Header Ad

Режиссер Дмитрий Крымов: «Хороший спектакль должен удивлять»

О сложностях профессии театрального режиссера, о работе с актерами и о том, как получать удовольствие от театра рассказывает лауреат премий «Золотая маска», «Хрустальная Турандот» и Herald Angel Эдинбургского фестиваля Дмитрий Крымов

14.06.2018
864 Просмотры

Очень часто воронежцы жалуются на то, что не понимают спектаклей, которые демонстрируются в рамках Платоновского фестиваля. Как понимать современный театр, в чем суть новых художественных методов – об этом в режиме прямой речи расскажут режиссеры спектаклей, участников театральной программы Платоновского фестиваля.

Рецензию на спектакль Дмитрия Крымова читайте здесь

О профессии режиссера

Я долгие годы, ставя спектакли, не мог сказать, что я режиссер. Я не ощущал себя режиссером, просто ставил спектакли. Ставить спектакли может любой человек, который осмелится это делать, с той или иной степенью удачи. Вот и я многого не знал в театре и не использовал того, что можно. Только сейчас, спустя много лет я могу сказать, что я режиссер.

Эта профессия – клещи.

Я пришел в театр из живописи. Художник – профессия одиночек. Ты можешь писать час, целый день. И вот я, художник, пришел в театр свободным человеком, а сейчас я, в общем, раб. Может быть счастливый, но – раб.

Руководитель театра (Школа драматического искусства – ред.) Анатолий Васильев, для которого творчество всегда было на первом месте, позвал меня, когда я учился на втором курсе. Он организовал аудиторию, дал ставки, которые были в два раза больше стипендий, сделал нас актерами. Это было что-то невероятное!

И тогда это была самая настоящая лаборатория. Сейчас осталось только название. Правда есть сроки, графики, выпуск, и я стараюсь это не нарушать.

Первый спектакль у нас был без слов. Из какой-то общности, симпатии друг к другу, понимания, что мы можем не всё, но что-то можем. И вот из этого как-то надо было сделать «ткань» спектакля. Они были на первом курсе, это всё было в шутку. Мы гуляли, пили чай. Это вообще был спектакль на мой день рождения. Я думал, позову всех, бутерброды намажу, поиграем…

Когда я был художником, я никогда не видел людей, выходивших с такими лицами после моих спектаклей. Чаще всего были такие светлые радостные лица, которые мне что-то говорили. А тут было что-то другое. Это было странное чувство.

А потом приехал Васильев, посмотрел и сказал «давайте сделаем лабораторию». Ну и пошло-поехало.

Анекдот от Дмитрия Крымова:

У Буратино сломалась ножка. Папа Карло приделал ему вместо ножки колесико. И пошло-поехало…

Об актерах

В нашей маленькой компании 14 актеров, и я не могу и не хочу её расширять.

Потому что я не хочу, чтобы люди сидели без работы и ждали. Ко мне пришли, чтобы работать. Если бы артисты вообще не уходили, и не подкладывали мне козу, то по ощущениям хватило бы и 12 человек в труппе.

Однако так не выходит. Потому что и коз подкладывают и периодически приглашаешь кого-то из других театров.

Иногда просто хочется кого-то нового позвать, потому что все исчерпываются…

Хотя это всё очень опасно. Я был свидетелем того, как мой папа (Анатолий Эфрос – ред.) начал звать, и это был конец Малой Бронной. Начали ревновать к новичкам, начались склоки, ссоры… Это привело к его уходу не только с Малой Бронной, но и от них.

Я раньше не понимал, что актеров беспокоит, и они меня могли не понимать. Но сейчас такой проблемы нет. И это связано не только с тем, что я изучил систему Станиславского. Нельзя к этой системе относиться как правилам дорожного движения. Конечно, очень полезно ее знать. И делать по-своему.

Я работал в США с американскими актерами. Главное отличие от наших заключается в том, что там исключено непонимание актером режиссера.

В России это кажется чем-то унизительным.

Русский актер хотя бы однажды должен сказать : «я не понимаю!».

А там это исключено. Отчасти это психология замечательных солдат. Делают моментально, на полную катушку, безукоризненно. Пока репетиция, они твои воины, самураи. Я был абсолютно покорен и восхищен.

Как выстраивается работа с актерами, зависит от материала, который мы делаем. Вот, например, этот спектакль («О-й. Поздняя любовь» – ред.) для меня был абсолютно экспериментальным. Я решил оставить все слова Островского. Это был своего рода вызов. Могу ли я остаться собой и получить удовольствие, не трогая текста? Мы сохранили 95 % текста оригинальной пьесы. Мы читали текст, разбили его на куски, дали им названия.

Ребята были тогда студентами и попросили меня дать им возможность поиграть, поделать этюды. Я не мог отказать, это моя слабость – не могу ограничивать свободы творчества актеров в моих спектаклях. Но в какой-то момент я понял, что надо прекращать эти этюды. Иначе мы уйдем не туда.

У меня нет конкретной методики. Изначально я пришел с идеей, которая должна была их заинтересовать, обаять, чтобы все существовали, видя перед собой какую-то цель. Без импульса будущего образа я не могу начинать. И вот в этом барахтанье с этюдами важно было не забывать главное, из за чего мы все собрались. Для чего я всех позвал.

История Дмитрия Крымова про лучший отзыв на его спектакль:

Когда мы делали «Позднюю любовь», происходили события на Украине, случился Крым. Тут такие дела происходят, а мы могли остаться на уровне каких-то уездных барышень Островского. И вот после премьеры, осенью, когда уже все эти события произошли, ко мне так тихонечко подходит женщина из зрительного зала и говорит «Вы это сделали до или после?», а ей я говорю: «Во время». И она мне: «Очень хорошо!». Для меня это лучший отзыв на мою работу.

История Дмитрия Крымова про американцев:

Один актер играл Андрея Прозорова (персонаж пьесы А. Чехова «Три сестры» – ред.) Его жену Наталью играла фантастическая чернокожая актриса, невероятно сильная. Она просто зомбировала и его и всех нас своим желанием уехать кататься со своим любовником Протопоповым, а мы никак не могли найти аналог поведению мужа. Ему и стыдно за себя, свою жену, эту жизнь несложившуюся. Я чувствую, что нужно найти очень сильный аналог, чувство стыда – это ужасно. И я говорю своим студентам «давайте найдем русский фильм «Берегись автомобиля» со Смоктуновским и посмотрим последнюю сцену, где он говорит «Здравствуй, Люба, я вернулся».

Они еще оба лысые – и наш и американец. И вот мы сделали так. Американский наш Прозоров говорит зрителям: «Мы не знаем, как сделать то, что хотим. Но вот есть такой фильм с русским актером по фамилии Смоктуновский, сейчас увидите» Он включает проектор, встает рядом с изображением, застывает и начинает говорить, но безмолвно. В тот момент я понял, зачем я там очутился. Они потом вечером посмотрели этот фильм без меня. Их это очень сильно впечатлило, несмотря на то, что они настоящие профи, боги в актерской профессии. Не удивлюсь, если лет через пять я увижу их в крупных голливудских проектах.

О Марии Смольниковой

(актрисе, играющей Людмилу в спектакле «О-Й. Поздняя любовь»– ред.)

Маша Смольников ужасно въедливая, постоянно читает книги, учится. Она едет на море и берет с собой два тома. Если знаете, у Станиславского был такой помощник Демидов. Вот она идет на пляж и читает Демидова, и то, что ей важно записывает в специальную тетрадочку. Постоянно во всем сомневается. А когда у нее плохое настроение, ничего с ней не сделаешь.

Вот в сегодняшнем спектакле во время сцены за столом она играет виртуозно, просто как фигурист. Она делает абсолютно точно и всегда абсолютно по-своему. У неё есть ужасно-прекрасный дар. Она не считает выполнение просьбы трактовки режиссера как что-то обязательное , при этом все получается. Я узнаю задание, но не узнаю выполнение.

Она радуется острейшим решениям, и предлагает мне еще более острые.
Мне совершенно не понятны границы ее возможностей и тем интересней с ней работать. Сейчас она играет в спектакле «Муму» в Театре Наций пятилетнюю девочку. Это такая способность к перевоплощению, чудо просто…

О том, что такое театр

Театр – это удовольствие!

Но удовольствие одноразовое. Ты все время должен придумывать что-то новое, чтобы удовольствие не ушло. Интересно рисковать и делать это с людьми, которых ты уважаешь, которых любишь как актеров. Это, кстати, единственное, что меня держит в театре.

Я сейчас читаю про МХТ очень много. Есть такая летопись жизни Станиславского. Как они под выстрелами прокрадывались в театр, чтобы собраться вместе ради вот этого удовольствия. А потом под выстрелами, царапая спины об стенки зданий и заборов, разбегались по домам.

Для меня хороший спектакль – это, когда мне интересно содержание, и я удивлен формой. Удивление – это одна из необходимых составных частей хорошего спектакля. Не обязательно крутиться акробатом на высоте шести метров, можно сделать психологический рисунок. Но чем-то надо удивить.

Может быть 15 видов содержаний, а форм – бесконечное множество. Форма меняется через каждый пять-семь лет.

История Дмитрия Крымова о Васильеве и завхозе Коле

Он (Анатолий Васильев – основатель театра «Школа драматического искусства»- ред.) приучил к тому, от чего отвыкнуть просто немыслимо. Например, на сцене нельзя ходить в уличной обуви. Это уже у всех превратилось в рефлекс. У меня не повернется нога выйти на сцену в уличной обуви. Даже туда, где нет декораций. Когда я начинал работать в театре, пришел по какому-то делу завхоз, снял ботинки и пошел на сцену. Я у него спрашиваю: «Что ты делаешь, Коля?» Он говорит: «Как что? Ботинки снимаю!» А все знали, что он собрался уходить из театра. Тогда я ему говорю: «Коля, куда ты пойдешь с такими привычками! Надо здесь оставаться»

О работе со студентами

Сейчас мы делаем «Чайку» со студентами. И вот мы просто остановились на каком-то этапе, спектакль не идет. Просто как перед стеной встали.

И вот одна из девушек, оказывается, занимается альпинизмом, ходит в походы, полные экстремальных ситуаций, риска. Она начинает с того, что рисует чайку на стене и говорит: это горный провал третьей категории сложности. Дальше она достает инструкцию, как вести себя в провале третьей категории сложности. Она же профессионал в этом деле.
А в этом провале когда-то погибли люди. Она начинает ставить предметы один на другой, ей бросаются помогать товарищи, и она просто лезет на эту стену. Вбивает два крюка, висит на стене, над этой чайкой, вынимает телефон, включает Высоцкого и начинает петь. Это продолжается минут двадцать пять…

Мне не надо, чтобы они «Чайку» рассказывали. Она создает образ, который живет. Она показала спектакль, я такой «Чайки» вообще никогда не видел. Она из себя это вытащила, совместила со своей жизнью, и показала нам двадцать пять минут настоящего живого театра.

Читайте также:

Это будет вам интересно

Гастрономический десант : Гастропаб «Раки» – съедены, но не забыты!
Личный опыт
71 Посмотрели
Личный опыт
71 Посмотрели

Гастрономический десант : Гастропаб «Раки» – съедены, но не забыты!

Андрей Долженков - 11.10.2018

Гастрономический десант впервые высадился на Левом берегу

В Воронеже воскресным квестом в  Лесково был открыт проект «Наше будущее»
Личный опыт
66 Посмотрели
Личный опыт
66 Посмотрели

В Воронеже воскресным квестом в Лесково был открыт проект «Наше будущее»

Андрей Долженков - 10.10.2018

В минувшее воскресенье в поселке Лесково, рядом с районным центром Семилуки, был объявлен старт проекта для активных родителей «Наше будущее» («Our Future»)

Воронеж на несколько дней стал международным центром постгеномных технологий
Полезные новости
61 Посмотрели
Полезные новости
61 Посмотрели

Воронеж на несколько дней стал международным центром постгеномных технологий

Андрей Долженков - 05.10.2018

IV Международная научная конференция «Постгеномные технологии: от теории к практике», организованная ОКУ «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов», прошла в Воронеже 2 и 3 октября 2018 г.

Гастрономический десант высадился в Лесу на Московском проспекте
Личный опыт
94 Посмотрели
Личный опыт
94 Посмотрели

Гастрономический десант высадился в Лесу на Московском проспекте

Андрей Долженков - 04.10.2018

Около 4-х месяцев назад открылось это заведение с немного непривычным для воронежского слуха названием «Hookah Place Les». Где Hookah Place – довольна известная федеральная сеть кальянных, а Les – авторское воплощение ресторана с двумя залами и отличной летней верандой с видами на живые сосны.

В Воронеже формируется сообщество активных родителей «Наше будущее»
Рекомендуем
74 Посмотрели
Рекомендуем
74 Посмотрели

В Воронеже формируется сообщество активных родителей «Наше будущее»

Андрей Долженков - 03.10.2018

Проект «Наше будущее», объединяющий аудиторию семейных воронежцев, создается при непосредственном участии портала полезных новостей «ГорСоветы»

Началась продажа билетов на фестиваль «Джазовая провинция-2018»
Рекомендуем
211 Посмотрели
Рекомендуем
211 Посмотрели

Началась продажа билетов на фестиваль «Джазовая провинция-2018»

Андрей Долженков - 19.09.2018

С 26 октября по 5 ноября 2018 года в Воронеже пройдет XXIII Международный фестиваль «Джазовая провинция»

Стала известна программа IV Международной научной конференции «Постгеномные технологии: от теории к практике»
События
143 Посмотрели
События
143 Посмотрели

Стала известна программа IV Международной научной конференции «Постгеномные технологии: от теории к практике»

Андрей Долженков - 18.09.2018

2 и 3 октября 2018 года в Воронеже пройдет международная научная конференция, посвященная постгеномным технологиям.

Объявлена  программа гастрономического фестиваля «Привет, еда!»
Рекомендуем
195 Посмотрели
Рекомендуем
195 Посмотрели

Объявлена программа гастрономического фестиваля «Привет, еда!»

Андрей Долженков - 14.09.2018

15 сентября на День города в сквере у ДК Железнодорожников пройдет большой гастрономический фестиваль «Привет, еда!»

Кондитерские лайфхаки от шеф-повара Олега Рыбакова
Рекомендуем
243 Посмотрели
Рекомендуем
243 Посмотрели

Кондитерские лайфхаки от шеф-повара Олега Рыбакова

Андрей Долженков - 07.09.2018

Шеф-повар «Воронеж Кейтеринг» Олег Рыбаков провел мастер-класс по приготовлению любимых тортов нашего детства «Киевский» и «Наполеон»

Камерный театр озвучил свои планы на юбилейный 25 театральный сезон
Полезные новости
199 Посмотрели
Полезные новости
199 Посмотрели

Камерный театр озвучил свои планы на юбилейный 25 театральный сезон

Андрей Долженков - 05.09.2018

Новый театральный сезон обещает быть богатым на премьеры и новые проекты

Воронеж становится одним из центров изучения постгеномных технологий
События
161 Посмотрели
События
161 Посмотрели

Воронеж становится одним из центров изучения постгеномных технологий

Андрей Долженков - 31.08.2018

2 и 3 октября в Воронеже в четвертый раз пройдет Международная научная конференция «Постгеномные технологии: от теории к практике». В этом году планируется не только развить тематику самого мероприятия, но и расширить географию участников.

Хореограф Мераб Карчаидзе: «Благодаря воронежскому зрителю, мы взлетели!»
Личный опыт
327 Посмотрели
Личный опыт
327 Посмотрели

Хореограф Мераб Карчаидзе: «Благодаря воронежскому зрителю, мы взлетели!»

Андрей Долженков - 21.08.2018

Грузия и всё, что с ней связано, сейчас в моде. Культура, кухня, традициии и, конечно, грузинские танцы вызывают горячий интерес у наших земляков. Мы поговорили об этом феономене с хореографом Мерабом Карчаидзе, который больше 13 лет учит воронежских школьников горским танцам.

В день города в Никитинском сквере пройдет гастрономический фестиваль «Привет, еда!»
Рекомендуем
336 Посмотрели
Рекомендуем
336 Посмотрели

В день города в Никитинском сквере пройдет гастрономический фестиваль «Привет, еда!»

Андрей Долженков - 08.08.2018

15 сентября, в День города, в Никитинском сквере (ДК Железнодорожников) состоится большой гастрономический фестиваль «Привет, еда!»

10-12 августа в Рамонском районе пройдёт фестиваль реконструкций «Воронежский фронт»
Рекомендуем
361 Посмотрели
Рекомендуем
361 Посмотрели

10-12 августа в Рамонском районе пройдёт фестиваль реконструкций «Воронежский фронт»

Андрей Долженков - 29.07.2018

Гостей фестиваля ждут реконструкции боёв, мото экстрим шоу, музей военной техники и прекрасно оснащенный фуд-корт

Открыт приём статей по постгеномным технологиям в преддверии международной конференции в Воронеже
Полезные новости
414 Посмотрели
Полезные новости
414 Посмотрели

Открыт приём статей по постгеномным технологиям в преддверии международной конференции в Воронеже

Андрей Долженков - 26.07.2018

2 и 3 окября в Воронеже состоится Четвертая международная конференция «Постгеномные технологии: от теории к практике». Организаторы форума объявили о начале приема заявок на бесплатную публикацию материалов в сборнике научных статей.

Гастрономический десант протестировал BOTANICA. Bakery • Bistro
Личный опыт
403 Посмотрели
Личный опыт
403 Посмотрели

Гастрономический десант протестировал BOTANICA. Bakery • Bistro

Андрей Долженков - 25.07.2018

Проект «Гастрономический десант» высадился в Цетральном парке культуры и отдыха

Впервые в Воронеже на фестивале Усадьба Jazz будет организована фан-зона для болельщиков ЧМ по футболу
Полезные новости
277 Посмотрели
Полезные новости
277 Посмотрели

Впервые в Воронеже на фестивале Усадьба Jazz будет организована фан-зона для болельщиков ЧМ по футболу

Андрей Долженков - 02.07.2018

Для всех гостей фестиваля Усадьба Jazz, кто хотел посмотреть матч Россия-Хорватия будет организована видео-трансляция на территории парка Рамонского замка.

«Гастрономический десант» протестировал очаг-барбекю OFYR от «Воронеж Кейтеринг»
Личный опыт
333 Посмотрели
Личный опыт
333 Посмотрели

«Гастрономический десант» протестировал очаг-барбекю OFYR от «Воронеж Кейтеринг»

Андрей Долженков - 29.06.2018

Воронежские блогеры, участники проекта дегустаций «Гастрономический десант» устроили пикник в историческом центре города

Режиссер Анатолий Васильев: «Театр – это живой процесс, он не может превращаться в музей»
Личный опыт
266 Посмотрели
Личный опыт
266 Посмотрели

Режиссер Анатолий Васильев: «Театр – это живой процесс, он не может превращаться в музей»

Андрей Долженков - 22.06.2018

О своем видении современного театра, о работе с актерами, об ответственности перед самим собой и специфике драматического искусства рассказывает выдающийся русский режиссер и теоретик театра Анатолий Васильев. На Платоновском фестивале искусств была показана последняя работа Васильева «Старик и море» с Аллой Демидовой в главной роли

На фестивале «Усадьба jazz» 7 июля воронежцев ожидает карнавальный оркестр, магия от Алисы Тен и кубинские танцы
Рекомендуем
227 Посмотрели
Рекомендуем
227 Посмотрели

На фестивале «Усадьба jazz» 7 июля воронежцев ожидает карнавальный оркестр, магия от Алисы Тен и кубинские танцы

Андрей Долженков - 18.06.2018

В программу фестиваля "Усадьба Jazz", который пройдет 7 июля в парке Рамонского замка добавились новые артисты

Юрий Бутусов: «Очень важный подход к любой пьесе – услышать её звучание, увидеть её цвет»
Личный опыт
471 Посмотрели
Личный опыт
471 Посмотрели

Юрий Бутусов: «Очень важный подход к любой пьесе – услышать её звучание, увидеть её цвет»

Андрей Долженков - 16.06.2018

О комфорте и интересе в театре, о репетициях и этюдах, о страхе и раздражении, о зазоре между актером и ролью рассказывает художественный руководитель Санкт-Петербургского театра им. Ленсовета Юрий Бутусов

Спектакль «100% Воронеж» напомнил воронежцам, что жизнь – театр
Личный опыт
419 Посмотрели
Личный опыт
419 Посмотрели

Спектакль «100% Воронеж» напомнил воронежцам, что жизнь – театр

Андрей Долженков - 08.06.2018

В Воронеже состоялось открытие 8-го международного Платоновского фестиваля искусств. Спектаклем-открытием во всех смыслах стал проект театра «Римини Протокол» «100% Воронеж».

Travel-quiz «Воронежская кругосветка»: Грузия – это не только вино и танцы
Личный опыт
656 Посмотрели
Личный опыт
656 Посмотрели

Travel-quiz «Воронежская кругосветка»: Грузия – это не только вино и танцы

Андрей Долженков - 06.06.2018

Третий тур путешествия, организованного школой иностранных языков International House Voronezh-Linguist  и порталом полезных новостей gorsovety.ru прошел в уютной обстановке грузинского…

6 июня в Воронеже откроется Платоновский фестиваль
Полезные новости
365 Посмотрели
Полезные новости
365 Посмотрели

6 июня в Воронеже откроется Платоновский фестиваль

Андрей Долженков - 04.06.2018

С 6 июня по 17 июня в Воронеже будет проходить VIII международный Платоновский фестиваль искусств. Михаил Бычков в интервью нашим…

Платная парковка в Воронеже: самые выгодные способы оплаты и другие лайфхаки
Горсправка
320 Посмотрели
Горсправка
320 Посмотрели

Платная парковка в Воронеже: самые выгодные способы оплаты и другие лайфхаки

Максим Ковров - 08.10.2018

Уже с 16 октября поставить машину в центре Воронежа бесплатно будет практически невозможно – в городе начинает работать система платной парковки

Оставить комментарий

Войти с помощью: 
Your email address will not be published.