Два спектакля: «О-й. Поздняя любовь» Крымова и «Макбет.Кино» Бутусова приехали в Воронеж благодаря проекту «Фестиваль «Золотая Маска» в Воронеже».
Для простоты понимания поясню. Есть такой в России фестиваль, вроде «Оскара» в Голливуде, который ежегодно выбирает лучшие спектакли страны. Это своего рода знак качества, в котором сомневаться не стоит. Только время терять.
Кто эти люди?
Дмитрий Крымов – российский театральный художник и режиссер, сын знаменитого Анатолия Эфроса.
В 2004 году создал Лабораторию Дмитрия Крымова при «Школе драматического искусства», основанной режиссером Анатолием Васильевым, лауреатом премии Платоновского фестиваля этого года. Дмитрий Анатольевич является лауреатом премии «Золотая Маска», «Хрустальная Турандот» и Herald Angel Эдинбургского фестиваля.
Актеры, задействованные в спектакле:
- Сергей Мелконян. Играет Фелицату Антоновну Шаблову, хозяйку небольшого деревянного дома
- Алина Ходжеванова. Играет Герасима Порфирьевича Маргаритова, адвоката из отставных чиновников, старика благообразной наружности
- Мария Смольникова. Играет дочь Маргаритова. Все движения ее скромные и медленные, одета очень чисто, но без претензий
- Максим Маминов. Играет Дормедонта, младшего сына Шабловой, в писарях у Маргаритова
- Кристина Власова. Играет Онуфрия Потаповича Дороднова, купца средних лет
- Вадим Дубровин. Играет Николая Андреевича Шаблова, старшего сына Шабловой
- Константин Муханов. Играет Варвару Харитоновну Лебёдкину, вдову
Практически все актеры – выпускники ГИТИСа, учившиеся на одном курсе.
Что они делают?
Сразу предупреждаем, фанатам Островского этот спектакль лучше не смотреть. Несмотря на то, что текст пьесы сохранен почти без купюр, вы не увидите здесь классических пузатых купцов и мечтательных барышень.
Это мир, где царят злые клоуны. И даже самые безобидные из них, самые благообразные все равно кривляки и упыри.
Как формулирует в одном из интервью жанр своей постановки сам Крымов – «злобная комедия дель арте» (комедия масок).
Мужчин играют женщины, женщин мужчины. Только три человека – своеобразный карикатурный любовный треугольник, не меняют пол. Людмила и братья Николай и Дормидонт. Но при этом каждый из них – тоже маска, гротескная, смешная и страшная одновременно.
Людмила с брежневскими бровями и чрезмерной косой в огромных профессорских очках. Дормидонт, больной ДЦП, ковыляющий по сцене влюбленный дурачок. Николай – красавец, побитый жизнью, с седой прядкой волос и кроваво красными губами, как у вампира.
В итоге получается зрелище, которое даже подготовленный, но заряженный на классику зритель, может воспринимать как нечто несерьезное, для забавы больше, поржать.
Один из коллег в антракте назвал постановку квном (от слова КВН, разумеется) и предположил, что во втором отделении может произойти перевертыш, применяемый иногда в современном театре, и начнутся серьезные дела. Перевертыша не случилось. Во втором отделении. Потому что он случился с самого начала и происходил непрерывно на самых разных уровнях.
Дело не только в гендерном карнавале, но и в постоянном балансировании на грани – входа и выхода из образа. Это происходит в плоскости зритель – сцена, когда вдова Лебедкина, не снижая интонации, что-то выговаривая Шабловой вдруг выдает: «И лампу поверни, людям не видно ни черта, а они деньги заплатили».
Или Николай, который на реплику: «Да у вас по глазам видно», поворачивается к зрителям и спрашивает: «Что, правда, видно?».
Сейчас так делают часто, а начинали еще во времена Брехта, хотя по-хорошему говоря, площадная эстетика комедии дель арте как раз зиждилась на импровизации и общении актеров с публикой.
Так что считать этот прием революционным не стоит. Вопрос в том, что делать так могут только уверенные в себе мастера, иначе будет отдавать квном (от слова КВН), а не художественным произведением. Все рассыпется на гэги и ржаку и не получится то, что получилось у молодой труппы Дмитрия Крымова.
Что получилось?
На встрече со зрителями Дмитрий Крымов сказал, что настоящий театр для него – это удовольствие и удивление. Два «У»
Он не говорил о сверхидее, вообще об идеях он не говорил. И так мне радостно от того, что признанный мастер, художник и режиссер дает нам простым зрителям возможность не напрягать лбы в прочтениях и трактовках.
Театр настоящий – таинство, которое иногда срастается так, что бывает сложно объяснить, откуда взялась муха в маленьком деревянном доме Фелицаты Антоновны, если в тексте ее не было, почему нудные наставления папеньки записаны на пленку, и вдова Лебёдкина съедает расписку вместо того, чтобы сжечь, как положено в нормальных пьесах.
Театр настоящий — пространство, в которое ты погружаешься не как аквалангист, исследователь морских глубин. У тебя не получится быть наблюдателем, защищенным от любых неожиданностей мощной броней. Это не аттракцион со страховкой и просчитанными реакциями. В какой-то момент я поймал себя на том, что шевелю губами и качаю головой вслед за репликами Марии Смольниковой (немолодой девушки Людмилы), я просто уплыл за этими чудаковатыми рыбками. И не скажу, что мне это не нравилось.
Только после спектакля попеняли мне коллеги, что я слишком громко смеялся. Мне стыдно. Хотя кого я обманываю, ни черта мне не стыдно!
Я просто испытывал нереальный кайф от того, что получилось у этой команды. И мне хотелось, чтобы это не кончалось никогда. Впервые я не просчитывал ходы, как в шахматах, и не гадал, каким будет финал, выйдет ли он эффектным и за счет чего. Я не думал о том, кто лучше, а кто хуже в этом ансамбле, кто тащит, а кто тащится.
И теперь я понимаю фразу Крымова о том, что с этими ребятами хочется уйти за кулисы после спектакля. Такая они обаятельная и по-хорошему сумасшедшая банда.
И да! Два «У» в моем случаем сработали на полную катушку. Я был удивлен, обескуражен, обезоружен и вовлечен в эту странную и прекрасную игру, которая развернулась на сцене. И я получил невероятное удовольствие, которое к несчастью так редко испытываю от театра в последнее время.
Что вы упустили, не сходив на этот спектакль?
Вы упустили шанс увидеть современный театр на сломе традиций, театр в вечности. Там нет привязки к стандартам, принятым и одобренным театральным большинством. Но зато есть гибкая и легкая игра со всем, что подарила нам история этого чудесного искусства. От традиций нищих актеров на площадях Милана до классического драматического театра с чеховскими самоубийцами в финале.
И, конечно, вы не увидели выдающуюся актрису Марию Смольникову, которую можете знать по главным ролям в фильмах «Дочь» и «Сталинград». Это, конечно, человек, поцелованный Богом. Не иначе. Так играть и так меняться в своей роли могут единицы во всем мире.
Посмотрите на фото Марии в роли Людмилы и на нее же в роли Кати в бондарчуковском «Сталинграде».
На одних бровях тут не выедешь.
В общем, если вашему организму не достает этих жизненно важных театральных витаминов «У», поезжайте в Москву и сходите на этот спектакль.
Эффект моментальный.
Шкала Гармонии
(авторская разработка авторов портала «ГорСоветы-Воронеж»)
Для людей, которые любят конкретику, и которым некогда читать большие тексты рецензий.
Оценка спектакля (художественного произведения) по нескольким критериям по шкале от 1 до 10
- Оригинальность – (1- нет, 5 – где-то я такое видел, 7 – раньше я такого не видел 10- что это было?) – 10
- Яркость (декорации, спецэффекты) – 1-нет, 5 – симпатичненько так, 7- хорошо прям, 10- вау!) — 7
- Трогательность (эмоциональность) (1 – нет, 5 – мурашки(одобрительный смех), 7- пощипывает глаза(смех без контроля), 10 – заплакал) – 7
- Катарсис (1 –нет, 5 – задумался о вечном, 7- еще раз задумался о вечном 10- переосмыслил всю свою жизнь) – 5
- Художественная ценность (1 – нет, 5 – а в этом что-то есть, 7 – в этом точно что-то есть, 10 – шедевр) — 8
- Историческая ценность (1 – нет, 5 – возможно, 7 – более чем возможно, 10 – однозначно есть)- 7
- Посоветовать другим (1-нет, 5 – если других дел нет, 7- сходите, обсудим, 10 – обязательно идти) – 9
Средний бал – 7,6
(1 – в топку вместе с рецензией, 5 – это интересно, 7 – надо идти, 10 – так не бывает!)
Фото Андрея Парфёнова
[…] Полезные новости75 ПосмотрелиПолезные новости75 Посмотрели […]
[…] Полезные новости80 Посмотрели1Полезные новости80 Посмотрели1 […]