Нередко жалобы родителей сводятся к формулировкам «Мой ребёнок зажат, стал неуверенным в себе», «Мой сын ушёл в интернет, не вытащишь его оттуда…», «Дочь не хочет ходить в школу: говорит, что не понимает, зачем это надо». Все эти проблемы, прежде всего, касаются подростков. В 12-14 лет физиологическое взросление натыкается на совсем ещё юную психику. Конфликт с самим собой и внешним миром в этом возрасте неизбежен, но проявляется он у всех по-разному. Кто-то начинает копаться в себе и видеть одни недостатки, кот-то теряет мотивацию к учебе, кто-то предпочитает оставаться в инфантильном состоянии и не брать на себя ответственность. Между тем современные педагоги стараются развивать в детях такие качества как коммуникабельность, умение работать в команде, мотивированность, нацеленность на результат, уверенность в себе. Это так называемые soft skills (гибкие навыки), которые, оказывается, не менее важны, чем профессиональные знания и общая эрудиция.
Каким образом можно помочь своим детям преодолеть эти проблемы, как должны вести себя родители и где найти правильные слова? Об этом мы поговорили с руководителем проекта и педагогического отряда воронежской общественной детской организации «Искра» Викторией БЕЛОУСОВОЙ
и педагогом-психологом МБОУ СОШ №27 города Воронежа Натальей ДОЛЖЕНКОВОЙ.
Итак, разберем типичные проблемы, с которыми сталкиваются подростки (а значит, – и их родители), и посмотрим, что нужно говорить и делать, чтобы помочь ребенку.
НАША СПРАВКА
К базовым soft skills относят:
Уверенность в себе
Коммуникабельность
Высокая мотивация
Умение ставить цели и управлять временем
- Неуверенность и замкнутость
Неуверенный в себе ребёнок – это вовсе не замкнутый ребёнок. Неуверенный, по мнению психологов, стремится к общению, более того, хочет, чтобы его заметили и похвалили, увидели в нём хорошие качества, захотели с ним дружить.
— Именно заниженная самооценка ведёт к неуверенности в себе, — говорит школьный психолог Наталья Долженкова, — такому ребёнку просто необходимо признание, чтобы он почувствовал — «я могу нравиться!».
К сожалению, в неуверенности ребёнка чаще всего виноваты родители. Например, когда мамы и папы постоянно оценивают ребёнка, сравнивают его с братом или сестрой, с другими детьми («Саша, между прочим, в 6 лет уже сам книги читал. Ты хотя бы страничку в свои восемь прочти», «Оля на пианино играет, Федя с 4-го этажа уже участвует в выставках живописи. А тебя что-нибудь интересует, кроме телефона?»).
Чаще всего за такими оценками скрывается неуверенность самих взрослых или, по словам эксперта, неосознанная попытка родителей реализоваться за счет успехов ребёнка: не удалось исполнить свои мечты, восполню их со своим ребёнком. Родителям следует учитывать, что, как утверждают психологи, у каждого человека свой индивидуальный ритм развития, и он может быть очень разным у разных детей. И уже тем более индивидуальна сфера интересов.
— Другой причиной неуверенности в себе может быть и гиперопека родителей. Родители не доверяют ребенку сделать что-то самостоятельно. До школьного возраста завязывают ребенку шнурки и долго, условно говоря, не снимают задние опорные колеса с велосипеда, — продолжает Наталья Долженкова. – Родителям надо не навязывать свою помощь, а уж тем более не контролировать ребенка все время, а становиться наблюдателями и добрыми советчиками.
Что делать?
— Нельзя оценивать человека вообще, а ребёнка в особенности, — говорит Виктория Белоусова. —Все дети уникальны и индивидуальны. У каждого есть таланты, какие-то сильные стороны. Их-то прежде всего и надо замечать, стараться развить еще больше. А то, что у ребенка отсутствует или слабо развито, постепенно можно развить.
Методисты и ведущие проектов клубов воронежской общественной детской организации «Искра» через игровые тренинги вовлекают ребёнка в общение. Именно общение, а не учёба, становится для подростка ведущей деятельностью. В клубах «Искры», прежде всего, ориентируются на потребность детей, и специалисты через определённые задания стараются маленькими шажочками раскрыть ребенка и создавать для него ситуацию успеха.
— Одной лишь похвалы для формирования уверенности в ребёнке недостаточно. Необходимо обсуждать неудачи, подтолкнуть ребенка, чтобы он сам сформулировал, почему у него что -то не получилось, — считает Виктория Белоусова.
Наглядный пример
По словам Виктории, однажды в их клуб пришла девочка, которая все время молчала, а если говорила, то односложно. Ведущие клубов не теряли надежды ее растормошить, но и спустя полгода девочка вела себя по-прежнему. Лишь к концу года девочка стала включаться в общение, рассказала о своих неудачах, проблемах общения в классе. В следующем году она уже сумела показать свой талант художника, сама предложила сделать эмблему и логотип проекта, нашла в клубе подругу, с которой они стали проводить свободное время.
2.Замкнутость и некоммуникабельность
Электронные гаджеты (мобильники и т.п.) и компьютерные игры зачастую становятся главной причиной замкнутости ребенка, его нежелания и неумения общаться. Хотя бывает и наоборот – замкнутость приводит к чрезмерному увлечению гаджетами. Но в любом случае, когда ребёнок проводит большую часть своего времени в виртуальном пространстве, его психика перенасыщена эмоциями, а мозг – информацией. У школьника не остается сил на общение «вживую». Возникает желание отдохнуть, уединиться.
Очевидно, что виртуальная реальность не может заменить человеческого общения. Ведь мы обмениваемся не только информацией, но и ощущениями, эмоциями, поддерживаем друг друга. А вот общение с компьютером получается односторонним, герой компьютерной игры не отвечает ребёнку чувствами. И ребёнок со временем и сам становится «глухим» и к просьбам, и к человеческим чувствам.
Что делать?
— Чтобы ребенок рос общительным и отзывчивым, родителям надо начать с себя – просто регулярно общаться с ним, — говорит Наталья Долженкова, — Хрестоматийный пример: родители пришли с работы и занялись своими делами, сами сунули ребёнку телефон, чтобы он им не мешал. Их тоже можно понять – они устали, им хочется отвлечься. Но без родительского внимания и участия, прежде всего эмоционального, ребёнку трудно стать общительным и открытым. Уделите ребенку хотя бы час, выслушайте его – ведь вы не виделись целый день!
Если же ребёнок все равно замыкается, избегает формальных расспросов типа «Ну как там в школе?», помогите найти для него «площадку», где ему будет интересно. Не просто секцию или танцевальный коллектив, где занятия нацелены на результат, а место, где он сможет общаться с другими людьми.
Любые каникулы — лучшая для этого возможность, когда разные детские организации предлагают лагерные смены. Надо только выбирать лагерь по рекомендациям и отзывам — где ребёнку на самом деле помогут влиться в коллектив, где он приобретёт новый социальным опыт.
3.Отсутствие мотивации к учебе
Интерес к учёбе в школе в нашем обществе постепенно угасает. Школа зачастую уже не воспримется храмом науки, где получишь базу знаний, чтобы потом продолжить учёбу в университете. Детям в школе нередко бывает скучно, им попросту трудно заставлять себя учиться.
— С одной стороны, в школе скучные методы преподавания. Немногие учителя стараются развивать себя и преподносить урок увлекательно и интересно, использовать современные технологии. С другой стороны, современным детям трудно воспринимать информацию и быть внимательными на протяжении 40 минут, поскольку у них развито так называемое клиповое мышление. «Слушать и слышать они не готовы», —считает психолог Наталья Долженкова.
Кроме скучного школьного подхода к преподаванию, есть и другой враг мотивации. Как заметила наш эксперт, родители часто стараются упредить желания детей и покупают им дорогие вещи.
— Какая будет мотивация у ребёнка, если у родителей и так есть возможность все купить? В том числе, и будущее образование, — говорит руководитель проектов «Искры» Виктория Белоусова.
Не лишним будет напомнить, что богатейшие люди планеты, например, Билл Гейтс, Илон Маск и музыкант Стинг не балуют детей дорогими подарками, а считают, что хорошее образование, которое они дали своим наследникам, — самое главное наследство и основа для будущего благосостояния.
«Детям не выгодно иметь огромные богатства. Это искажает все, что они могли бы сделать, прокладывая свой собственный путь», — однажды мудро подметил Билл Гейтс.
Что делать?
Мотивацией может быть как благосостояние, например, автомобиль мечты, так и высокая эрудиция – ведь с таким человеком людям интересно общаться, и найти работу ему гораздо проще.
— Никто не отменял музеи, выставки, театры, — ходите туда вместе с детьми, организовывайте интересные экскурсии для класса, где учится ваш ребёнок, — говорит Наталья Долженкова. — Нужно развивать в ребёнке понимание ценностей нематериального порядка, в том числе и уважение к людям обычных человеческих профессий – врач, учитель, библиотекарь, инженер, электрик и так далее. Нередко успех в профессии никак не связан с материальным благосостоянием человека, но это не должно останавливать ребёнка стремиться овладеть благородной или очень нужной профессией.
- Неумение ставить цели и распределять время
Время считается самым дорогим ресурсом, который у нас есть. Даже пословица «время – деньги» ошибочна, потому что время – дороже. Чтобы научиться управлять своим временем, планировать его и соответствовать своему расписанию, нужен еще один навык — сила воля.
— Безусловно, главный враг нашего времени – это гаджеты: игры, соцсети, — говорит Виктория Белоусова. – Телефон должен быть поощрением, и отводить на него ребенок должен минимум времени. Примером для него должны стать родители. Невозможно запретить подростку курить или сидеть в телефоне, если это делает мама. Аргумент в стиле «Я взрослая, потому мне можно» в этом случае не работает. Начните с себя.
Ставить перед собой цель – это тоже задача, которая не под силу даже многим взрослым людям. Психолог Наталья Долженкова убеждена, что многие люди просто живут по инерции. Однако для формирования успешной личности, нужно научить ребёнка ставить цели и, главное, убедить его в необходимости иметь цели. Только тогда жизнь будет похожа на увлекательное путешествие вверх по лестнице.
Что делать?
В клубах «Искры» тайм-менеджменту (то есть управлением времени) уделяют особое внимание. Тут работает и проверенное жизнью классическое расписание по дням и времени.
— Опять-таки родители должны стать здесь главными помощниками и своего рода соратниками: составляем расписание вместе, но каждый своё, — говорит Виктория Белоусова. — В клубах мы рассказывает о матрице Эйзенхауэра — это метод тайм-менеджмента, который помогает расставлять приоритеты в делах, выделяя среди них самые важные и срочные.
— Для ребёнка цель должна быть абсолютно достижима, и достижение её должно приносить результат, маленький успех, за который надо хвалить. Это как занятия музыкой, — объясняет психолог Наталья Долженкова. – Ведь учитель музыки, который работает непосредственно с ребёнком, уже хорошо изучил его способности. Он не будет завышать планку, а будет предлагать ученику небольшими шагами идти к новому результату. Так нужно работать и с любой другой задачей.
БУДЬ В КУРСЕ
Как «прокачивают скилы»
— Подростку важно общаться не только со своими родителями, но и со сверстниками, – говорит Наталья Долженкова. — Подростки могут не только общаться на одном языке, но и вырабатывать необходимые для будущей взрослой жизни качества и навыки. А для этого нужна определённая среда и площадка – не всему можно научиться на улице. Да и на улице современные дети бывают гораздо реже, чем еще 20-30 лет назад.
Такую коммуникационную среду стараются создать в организации «Искра»: ребёнок может проявить себя и с творческой точки зрения в (рисовании, театре, ораторском искусстве), и найти друзей, с которыми можно обсудить наболевшее и поделиться удачами. В клубах, которые организовывает «Искра», ребята в ходе тренингов и игр учатся коммуникабельности, уверенности и пунктуальности, умению работать в команде и быть дружелюбными даже к своим конкурентам.
В «Искре» с ребятами непосредственно работают молодые люди до 25 лет (в основном студенты вузов), которые ненамного старше воспитанников. Это принципиальный момент, поскольку ребенку довериться наставнику такого возраста проще. А вот методики, по которым потом работают студенты, разрабатывают опытные педагоги и психологи «Искры».
Как работают клубы?
Раз в неделю – суббота или воскресенье — группы по 10-15 ребят собираются вместе, где под руководством двух наставников-студентов участвуют в тренингах на развитие какого-нибудь качества или преодоление психологической проблемы.
Занятия построены по системе шести модулей – начиная от знакомства ребёнка с членами своей группы и создания коллектива до постановки целей и планирования своего будущего. Вся программа рассчитана на 9 месяцев, то есть на весь учебный период – с сентября по май.
Кроме прокачки soft skills в «Искре» уделяют внимание и развитию в ребенке простых, но важных человеческих качеств – желанию помочь другу, сочувствию брошенному животному, заботе об окружающей среде. В ходе занятий ребята и сами организуют большие мероприятия: это могут быть театральные постановки, уборка мусора или посадка деревьев, организация благотворительной ярмарки.