В рамках Платоновского фестиваля воронежские зрители смогли увидеть спектакль театра «DEREVO» (г.Берлин) «Последний клоун на Земле». По форме, да и по сути это моно-спектакль, который придумал, поставил и сыграл руководитель театра «DEREVO» Антон Адасинский.
Кто эти люди?
Антон Адасинский – актер, режиссер, хореограф. Начинал свою карьеру в театре Вячеслава Полунина «Лицедеи», в 1988 году в Ленинграде основал театр «DEREVO», репетиционная база которого сейчас располагается в Берлине. Широкой публике Антон Адасинский известен по роли Мефистофеля в фильме Александра Сокурова «Фауст». За эту роль артист удостоен премии «Ника» в 2013 году.
Сам Адасинский в интервью журналистам говорит о том, что театра умер, а их «DEREVO» — это рок-н-ролл на сцене. «Понятия «театр», «режиссер», «постановка», читка» у нас нет»
Что касается «Последнего клоуна на Земле», одним словом охарактеризовать эту работу достаточно сложно. Попытаемся подобрать подходящие, чтобы объяснить, что это за явление такое и как с этим жить?
Что они делают?
Задолго до третьего звонка в пространстве между сценой и зрительным залом бродит странный человек в потрепанном исподнем и с красными кукольными ногами на голове, которые торчат вызывающе на подобии рогов и дают понять, что человек этот не просто театральный нищий или какой-нибудь аниматор, развлекающий публику перед спектаклем. Это концептуальный клошар, почти метафизический с претензией на абсолют, часть большой истории. С такими-то красными ногами-рогами…
Нищий этот валяется в проходе, падает на зрителей, роняет и водворяет обратно свои красные кукольные ножки, пока не включается мультяшный пролог, не замысловато показывающий борьбу черных с белыми и падение в этой сваре ни в чем не повинного солнца.
На сцену падают кусочки видимо пенопласта, обклеенного фольгой для яркости. И наш клошар не без помощи попавшей под раздачу зрительницы из первого ряда забирается на сцену спасать солнышко.
Сказочная фабула приключений несчастного клоуна, метания его от Бога к Дьяволу и обратно показаны с помощью пластических этюдов, в которых Адасинский однозначно крут. Чего стоит сцена пожирания черным клоуном белого. Мы видим на сцене одного человека, который раздваивается буквально на глазах, а потом один вбирает, всасывает в себя второго. Зрелище жуткое, надо сказать.
Но одной пантомимой Адасинский не обошелся. Ближе к концу спектакля он вдруг заговорил. Сначала изображая жлоба-автолюбителя, делился с публикой своей историей, в которой самым внятным был рассказ о том, как он копил на тачку своей мечты. Остальное – поток неясного сознания, который закончился вызовом на сцену трех парней и попыткой смешного клоунского танца под ретро-трек. Вышло не очень смешно. Допускаю, что так и было задумано.
Финальный блок был посвящен смерти, как и положено в таких амбициозных проектах. «Как уйти, пулю в лоб – скажут косил под Хэмингуэя, выйти в окно – таких много». Герой ищет заветную дверь и пытается уйти как в кино. Дубль, хлопушка, «Экшн» — кричит по договоренности зрительница из зала. Три дубля и все никак.
А потом клоунский гроб и завывания публики…
Клоуна манит к себе мультимедийный Дьявол с экрана, а он запустив в него гроб на колесиках, прячется на краю сцены. Многозначительно смотрит в зрительный зал.
И потом, то ли я отвлекся, то ли на сцене в этой неразберихе все соскочило на «пора заканчивать», но вот я уже вижу идущего по воображаемой ниточке последнего клоуна-клошара с распростертыми руками и финальный поклон, не оставляющий надежды на то, что ты еще не потерял шанса полюбить это искусство.
Что получилось?
Зрелище, которое мы наблюдали, по всему должно было ввести нас в некую игру, заставить нас «стать детьми», отключить мозги и сочувствовать другими доступными органами.
Но лично у меня ничего не выключилось, как я не старался.
Отмечу один факт, изрядно меня удививший. В момент, когда клоун на сцене катит гроб, он начинает выть и дирижировать публикой, чтобы та помогла ему. И ползала реально завыло без долгих уговоров. И по завершению спектакля та же половина зала искренне и неистово салютовала артисту Адасинскому. Это подделать нельзя. Публика реально с восторгом приняла этот спектакль.
По крайней мере, половина зала точно.
Это говорит о том, что магия искусства Адасинского, как гипноз, действует. Но не на всех.
А значит, есть еще один лишний повод разобраться в собственных тараканах. Да что ж с тобой не так? Тебе уже у клоуны не указ?!
Что вы упустили, не сходив на спектакль?
Вы не увидели прекрасного артиста, режиссера и клоуна Антона Адасинского. Выдающегося человека со своим видением и своим решением, которое может нравиться или не нравиться, но однозначно достойно внимания и оценки.
ШКАЛА ГАРМОНИИ
(авторская разработка авторов портала «ГорСоветы-Воронеж»)
Для людей, которые любят конкретику, и которым некогда читать большие тексты рецензий.
Оценка спектакля (художественного произведения) по нескольким критериям по шкале от 1 до 10
- Оригинальность – (1- нет, 5 – где-то я такое видел, 7 – раньше я такого не видел 10- что это было?) – 6
- Яркость (декорации, спецэффекты) – 1-нет, 5 – симпатичненько так, 7- хорошо прям, 10- вау!) — 6
- Трогательность (эмоциональность) (1 – нет, 5 – мурашки(одобрительный смех), 7- пощипывает глаза(смех без контроля), 10 – заплакал) – 5
- Катарсис (1 –нет, 5 – задумался о вечном, 7- еще раз задумался о вечном 10- переосмыслил всю свою жизнь) – 4
- Художественная ценность (1 – нет, 5 – а в этом что-то есть, 7 – в этом точно что-то есть, 10 – шедевр) — 6
- Историческая ценность (1 – нет, 5 – возможно, 7 – более чем возможно, 10 – однозначно есть)- 7
- Посоветовать другим (1-нет, 5 – если других дел нет, 7- сходите, обсудим, 10 – обязательно идти) – 7
Средний бал – 5,9
(1 – в топку вместе с рецензией, 5 – это интересно, 7 – надо идти, 10 – так не бывает!)