В Воронеже прошёл первый региональный форум Ассоциации негосударственного образования

На форуме было подписано соглашение об открытии регионального представительства Ассоциации негосударственного образования в Воронежской области

Ассоциация негосударственного образования в Воронеже. Звучит весомо.

Что мы вообще знаем о негосударственном образовании? Частные школы, частные детские сады, бизнес, прибыль и прочие бездуховные вещи, связанные с сомнительными для православного сознания методиками воспитания. Система давно сама сформировала иерархию – все наши гимназии, лицеи и прочие СОШ надежно сложились в рейтинги, где все понимают, чем отличается гимназия Басова от гимназии Платонова. Куда трудно попасть, и где престижно учиться. Так зачем огороды городить? Зачем тратить деньги, нервы и придумывать что-то новое?

Только далёкие от образования люди могут считать открытие частной школы или детского сада обычным бизнес-стартапом. Их уверенность зиждется на простом факте – если люди платят за обучение, значит у тех, кому они платят, должна быть прибыль. А это бизнес и есть. Разве нет? Но не всё так просто.

Посетив первый форум Ассоциации негосударственного образования, я многое для себя открыл, и теперь смотрю на людей, сделавших своё имя в сфере коммерческого образования совсем другими глазами.

Открытие №1

Бесплатного образования не бывает.

За него обязательно кто-то платит. Либо государство, либо родители учеников, либо инвестор. В муниципальных школах только государство и ещё немного родители, когда добровольно сбрасываются на шторы, парты и ремонт в классе географии. В частных – родители, государство (в виде субсидий) и практически постоянно учредители. Все средства, которые аккумулирует учебное заведение, идут на ремонт помещений и закупку необходимых расходников и оборудования. И это бесконечный процесс, в  котором о распределении годовой прибыли, насколько я знаю, речи не идёт.

Поэтому чуть не каждый спикер на форуме говорил о миссии и служении. Сразу после субсидий и лицензий.

Несколько последних лет частным образовательным учреждениям, получившим гослицензию, выплачивается субсидия из регионального бюджета. Таких учреждений,  по словам заместителя министра образования Воронежской области Оксаны Кузнецовой, в Воронеже всего 14. Много это или мало для миллионного города, трудно сказать. Но сам факт впечатляет. Государство включает в сферу своих интересов всё, что касается социально значимых отраслей. Образование – и дошкольное, и школьное в том числе.  Думаю, не имеет смысла, объяснять, почему это важно и нужно.

Областные и городские субсидии – серьезное подспорье в работе частного сектора, без этой поддержки было бы не в пример сложнее. Но все затраты субсидии покрыть не в состоянии.  «Когда мы стали сдавать отчетность, я принесла 6 коробок документов, по которым стало понятно, что у меня 2,5 млн месячных расходов , — рассказывает директор АНО «Зелёная улица» Екатерина Рождественская, — и это не считая зарплат».

Даже в муниципальных детских садах, целиком состоящих на бюджетном содержании, родители каждый месяц вносят небольшую плату за своих детей. Эти деньги в основном идут на обеспечение питания. И тут муниципалам чуть легче, чем частникам. Бюджетные учреждения осуществляют закупки часто по сниженным, нерыночным ценам. Частникам же таких поблажек никто не даёт.

Открытие № 2

Оно вытекает из первого – государству не важно, в коммерческом или бюджетном  учреждении учится ребенок. Главное – его безопасность и качество образования.

«Когда мы говорим о решении проблемы с обеспечением дошкольным образованием наших детей, мы не разделяем детские сады на частные и муниципальные, мы говорим об образовании вообще», — заявила в своём выступлении заместитель министра образования Воронежской области Оксана Кузнецова.

Об этом же только, с учетом вопросов защищенности, говорила и уполномоченный по правам ребенка в Воронежской области Ангелина Севергина.

К сожалению, в школе источником стресса для ребенка могут быть не только экзамены.  Подростковая агрессия, буллинг  — проблемы, требующие всеобщего внимания, в том числе и со стороны государства.

Сюда же можно отнести вопросы с организацией инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Институт уполномоченных по правам детей системно занимается этими вопросами, на равных взаимодействуя как с бюджетными, так и с коммерческими образовательными учреждениями.

Открытие № 3

Родители и предприниматели нуждаются в просвещении не меньше детей

«Я вам деньги плачу, почему у моей дочери тройки?!».  С такой ситуацией сталкиваются, пожалуй, все представители частных школ. Хорошо, что понятие «образовательные услуги» исключили из закона об образовании, иначе каждый учитель рисковал бы услышать такое в свой адрес.

Между предоставлением, к примеру, услуг по присмотру за детьми и образованием огромная разница. И важно, чтобы не только учителя, чиновники от образования, но и сами родители это четко понимали.

«Люди не из вредности не хотят получать лицензию, не выходят из полулегального поля,  они просто не совсем понимают, как это сделать. — рассказывает председатель комитета по дополнительному и дошкольному образованию Воронежской ОПОРЫ России Ирина Донских —  Поэтому если есть вопросы, нужна помощь, пожалуйста обращайтесь к нам»

Открытие № 4

Иногда с государством проще договориться, чем с бизнесом и родителями

Примерно год назад по всем новостным каналам прошла информация о первом проекте частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования. Группа компаний «Здоровый ребенок» подписала договор о сотрудничестве с правительством Воронежской области и крупнейшим застройщиком региона компанией «ДСК». Не вдаваясь в детали, суть договора в том, что ДСК на этапе проектирования новых жилых кварталов предусматривает размещение детских садов на первых этажах зданий. Областной бюджет субсидирует эти учреждения, а «Здоровый ребенок» берет на себя заботу об организации работы детских садов с лечебным уклоном.

Руководитель «Здорового ребёнка» Олеся Назарова признаёт, что в процессе реализации этого пилотного проекта ей было проще договориться со структурами правительства, чем с представителями «ДСК». Понятно, что бизнес должен быть прибыльным. Но когда дело касается социальных проектов, можно и ослабить хватку.

«Арендная ставка «ДСК» для нас ниже рыночной, но не достаточно, чтобы покрываться субсидией», — говорит Олеся Назарова.

Вторая проблема – родители, которые прочитав новости о субсидии от государства, начинают думать, что посещение детского сада для их ребёнка должно быть бесплатным. Когда они понимают, что это не так, начинаются жалобы и гневные письма в прокуратуру. В результате, не прошло и года, как в «Здоровом ребенке» проводятся прокурорские проверки. А количество хейта в интернете превысило все допустимые рамки.

Однако, ни родительский хейт, ни проверки, ни высокая аренда не поколебали уверенности руководства «Здорового ребёнка» в том, что этот проект надо продолжать. Надо держаться, работать, и всё обязательно получится. И ещё важно – диалог с родителями необходимо налаживать задолго до запуска проекта.

Открытие № 5

Нет в России больших оптимистов, чем предприниматели в сфере образования.

Частное дошкольное и школьное образование в отличие от государственного должно быть рентабельным. Все убытки покрываются здесь из кармана учредителя, и если в нём пусто, жди беды. Поэтому так критичны для частников строгие нормы СанПиНа – где за каждый недостающий квадратный метр в столовой или туалете, тебя могут оштрафовать или лишить лицензии.

«Можно организовать абсолютно нормальную работу образовательного учреждения, но не в таких площадях, какие требует Роспортребнадзор, — считает директор сети детских садов «ArtFamily» Наталья Соколова, — это просто не нужно, не эффективно, и никогда не станет рентабельным»

И, тем не менее, они не сдаются. Надеются на торжество здравого смысла и верят в лучшее.

И ещё есть вполне оправданный расчёт на силу сообщества – на то, что, объединившись в Ассоциацию, им удастся достучаться не только до власти, но и до застройщиков.

Открытие № 6

«Частное образование не предоставляет услуги, оно даёт качественное образование для наших детей», — под занавес сессии заявила руководитель частной школы «Академия» Наталья Власова.

Этот тезис красной нитью прошил все полтора часа выступлений самых разных спикеров. Потому что стереотипы не рождаются на пустом месте, развеять их непросто. И в бизнесе, где как в джунглях, каждый сам за себя, одинокий голос не сможет прозвучать убедительно. Отдельно – «Академия», «Здоровый ребёнок», «Умка»,  «Зелёная улица» и многие  другие, кто присутствовал на этом форуме – игроки на рынке частного образования, не более. А вместе – Ассоциация негосударственного образования – это уже, согласитесь, другой масштаб. И другие возможности.

И ещё другой уровень понимания – зачем всё это? Для прибыли, для роста доходов учредителей отдельно взятой компании или всё-таки для того, чтобы дать нашим детям новые возможности, научить их мыслить, сочувствовать, любить?

«Мы – единомышленники, объединенные одной миссией  — служением, — подчеркнула в своём выступлении руководитель дирекции Ассоциации негосударственного образования Юлия Лукманова.- Мы все заинтересованы в результате, мы строим эффективную систему образования, от которой зависит будущее нашей страны»

Вот так – будущее страны, не меньше.

Теперь как-то понятнее становится, откуда у этих людей столько энергии и оптимизма.

 

Фото Светланы Паршиной

В ТЕМУ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ