, что сил нет. Сцена танго с раздеванием красавицы на столе майора и вышвыриванием ревнивого мужа за театральную дверь заставила меня съежиться от какого-то неловкого чувства за весь этот странный и неуклюжий балаган.
Может, так и задумано было?
Что в итоге получилось?
Получилась добротная мелодрама с несколькими удачными, почти гениальными находками, которые в общем потоке, к сожалению, растворяются. Как растворился почти весь Платонов. Почти весь. У меня весь вечер не выходило из головы сравнение всего, что я увидел с кашей из топора. Топор — Платонов — повод для того, чтобы всё заварить. Каша получилась наваристая, а чтобы её есть и не порезаться, топор аккуратно вынимается из чугунка, и — за печку!
При этом надо отдать должное артистам — они очень очень очень стараются. Они завариваются от души, щедро делятся своими соками и ароматами. Зритель это чувствует, и бесспорно отдает должное. Ну, не чурки же мы. Тоже понимаем, какой это труд — работать на сцене с таким материалом.
В антракте мы встретили нашу знакомую по имени Оля, тезку актрисы из Тульского театра драмы. После обмена первыми впечатлениями, вдруг прозвучала такая мысль – а неплохо было бы перечитать эти рассказы Платонова. Вспомнить всё.
Обычно это повод для гордости постановщиков ТЮЗа. Когда дети после спектакля бегут к книжной полке, какое родительское сердце не наполнится радостью. А тут три взрослых, уставших от забот человека и Платонов… Что тут можно сказать? Прекрасно!
Пусть мы не облились слезами над вымыслом замечательного театрального режиссера и педагога, но интерес к первоисточнику он в нас пробудил. А это уже немало.
Пойдем читать Платонова. И мучиться по-настоящему.
Фото Андрея Парфёнова
ШКАЛА ГАРМОНИИ (авторская разработка авторов портала gorsovety.ru)
Для людей, которые любят конкретику, и которым некогда читать большие тексты рецензий.
Оценка спектакля (художественного произведения) по нескольким критериям по шкале от 1 до 10
- Оригинальность – (1- нет, 5 – где-то я такое видел, 7 – раньше я такого не видел 10- что это было?) – 6
- Яркость (декорации, спецэффекты) – 1-нет, 5 – симпатичненько так, 7- хорошо прям, 10- вау!) – 6
- Трогательность (эмоциональность) (1 – нет, 5 – мурашки(одобрительный смех), 7- пощипывает глаза(смех без контроля), 10 – заплакал) – 4
- Катарсис (1 –нет, 5 – задумался о вечном, 7- еще раз задумался о вечном 10- переосмыслил всю свою жизнь) – 4
- Художественная ценность (1 – нет, 5 – а в этом что-то есть, 7 – в этом точно что-то есть, 10 – шедевр) – 5
- Историческая ценность (1 – нет, 5 – возможно, 7 – более чем возможно, 10 – однозначно есть)- 5
- Посоветовать другим (1-нет, 5 – если других дел нет, 7- сходите, обсудим, 10 – обязательно идти) – 5
Средний бал – 5,0 (1 – в топку вместе с рецензией, 5 – это интересно, 7 – надо идти, 10 – так не бывает!)