Как помочь ребенку стать уверенным и научиться общаться

Партнёрский материал. Подготовлен вместе со специалистами детской общественной организации «Искра».

Все родители хотят видеть своего ребенка здоровым, счастливым и успешным. Чтобы у него была интересная любимая работа, материальное благополучие, верные друзья и крепкая семья. Психологи утверждают, что воспитывать детей возможно только личным примером, да и то лишь до 14-15 лет – пока родители остаются для него главным ориентиром во всем: от духовных ценностей до отношения к материальным вещам. Но и сами взрослые не всегда ведут себя безупречно. И порой именно родительские ошибки – их  замкнутость, нерешительность, равнодушие или, наоборот, гипертрофированная опека, часто провоцируют детские и подростковые проблемы.

Главные проблемы школьников сегодня

Психологи и педагоги называют четыре очевидных главных проблемы современных детей и подростков.

  1. Замкнутость и некоммуникабельность.
  2. Неуверенность в себе (робость и стеснительность).
  3. Чрезмерная увлечённость электронными гаджетами и телевизором.
  4. Отсутствие мотивации к учебе.

О причинах этих проблем и о том, каким образом родители могут помочь своим детям преодолеть эти проблемы, мы поговорили с психологом и преподавателем русского языка и литературы Инной ОВСЯННИКОВОЙ и семейным психологом Ольгой ЗЕМЛЯНИКИНОЙ.

Замкнутость и некоммуникабельность

Нередко вышеперечисленные проблемы взаимосвязаны. Например, электронные гаджеты (мобильники и т.п.), особенно компьютерные игры, зачастую становятся главной причиной замкнутости ребенка, его нежелания и неумения общаться  (хотя бывает и наоборот – замкнутость ребёнка приводит его к чрезмерному увлечению гаджетами). Но в любом случае, когда ребёнок проводит большую часть своего времени в виртуальном пространстве и компьютерных играх, его психика перенасыщена эмоциями, а мозг – информацией. У школьника не остается сил на общение «вживую». Возникает желание отдохнуть, уединиться.

Однако виртуальная реальность не может заменить человеческого общения. Когда мы общаемся между собой, мы обмениваемся ощущениями, эмоциями, наше общение имеет продолжение. А вот общение с компьютером получается односторонним, герой компьютерной игры не отвечает ребёнку чувствами. Персонаж не «слышит» ребёнка, и ребёнок привыкает к такому роду отношений. Вот почему он зачастую не слышит своих родителей, особенно если информация не является для него интересной или положительной.

Что делать?

Создавать возможности для неформального общения ребёнка с его сверстниками. Нужно организовывать встречи дома: приглашать в гости детей соседей, разрешать ребёнку приводить школьных товарищей. Водите ребёнка чаще на детские площадки, организуйте походы на природу с другими детьми и их родителями. Во время общения ребёнок приобретает важные навыки: он учится понимать и слышать другого и быть услышанным. Школа, детский сад, различные кружки и секции не всегда дают возможность такого общения. Дети приходят туда получать занятия, развивать конкретные навыки и умения.

Неуверенность в себе

В отличие от замкнутых детей,  неуверенные и робкие дети, наоборот, стремятся к общению. Иногда их стремление к общению даже гипертрофированно. Такой ребёнок хочет привлечь внимание окружающих, доказать всем: «я хороший», «мною можно гордиться и со мной можно дружить». Но он не может переступить через внутренний психологический барьер, причин у которого может быть множество. Например, не вполне благополучная обстановка с семье, где ребёнок подвергается унижению или насилию. Правда, в этом случае родители чаще всего не ищут помощи психолога, поскольку их задача – не вырастить уверенного человека, а, наоборот, подавить в ребёнке личность.

Но и в так называемых благополучных  семьях могут расти неуверенные в себе, робкие дети. Психологи говорят, что нередко это происходит опять-таки по вине родителей. Например, когда родители постоянно оценивают ребёнка, сравнивают  его с братом или сестрой или с другими детьми. («Неужели ваш уже читает? А мой всё никак не научится»  и так далее).

Чаще всего, за такими оценками скрывается неуверенность самих взрослых. Большинство людей чрезмерно зависит от чужого мнения и оценок.  Но психологи утверждают, что у каждого человека свой индивидуальный ритм развития, и он может быть очень разным у разных детей.

Что делать?

Нельзя оценивать человека вообще, и тем более ребёнка, применяя при этом навязанные стандарты. Необходимо замечать любое маленькое достижение и удачу  ребёнка, не скупиться на похвалы. Например, ребёнок боялся  прокатиться по льду или перепрыгнуть через лужу, а тут вдруг сделал это. Или самостоятельно прочитал вывеску на магазине. Не упустите шанса похвалить, заметить, какой он молодец – смелый, любознательный и самостоятельный. Нужно создавать для ребёнка ситуацию успеха маленькими шажочками. Но не стоит замалчивать и неудачи ребёнка. Их обязательно нужно проговаривать, дать выговориться и самому ребёнку, чтобы он объяснил, почему у него что-то не получилось. Так ребёнок будет расти уверенным в себе и в своих возможностях.

«Живёт в интернете»

Равнодушие взрослых или, порой, их банальную занятость ребёнок компенсирует общением с интернет-героями. Если ребёнка не замечают дома, он ищет среду, где он будет значимым, где от его решения зависит дальнейший ход событий. Как  раз компьютерные игры эту задачу с лихвой выполняют. Кроме того, пройдя определённый уровень, ребёнок получает похвалу в виде баллов или очков. Не получая достаточного внимания и любви в реальной жизни, ребёнок получает их замену – пусть и виртуальное, но одобрение.

Уход в виртуальный мир становится причиной многих детских и подростковых проблем – замкнутости, неумения общаться , агрессии, потери интереса к реальной жизни и знаниям.

Виртуальная реальность многим детям понятнее, чем реальная жизнь

Что делать?

Стараться всё свободное время проводить с ребёнком. Вам нужно вечером приготовить ужин? Пусть ребёнок будет рядом: помогает вам и при этом рассказывает о своих школьных проблемах или успехах. Интересуйтесь его делами искренне. Почаще организовывайте совместный досуг – ходите на лыжах или катайтесь на велосипедах, смотрите вместе кино, читайте книги и обсуждайте вместе просмотренный спектакль. Сейчас существует огромный выбор настольных игр. Организуйте домашние турниры, на которые  вы можете пригласить своих друзей с их детьми.

Нужно организовать свободное время ребёнка так, чтобы его у ребёнка фактически не оставалось.

Отсутствие мотивации к учебе

Интерес к учёбе и образованию постепенно угасал в нашем обществе на протяжении последних десятилетий. Престиж знаний упал, на смену одним героям, на которых ориентировались дети и подростки, пришли совсем другие. Когда-то примером для подражания был хорошо образованный и имеющий высокий культурный уровень человек, у которого были благородные цели и желания. Мальчишкам хотелось походить, к примеру, на Юрия Гагарина. Сейчас же образ успешного человека, который транслируется СМИ и кинематографом, это далеко не интеллигентный человек. Порой он может употреблять грубую лексику, жаргонизмы. Ему не надо знаний, главные качества для него – упорство и сила.

Если раньше примером для девочек становилась  какая-нибудь литературная героиня – нежная, сердечная,  добродетельная, начитанная и с хорошим чувством юмора. То теперь это феи Винкс и десятки похожих на них мульт- и киногероинь, которые пропагандируют, прежде всего, внешние идеалы: модельные формы фигуры, стремление к романтическим отношениям, разговоры о моде… Все эти ценности, по мнению психологов,  должны быть, по крайне мере, вторичными, и уж тем более не должны навязываться детской аудитории.

К сожалению, сейчас стремление к внешнему преобладает над внутренним. И дети тоже поддаются этому влиянию.

Перестал быть авторитетом и школьный учитель. Дети, воспитанные на материальных ценностях, считают, что школьный учитель человек не успешный. А успешный тот, кто ездит на дорогом автомобиле, отдыхает на дорогих курортах и так далее. Тогда зачем нужно образование, учёба, если материального успеха добиваются  совсем другим способом?

Безусловно, есть дети, которые с ранних лет воспитаны и ориентированы на духовные ценности, на образование. Но и они со временем теряют интерес к учёбе только потому, что в школе они никому не интересны. Их любознательность начинает угасать из-за равнодушия педагогов и определённых стандартов образования.

Не редко оценка и стереотипы отбивают у ребёнка  жажду знаний и стремление к учёбе.  Кто не сталкивался с ребёнком, на котором уже в начальной школе поставили «клеймо» троечника? Разве такому ребёнку легко стать успешным? Ребёнок понимает, что ему незачем стараться, поскольку уже сложился определённый стереотип его восприятия.

Что делать?

Поскольку школа сегодня во многом сняла с себя функции воспитания и нравственных ориентиров, только  родители могут привить ребёнку чувство сострадания, доброту, искренность. Говорите с детьми о важности обычных человеческих профессий – врач, учитель, библиотекарь, инженер, механик и так далее. Если ребёнок уже подросток, обсудите с ним будущую профессию, выясните вместе, какие знания и качества необходимы для этой профессии.

Всё время находите возможности простимулировать желание вашего ребёнка к знаниям. Например, отправляясь отдыхать, откройте вместе карту, посмотрите, где находится город или страна, куда вы собираетесь. Почитайте об этом месте.

В детских клубах «Искры» со всеми психологическими проблемами борются системно

Как детям могут помочь клубы «Искры»

Даже ответственные родители, которые достаточно много проводят времени с детьми, интересуются их проблемами, понимают, что их внимания бывает недостаточно, чтобы гармонично развивать ребёнка. Детям нужны  друзья, нужно общение со сверстниками, с которыми они могут не только общаться на одном языке, но и  как раз вырабатывать необходимые для будущей взрослой жизни качества и навыки. Студии, кружки и секции не всегда могут стать для детей площадкой для неформального общения. Всё-таки задача специализированных занятий в другом.

Между тем руководители воронежской детской организации «Искра» как раз  стараются создать такую среду, где ребёнок может проявить себя и с творческой точки зрения в (рисовании, театре, ораторском искусстве), и найти друзей, с которыми можно обсудить наболевшее и поделиться удачами. (Об «Искре» мы уже писали в материале «Что нужно знать, выбирая летний лагерь для ребёнка».) В последние годы «Искра» организовывает для ребят клубы, где в форме различных игр, квестов и тренингов ребята приобретают важные для жизни качества –  коммуникабельность, дружелюбие, умение работать в команде, креативность (нестандартный творческий подход), уверенность, пунктуальность, умение ставить цели и достигать их…

В лагерях «Искры» бывает одинаково интересно и маленьким, и большим

По словам одного из  руководителей «Искры» Романа ЗОЛОТАРЁВА эти качества важны  не только ребёнку  во время его учёбы в школе и институте. Сейчас повсюду особое внимание уделяется личностным качествам и навыкам: как ты сможешь представить себя, как сумеешь заинтересовать собеседника, стать внимательным слушателем и найти своё место в большом коллективе. На Западе используется специальный  термин  soft skills (софт скилз – дословно «мягкие навыки»), при приёме на работу там всё чаще проводят собеседования на выявления этих самых софт скилз. Во многих профессиях (журналистика, педагогика, маркетинг и другие виды деятельности, связанные с людьми) эти навыки и качества не менее важны, чем так называемые hard skils (хард скилз), то есть конкретные знания и умение их реализовывать.

Умение работать в команде — очень важный навык, без которого во взрослой жизни не обойтись

В «Искре» с ребятами непосредственно работают молодые люди до 23 лет (в основном студенты вузов), которые не намного старше участников клуба. Это принципиальный момент поскольку, ребенку довериться преподавателю такого возраста проще. А вот методики, по которым потом работают студенты, разрабатывают опытные педагоги и психологи «Искры».

Как работают клубы?

Раз в неделю группы по 10-15 ребят собираются в клубах, где под руководством двух наставников-студентов проходят тренинги на развитие какого-нибудь качества или преодоление психологической проблемы.

Занятия построены по системе шести модулей – начиная от знакомства ребёнка с членами своей группы и создания коллектива до постановки целей и планирования своего будущего. Вся программа рассчитана на 9 месяцев, то есть на весь учебный период – с сентября по май.

Занятия  проходят в рамках определённого проекта (в ходе занятий ребята изучает социальное проектирование и сами организуют большие мероприятия): это могут быть театральные постановки, уборка мусора или посадка деревьев, организация футбольных турниров  для иностранцев и другие.

Клубы «Искры» работают весь учебный год

А если ребёнок общительный и ему интересно учиться?

Если ребёнок не испытывает проблем с общением и мотивациями, дисциплинирован и хорошо организован – кажется, помощь и психолого-педагогические тренинги ему не нужны. Но для того, чтобы эти качества и навыки у ребёнка продолжали развиваться, по словам психологов, ему нужна специальная атмосфера. Ребёнок продолжит гармонично развиваться как личность только в кругу единомышленников и близких по духу людей.

– Без внимания и  неподдельного интереса взрослых самому ребёнку сложно адаптироваться к новой среде или коллективу. Тем более, если в коллективе есть ребята, которые самоутверждаются за счёт более робких и стеснительных сверстников, – говорит Роман Золотарёв. – В наших клубах приоритетным является дружелюбие, взаимоуважение, лояльное отношение к чужим ошибкам. Наши психологи все эти качества стараются развить, а не научить им.

Подробно о детских и подростковых проблемах и комплексах,  и о том, как их преодолевать, мы расскажем в следующих материалах, используя примеры и опыт работы педагогов и психологов «Искры».

Фото из группы “Искры” “ВКонтакте”.

В ТЕМУ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ