Спектакль Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке «Оружие сердец»: Свои в доску!

Кто эти люди?

 Молодежный театр на Фонтанке — явление для воронежского зрителя новое, хотя театру этому уже больше сорока лет. Образован он в 1979 году Владимиром Афанасьевичем Малышицким, одним из лидеров так называемого театрального студийного движения. Это была площадка для сценических экспериментов, где студенты вместе с профессиональными артистами ставили спектакли по материалам современных авторов: Василю Быкову, Чингизу Айтматову. В этот театр любили ходить Юрий Лотман, Фазиль Искандер, Андрей Вознесенский, одним словом —  ленинградская интеллектуальная элита, считавшая эту площадку островком свободного и честного разговора по душам.

Фото с официального сайта театра

В 1989 года художественным руководителем театра стал Семен Спивак, который и в наши дни в свои 73 рулит театром, ведет актерский курс в РГИСИ, полон энергии и творческих планов. Это заметно хотя бы  по тому, что только в сентябре этого года у него 12 спектаклей в афише театра. Дай-то бог, как говорится.

В труппе театра работает несколько довольно известных артистов, многие из которых бывшие студенты Семёна Яковлевича.

Режиссер спектакля «Оружие сердец» Юрий Цуркану — приглашенный специалист.Других его постановок в репертуаре я не нашёл, да и этой в сентябре и октябре в афише нет. Хотя спектакль идёт меньше года.

Что мы знаем о Юрии Цуркану? То, что ему 61 год, родом он из Молдавии, учился в Питере у Товстоногова, был главным режиссером театра кукол Республики Карелия в Петрозаводске. Сейчас работает режиссером в театре «Русская антреприза»  им Андрея Миронова, преподает. В википедии за ним закреплено звание «интерпретатор русской классики», видимо потому, что Юрий Михайлович много ставит по пьесам Островского. Но так-то у нас пол страны интерпретаторов. Особенно сейчас.

В главных ролях: Алексей Иванов — Владимир Маслаков, Ольга Васильевна Иванова, его жена — Дарья Вершинина, Бабушка Марфа, мать Иванова — Заслуженная артистка России Регина Щукина, Пётр, сын — Ян Юркевич, студент курса Спивака, Настя, дочь — Ульяна Ворожейкина, студентка курса Спивака, Семён Гаврилович Пашков — Заслуженный артист России Сергей Барковский.

Что они делают?

О том, что у Платонова есть киносценарий я к своему стыду не знал. Но фильм «Отец» (реж. И. Соловов, 2007г.) с Алексеем Гуськовым в главной роли по рассказу Платонова «Возвращение» смотрел. И так понимаю, в основе сценария как раз этот рассказ. С войны возвращается отец семейства. Жена его, пережив тяжелую депрессию, сошлась с другим мужчиной, и он, зная об этом, с тяжелым сердцем ждет встречи. Пройдя трудный путь принятия и прощения, сам далеко не безгрешный, мужчина в последний момент принимает решение остаться в семье.

Трогательный финал у фильма. Главный герой принимает решение уехать, садится в поезд, но видит как по путям бегут, спотыкаясь и падая, его дети. И тогда он выпрыгивает на ходу с подножки вагона. Объятья, слёзы. Как положено. Кто не плачет на таких сценах, сходите к психологу. С вами явно что-то не так.

В спектакле всё развернуто в эпичное полотно с хореографическими вставками и летающими под потолком досками. Гигантский скворечник-дом в центре сцены — как символ нормальной деревянной жизни разваливается в момент от немецкой бомбежки. Было тихо, птички пели, а потом бах и война.

Но прежде, в самом дебюте чета Ивановых исполняет что-то вроде хореографической зарисовки, где они во всём белом и воздушном катаются в счастливых объятиях, а потом радостно вместе с детьми глядят ввысь на символ их безмятежности — скворечник на шесте.

И вот уже тут  — рёв моторов, бомбы, скворечник исчезает, как и муж, а вместо него в руках героини остается большое весло из советской мифологии. Получилась символичная до карикатурности девушка с веслом.

Вообще, с символизмом у Цуркану всё в порядке. Его так много, что за ним порой пропадают люди, простая и грустная человеческая история становится каким-то представлением, театральными этюдами. И в каждом этюде чуть не главным действующим нелицом становятся, правильно, доски. В дереве столько смыслов, что и объяснять замучаешься.

Деревянная доска — дом, гроб, мост, стол, мир, труд, май. Деревянная — чёрствая, застывшая, бесчувственная. И это понятно, уважаемо, но так навязчиво, что скулы сводит. У Льва Додина в «Братьях и сёстрах» тоже скворечники и много дерева, включая огромную оглоблю, которая была воротами, бортом машины и т.д. Но там это была среда обитания, своей натуральностью убеждающая лучше всяких спецэффектов и этюдов. А здесь — декорации, образы, символы…

Что у них получается?

В этом спектакле, по счастью, задействованы очень хорошие артисты. Особо стоит выделить Дарью Вершинину ( Ольга Васильевна Иванова) и Сергея Барковского (Семён Гаврилович Пашков). И если Барковский, заслуженный и известный по своим ролям в кино, то Вершинина — молодая актриса, которую и в интернете еще не с ходу найдешь. Барковский в роли одинокого прибитого, типично платоновского, страдальца точен и убедителен. Даже в моменты, близкие к карикатурным, он не сваливается в клоунаду, остается всё тем же странненьким, но простым немолодым человеком.

Ему-то хуже всех достается в этой истории. Семья погибла, впереди мрак и безнадега, и вдруг судьба дарит встречу с женщиной, которая может вернуть ему все радости семейной жизни. Но тут же с возвращением мужа всё пропадает, растворяется. Семён Гаврилович — случайный человек. Никто. Повод для сюжетного поворота. И больше ничего.

Сергей Барковский в этом спектакле отодвинул важного отца семейства Иванова на какой-то декоративный план. Где танцующий, сказочный отец, капитан Иванов в сказочных песочного цвета сапогах на грани каких-то ненастоящих миров — почти водевильной теплушки с парой весёлых сослуживцев из советских комедий про войну, госпиталя-миража с тенью сестры Гамлета и ситкомовской эротической сцены с немецкой буфетчицей и французской проституткой (закадровый смех) изображает мучительное возвращение к обычной, деревянной жизни.

Артист Владимир Маслаков порывист и пластичен. Пока молчит, ему веришь. Но стоит ему заговорить, начинается громкая мелодрама, далекая от творческих заветов любимого нашего Андрея Платоновича Платонова. Фуражку только искал он здорово…

Но вот Дарья Вершинина — совершенно чудесна во всех своих проявлениях. Её монолог о муже в гостях у Семёна Гавриловича звучит трогательно и как-то не по-театральному откровенно. Она прекрасно двигается в разных регистрах — в грезах мужа вытягивает ножку как балерина, в реалиях барака перемещается, порхает, устало падает. Даже пьет она убедительно морщась, и, главное, хмелеет натурально и обаятельно.

А когда её героиня, оставленная всеми, сидит склонив набок голову в платке, в её облике и печальном взоре видится что-то евангельское, ей богу!

Резюмируя, скажу так: только из-за этих двух артистов — Барковского и Вершининой стоило ставить и смотреть этот спектакль. И как бы не смущала и не раздражала меня его манипулятивность и мелодраматический запал, как бы не бесили меня все эти доски и нарочитая декоративная простота, были и для меня в этом спектакле моменты зрительского счастья. Короткие, но мощные. Такое не забудешь.

Что увидел зритель?

Зритель плакал, конечно. Не психи же они. Когда все обнимаются после долгой разлуки, когда ты слышишь «Папка, родненький, я так и знал, что ты меня найдешь!», как тут не прослезиться. Хотя про папку я из другой оперы прихватил. Но просто, чтобы было понятно, как это работает.

Если это настоящее сопереживание с катарсисом и всеми вытекающими, вопросов нет. А вот если эксплуатация моих рефлексов, то тут я долго потом расстраиваюсь, как будто меня развели, обманули.

А я не люблю, когда меня обманывают. Ничего с собой не могу поделать.

 

Фото Андрея Парфёнова

 

ШКАЛА ГАРМОНИИ (авторская разработка авторов портала gorsovety.ru)

Для людей, которые любят конкретику, и которым некогда читать большие тексты рецензий.

Оценка спектакля (художественного произведения) по нескольким критериям по шкале от 1 до 10

  1. Оригинальность – (1- нет, 5 – где-то я такое видел, 7 – раньше я такого не видел 10- что это было?) – 5
  2. Яркость (декорации, спецэффекты) – 1-нет, 5 – симпатичненько так, 7- хорошо прям, 10- вау!) – 5
  3. Трогательность (эмоциональность) (1 – нет, 5 – мурашки(одобрительный смех), 7- пощипывает глаза(смех без контроля), 10 – заплакал) – 5
  4. Катарсис (1 –нет, 5 – задумался о вечном, 7- еще раз задумался о вечном 10- переосмыслил всю свою жизнь) – 4
  5. Художественная ценность (1 – нет, 5 – а в этом что-то есть, 7 – в этом точно что-то есть, 10 – шедевр) –5
  6. Историческая ценность (1 – нет, 5 – возможно, 7 – более чем возможно, 10 – однозначно есть)- 5
  7. Посоветовать другим (1-нет, 5 – если других дел нет, 7- сходите, обсудим, 10 – обязательно идти) –5

 

Средний бал – 4,9  (1 – в топку вместе с рецензией, 2- ну, не так всё страшно, 3- почему бы и нет, 5 – это интересно, 7 – надо идти, 10 – так не бывает!)

 

 

 

В ТЕМУ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ