Спектакль «Капричос» в Камерном: Про уродов и людей

В Камерном театре состоялась премьера хореографического спектакля «Капричос» по мотивам офортов испанского художника Франсиско Гойи в постановке режиссера из Москвы Константина Мишина

«Шекспир тоже переделывал старинные сюжеты»

Реплика Соева из к/ф «Покровские ворота» (1982 г.)

«Когда разум спит, фантазия в сонных грёзах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений»

Франсиско Гойя (1799 г.)

Кто эти люди?

Режиссер Константин Мишин, 53 года, коренной москвич.

В 1992 году поступил в лабораторию пластической импровизации Геннадия Абрамова, выдающегося российского хореографа, который в рамках созданной им вместе с Анатолием Васильевым «Школы драматического искусства» открыл эту лабораторию — «Класс Экспрессивной Пластики».

В 2002 году Мишин окончил режиссерский факультет ГИТИСа, мастерская Анатолия Васильева. У Васильева же 11 лет проработал режиссером-постановщиком в театре «Школа драматического искусства». Преподавал актерское мастерство на курсе Серебренникова в Школе-студии МХАТ.

Режиссер, хореограф, театральный педагог, с 2017 года художественный руководитель театральной лаборатории «Кнебель».

Мария Кнебель — режиссер и театральный педагог — учитель учителя Мишина Анатолия Васильева. Я к тому, что Константин Мишин — такой абсолютно театральный человек. И если Кнебель, называвшая себя «сыном Станиславского», поскольку в юности играла его сына  на сцене МХТ, то Мишина смело можно считать его правнуком. Продолжателем традиций великого русского психологического театра. Это с одной стороны. А с другой — экспрессивная пластика. Такая вот гремучая смесь.

Франсиско Гойя (1746-1828 гг), испанский художник. Всю жизнь писал портреты великих современников и расписывал католические соборы. Пережил наполеоновскую оккупацию Испании, помотался между Испанией и Францией, где и умер в преклонном возрасте в собственном доме в окружении детей и внуков. Серия офортов «Капричос» — буквально означает каприз, причуду. Настолько она выбивается из общей канвы работ придворного художника. Это, как если бы утонченный романтик Василий Жуковский, певец Светланы, взялся бы кропать басни вместо дяди Вани Крылова.

Офорты — по сути гравюры, которые можно печатать большими тиражами за счёт специальной технологии, не требующей особого напряжения сил и средств. Они продавались, как весёлые поучительные картинки про «их нравы». Однако гений художника настолько могуч, что даже в этих сатирических карикатурах чувствуется мощь большого высказывания. О несовершенстве мира, красоте и уродстве человека, о его уязвимой и противоречивой природе.

Серия «Капричос» — стала визитной карточкой Франсиско Гойи, а его офорт «Сон разума рождает чудовищ» давно превратился в эмблему хрупкости человеческой психики, пограничной близости к кошмару и безумию, которые нас окружают.

В ролях: Елена Гришина, Екатерина Ильюшкова, Авелина Мартинес, Олег Петров, Ольга Рыжкова, Николай Соловьев, Анна Фомина, Никита Чумаков, Виталий Шилов, Игорь Прудской, Полина Немакина

Что они делают?

В афише Камерного театра спектакль обозначен как «танцевальный», и ты сидишь и ждёшь чего-то предельно абстрактного под странную музыку. А это для меня как лотерея. Могу и заснуть. Но не тут-то было. На сцене словно воплотившаяся картинка из той жизни.

Мужчина в шляпе и с тростью в тяжелых ботинках и трио женщин в уродливых масках чуть в стороне. Мужчина смотрит на зрителей и медленно поднимает указующий перст, словно увидел знакомого в зрительном зале. Потом он меняет позу и вслед за ним трио женщин в масках плавно меняются местами. Этот этюд не похож на привычный моему глазу contemporary dance. Это скорее что-то из пластического театра, по сути драматического, где просто нет диалогов и реплик, а все эмоции и действия передаются с помощью тела актёра.

В танцевальном спектакле есть музыка, но никто не разговаривает. А тут мало того, что у артистов прорезался голос, они ещё и мимику включили на полную катушку. И вот мы видим ухмыляющихся злых коротышек с лукошком, полным младенцев-кукол. Они то хихикают, то вскрикивают, то с ложным умилением делают козу подвернувшемуся им беспризорному малышу. А малыш этот, как миядзаковский Безликий из «Унесенных призраками», угрожающе рос пока не проглотил подозрительных злодеев.

Я и не подозревал, что артисты танцевальной труппы Камерного театра, способны на такие ужимки, гримасы и так убедительны в своих нетанцевальных проявлениях.

Весь спектакль разбит на отдельные сцены-этюды, которые сопровождаются проекцией офортов на задней стене. Офорт с доктором-ослом, щупающим пульс у умирающего пациента, сопровождался в оригинальной карточке заголовком: «От какой болезни он умрёт?» и саркастическим текстом: «Врач отменный, способный к размышлению, сосредоточенный, неторопливый, серьёзный. Чего же ещё желать?»

Мы, зрители, этого текста не видим, но перед нашими глазами разыгрывается невероятно смешной клоунский этюд, полный комедийных трюков в чаплинском стиле, почти мультяшных. Как буквально надувший сам себя доктор гробит несчастного пациента самыми изощренными способами.

Офорт «У них уже есть на что сесть», посвященный легкомыслию и глупости юных девушек сопровождается танцем со стульями, где женская половина труппы театра с уморительно наморщенными лбами устраивает какое-то безумное шествие, запихнув головы в спинки стульев. И это уже не просто сюрреалистические дурочки, это какие-то стуло-черепахи, человекообразные мебельные мутанты. Читать и чувствовать это можно как угодно. Гойя надевал им стулья на голову, чтобы образумить. А я в этом увидел какое-то предостережение, кафкианское уродство, гауфовское колдовство. Мутабор!

Вообще, вдруг вы не знаете, Константин Мишин уже работал с офортами «Капричос». В 2006 году вместе со своим учителем Анатолием Васильевым он выпустил спектакль «Каменный гость или Дон Жуан мёртв», где делал 2-й акт по гравюрам Гойи. Что это было, я не видел, но подозреваю, что многое из того проекта могло возродится в этом. И ничего зазорного здесь нет. Напротив. Это многое объясняет.

Что у них получается?

Объясняет, к примеру, то, насколько всё зрело и концептуально получилось. Видно, что не за два месяца сформировалось понимание того, как это будет. Я могу ошибаться, и тот «Капричос» был возможно совсем другим. Но это ничего не меняет. Связь между ними всё равно есть. К бабушке не ходи.

Единственная моя претензия — полтора часа для такого спектакля многовато. Где-то после часа театрального наслаждения  я поймал себя на мысли, что терплю и жду финала. Который как и положено в чуть затянувшихся занудных шедеврах должен всё оправдать.

И получилось неплохо. Даже хорошо. Хочется воскликнуть голосом Соева из «Покровских ворот» : «Это очень яркий финал!»

Девушка-птица (почти как у Миядзаки)  проходит по сцене и приближается к первому ряду зрительного зала. Несколько секунд она смотрит на кого-то из зрителей, потом выпрастывает руку из своего одеяния и, кажется, ещё секунда и произойдёт что-то неприятное. Прозрачный пузырь четвертой стены лопнет и весь неуют уродливого мира, ожившего на сцене Камерного театра, выплеснется на всех нас. Но в последний момент, когда ты уже начинаешь сомневаться, сон ли это, свет гаснет, и кошмар растворяется.

Хорошо? Хорошо.

Раздаются аплодисменты. И уже в режиме выхода на бис, мы наблюдаем ещё одну сцену, в которой артисты, размахивающие перепончатыми крыльями, как в «сне разума» наступают на зрителя. И это выглядит угрожающе прекрасно. И такой финал впечатляет больше. Хотя может это и был финал, а мы торопыжки поспешили хлопать и улюлюкать?

Минутка самокритики. Разговоры о том, что спектакль или фильм слишком затянуты я лично терпеть не могу. Что-то ты Моцарт со своей симфонией притомил — можно было б в половину сократить, никто бы не заметил. Какую из сцен можно было бы вырезать? Лающего господина со шляпой? Девушку с веерами на ногах?

На это у меня есть одна история. Моей хорошей знакомой, матери шестерых девочек одна из «добрых родственниц» однажды попеняла, что ж вы мол столько нарожали, слишком уж много. И моя знакомая позвала всех своих дочек от мала до велика, исключительных умниц и красавиц, и сказала: «Кого из них предлагаешь убить?»

Резюме

Боюсь ошибиться, но, на мой взгляд, впервые после шикарнейшего «Плота Медузы», в репертуаре танцевальной труппы Камерного театра появился сопоставимый по уровню проект. Своеобычный, яркий, захватывающий и по-хорошему провокационный.

Вы ничего не потеряете, не сходив на него. Можно жить и без Гойи, и без Пушкина. Живут люди, не жалуются.

А я без таких чудовищ хирею. Одним умом жить скучно.

 

Фото Андрея Парфёнова

 

ШКАЛА ГАРМОНИИ (авторская разработка авторов портала gorsovety.ru)

Для людей, которые любят конкретику, и которым некогда читать большие тексты рецензий.

Оценка спектакля (художественного произведения) по нескольким критериям по шкале от 1 до 10

  1. Оригинальность – (1- нет, 5 – где-то я такое видел, 7 – раньше я такого не видел 10- что это было?) – 6
  2. Яркость (декорации, спецэффекты) – 1-нет, 5 – симпатичненько так, 7- хорошо прям, 10- вау!) – 7
  3. Трогательность (эмоциональность) (1 – нет, 5 – мурашки(одобрительный смех), 7- пощипывает глаза(смех без контроля), 10 – заплакал) – 7
  4. Катарсис (1 –нет, 5 – задумался о вечном, 7- еще раз задумался о вечном 10- переосмыслил всю свою жизнь) – 5
  5. Художественная ценность (1 – нет, 5 – а в этом что-то есть, 7 – в этом точно что-то есть, 10 – шедевр) – 7
  6. Историческая ценность (1 – нет, 5 – возможно, 7 – более чем возможно, 10 – однозначно есть)- 7
  7. Посоветовать другим (1-нет, 5 – если других дел нет, 7- сходите, обсудим, 10 – обязательно идти) – 8

 

Средний бал – 6,7  (1 – в топку вместе с рецензией, 2- ну, не так всё страшно, 3- почему бы и нет, 5 – это интересно, 6 — сходите, обсудим, 7 – надо идти, 10 – так не бывает!)

 

 

 

В ТЕМУ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ