Спектакль «Любовь и голуби» в ТЮЗе: над чем смеётесь?

В Театре юного зрителя состоялась премьера спектакля «Любовь и голуби» по пьесе Владимира Гуркина в постановке приглашенного режиссера Владимира Золотаря

Кто эти люди?

Владимир Золотарь — уроженец Санкт-Петербурга, тогда Ленинграда, выпускник тамошней академии театрального искусства, ученик Геннадия Тростянецкого.

Ему 52 года, за плечами десятки режиссерских работ по всей России и даже где-то за её пределами. В 1996 году Золотарь заканчивает театральный вуз, а уже через шесть лет становится главным режиссером в Алтайском театре драмы им. Шукшина (г. Барнаул). Ещё через шесть лет он переходит на должность главного режиссера Нижегородского ТЮЗа, потом переезжает в Пермь, где в той же должности приступает к работе в знаменитом Пермском академическом Театре-Театре. Год работы в Перми заканчивается переездом в Омск, где наш герой четыре года с 2013 по 2017 годы работает художественным руководителем Омского театра юного зрителя.

С 2021 года Владимир Золотарь — главный режиссер Ульяновского драматического театра им Гончарова, но оттуда что-то около года назад ушёл. И теперь, как говорят, на вольных хлебах. Что совсем не плохо для режиссера, который даже несмотря на весомый послужной список так и не научился быть политиком и подстраиваться под начальство.

Об особенностях художественного метода Золотаря ничего рассказать не могу, поскольку ни одной его работы не видел. Но то, что это режиссер интересный, как-то заранее чувствуется. Даже по его немногочисленным интервью. Хотя по опыту — не всякий интересный собеседник слэш хороший театральный режиссёр.

Владимир Гуркин — автор пьесы «Любовь и голуби», сибиряк, по образованию артист театра, умер от рака лёгкого в 2010 году в городе Черемхово Иркутской области. В этом районном центре сейчас Гуркин — местная достопримечательность. Есть памятник, бульвар его имени и даже целый театральный фестиваль, посвященный драматургии о простом народе. Прожил он всего 58 лет, написал 12 пьес и киносценариев, но только одна его работа получила всеобщее признание и народную любовь. И всё, благодаря экранизации Владимира Меньшова, которую, кстати, сразу после премьеры в 1984 году, Гуркин не очень принял. Но со временем полюбил, как и все мы, в детстве морщившие носы и не понимавшие родительского восторга от этих всех дядей Митяев и Людок с инфарктами-микарда.

В ролях: Василий — Олег Столповский, Надя, его жена — Анастасия Гуменникова, Люда, их старшая дочь — Софья Семёнова, Лёнька, их сын — Евгений Шендеровский/Роман Лютиков, Оля, их младшая дочь — Анастасия Лисица, дядя Митя — Михаил Кривов, Шура, его жена — Анна Балицкая, Раиса Захаровна — Кира Ковалёва

Что они делают?

На сцене провинциальных театров часто ставят спектакли по пьесам, ставшим всенародно любимыми кинохитами. Недавно на глаза попалась реклама «Покровских ворот» в Белгороде. Это такой вариант косплея — игры в классику. Когда люди идут посмотреть, как их местный заслуженный артист произнесёт ту самую фразу. Зал замирает перед бессмертным диалогом — «Скажите, а не хлопнуть ли нам по рюмашке? — Заметьте, не я это предложил!». Поэтому некоторые зрители ушли с воронежской премьеры разочарованными — Раиса Захаровна так и не сказала сакраментальной реплики «Девушки, уймите свою мать!»

Ну и вообще — там Михайлов, а тут… там Людк, а Людк, а тут…, там дядя Митяй поёт «Веселья час и час разлуки, готов делить с тобой всегда», а тут хрен пойми чё. Я к тому, что львиная, подавляющая часть зрителей, смотревших кино, идут на спектакль, чтобы увидеть любимый фильм на театральной сцене.

И это нормально. В человеческой природе — сравнивать и выбирать. Только в одном Воронеже идёт сейчас два Вишневых сада. Чехов один, а постановки разные. Разные Лопахины, Раневские и Гаевы.

Чехову правда полегче. Нет такого фильма, который бы стал народным хитом и стал образцом для миллионов зрителей.

С «Любовью и голубями» сложнее. С «Покровскими воротами», «Служебным романом». Всё это очень хорошие пьесы, убитые для театра талантливыми киноработами Владимира Меньшова, Михаила Козакова и Эльдара Рязанова.

И если серьёзный режиссер, не подёнщик, срубающий бабло на косплеях великих работ, берётся за такую постановку, то хочется увидеть что-то новое. Какое-то своё, особенной прочтение, такое чтобы не захотелось плюнуть и включить после спектакля фильм, хлопнуть рюмашку и забыть как страшный и несмешной сон увиденный ранее спектакль.

Владимир Золотарь — режиссер серьезный. И делал он что-то своё. Это сразу почувствовалось — в конструкции дома-голубятни, в музыке, темпе и голосе главного героя, звучащем как бы сам по себе, из поднебесья. В главном герое, абсолютно не похожем на героя Михайлова, в саундтреке Кустурицы, в странных латках и цветастых штанах, рубахах как у цыган. Как будто это бродячий цирк какой-то, клоуны, шапито. Носов только им красных не хватало и башмаков с большими носами.

И даже какой-то налёт романтизма в этом почувствовался. Есть жизнь земная и грубая, а есть голуби, небо, море, бар с коктейлями. Другая какая-то, интересная жизнь. И в земной жизни жена Надюха, алкаш сосед с горластой бабкой, заботы, маета. А в той другой — тайна, романтика, чувства. В фильме этого контраста нет. Он решен чисто на бытовом уровне. Дом в деревне, баня, голубятня, борщ — квартира с собачкой, кактусом и натёртой морковкой. Ошибся мужик, попал в плен к городской бабёшке, одумался, вернулся в семью. И тут осознал, как дома хорошо. Тепло, уютно, вкусно и голуби рядышком.

Померещилось мне это или нет, трудно сказать. Но сложилось впечатление, что артисты вместе с режиссером в этой неравной схватке, пытались доказать, что у них своя история, своя идея. И так тяжело давалась им эта борьба, что порой казалось — ещё чуть-чуть и сдадутся наши, потеряются. И ни Кустурица, ни латки не помогут.

Что у них получается?

Первое отделение наши ребята за явным преимуществом уступили. Даже самый добрый зритель в нашей семье, моя жена не могла скрыть своего удивления. Зачем нам всё это? Если есть фильм.

И только во втором Надя Насти Гуменниковой перестала стараться попадать в интонации Дорошиной, а грусть Васи Олега Столповского зазвенела чистой нотой несчастного человека. Не водевильное «Эх, Вася, Вася!», а настоящее человеческое горе, беда. Где дочь Оля лунатичкой ходит из угла в угол, а сын Лёнька замахивается на отца топором, где рушится мир, и осколки его попадают в самое сердце зрителя. Мой добрый зритель зашмыгал носом. Да я и сам, чего уж, дрогнул.

И в сцене с бесконечными газетками на пароме, в сцене проводов Лёньки — какое-то новое, неменьшовское настроение качнуло зал. И хрупкость человеческого счастья стала видимой и понятной. Михайлов всегда мне казался малость вымученным в роли сокрушенного отца семейства. Он ныл, а Вася Столповского плакал. И Надя Гуменниковой в этих сценах получилась нежнее как-то, натуральнее. И Раиса Захаровна, лишенная лоска и харизмы Гурченко стала узнаваемой и потому жалкой (от слова жалость) по-настоящему.

Ну, вот видите, как не крути, но и я сваливаюсь в сравнения.

Видимо для того, чтобы доказать, что этот спектакль не пересказ фильма, без этих сравнений не обойтись.

И всё-таки, прихожу я к выводу — режиссер Владимир Золотарь делал свою историю со своим видением и прочтением, а вот что получилось — это уже второй вопрос.

Мне кажется, что со временем этот спектакль либо заиграет и зазвучит так, как было задумано, и на воронежской сцене будет ещё один народный хит. Либо быстро выдохнется и зачахнет, как бывает с проектами, сделанными без любви и идеи.

Но это ведь не тот случай.

Фото Ильи Осенко

ШКАЛА ГАРМОНИИ (авторская разработка авторов портала gorsovety.ru)

Для людей, которые любят конкретику, и которым некогда читать большие тексты рецензий.

Оценка спектакля (художественного произведения) по нескольким критериям по шкале от 1 до 10

  1. Оригинальность – (1- нет, 5 – где-то я такое видел, 7 – раньше я такого не видел 10- что это было?) – 6
  2. Яркость (декорации, спецэффекты) – 1-нет, 5 – симпатичненько так, 7- хорошо прям, 10- вау!) – 6
  3. Трогательность (эмоциональность) (1 – нет, 5 – мурашки(одобрительный смех), 7- пощипывает глаза(смех без контроля), 10 – заплакал) – 6
  4. Катарсис (1 –нет, 5 – задумался о вечном, 7- еще раз задумался о вечном 10- переосмыслил всю свою жизнь) – 5
  5. Художественная ценность (1 – нет, 5 – а в этом что-то есть, 7 – в этом точно что-то есть, 10 – шедевр) – 5
  6. Историческая ценность (1 – нет, 5 – возможно, 7 – более чем возможно, 10 – однозначно есть)- 6
  7. Посоветовать другим (1-нет, 5 – если других дел нет, 7- сходите, обсудим, 10 – обязательно идти) – 7

 

Средний бал – 5,9 (1 – в топку вместе с рецензией, 5 – это интересно, 7 – надо идти, 10 – так не бывает!)

 

В ТЕМУ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ