Спектакль «Вертикаль»: «Сколько веревочке не виться…»

Кто эти люди?

Национальный хореографический центр Кретея и Валь-де-Марна / Компания Käfig (Франция, Кретей)
Хореограф – Мурад Мерзуки
Композитор – Арман Амар

О хореографическом центре я ничего в гугле не нашел, кроме афиш и отзывов. Сосредоточимся на персонах.

Мурад Мерзуки – молодой хореограф, экспериментатор, не имеющий академического образования гениальный самоучка. На пресс-коференции Мурад, не смущаясь, признался, что его главным мотивом в работе на сцене изначально было горячее желание доказать всем, что он настоящий француз, а не просто способный мальчик из миграционных кварталов.

Его спектакль «Вертикаль» уже наделал шуму в Европе, и в Воронеже был его премьерный показ в России.

Особая манера сочетать в своих постановках современную хореографию с  хип хопом, брейк дансом и всеми остальными достижениями улично-циркового представления стала визитной карточкой Мурада Мерзуки.

Предыдущий спектакль «Пиксель» сочетал всё выше перечисленное и цифровые технологии. Как это получилось, я не знаю, но реакция московской публики была однозначно восторженной. Судя по отзывам критиков.

Арман Амар – ну это, товарищи, величина весомая. Композитор, пишущий музыку к кино, мюзиклам и танцевальным спектаклям. Можно сказать, что этот композитор специализируется на современной хореографии. Он много и часто работает с самыми известными хореографами мира. И его работа в спектакле «Вертикаль» заслуживает особых отзывов и благодарностей.

Что они делают?

Они не рассказывают историю, как сказал на пресс-конференции Мурад. Они создают нечто из танца, музыки и света, что должно заставить зрителя творить свои сюжеты, сплетать их из впечатлений и эмоций.

Нужно заметить, что все хореографы так говорят. Да и режиссеры. И не поверишь, пока не поймешь сам, пока на собственном опыте не ощутишь, что это такое – твоя история, родившаяся из того, что ты наблюдаешь на сцене.

Про хип- хоп и брейк данс повторяться не буду. Было. Но вот – трансформация плоскости, танец в вертикали, которые стали возможны благодаря тросам и веревкам, прикрепленным к специальным корсетам – это требует отдельного разговора.

Я не знаю, случайно это произошло, ведь господин Мерзуки не учился в академиях и мог не видеть этого фильма, но прямая и четкая ассоциация с Космической одиссеей 2001 года Кубрика лично для меня очевидна.

Огромный параллелепипед, распадающийся на три части, люди, ходящие в другой плоскости, невесомость и ощущение отрешенности, поиска чего-то настоящего.

Кубрик говорил, что его параллелепипед —  символ абсолюта, или по-нашему – Бога.

У Мурада Мерзуки это что-то между Богом и человеком. Его дорога, его судьба, его жизнь.

Танцоры выходят из этой коробки, двигают её, пытаются с её помощью попасть в какое-то иное пространство. И это, конечно, невозможно.

Потому что невозможно познать Бога, невозможно разговаривать с ним, опираясь на то, что привычно и понятно тебе. Невозможно попасть на небо, если идешь по земле.

Тросы, которые поднимали артистов над землей, давали им новые возможности – это пуповины, ниточки марионеток, страховочные канаты в одном флаконе. Еще это веревки бурлаков, которые вытаскивают свою жизнь и немного – поводок, не дающий убежать далеко от хозяина.

На пресс-конференции прозвучало это слово – «Свобода». И да, наверное, «Вертикаль» — это свобода от плоскости, свобода от земного притяжения. Мнимая,  иллюзорная, но прекрасная попытка взлететь. Разве не в этом суть искусства.

Что получилось?

Получилось всё. Это первый танцевальный спектакль, который уже после первых двадцати минут, захватил меня настолько, что сопротивляться не было ни сил ни желания.

Танец на тросах мужчины и женщины, которые то приближались, то отдалялись друг от друга. Вечный танец любви и отчаяния. Когда нельзя отпустить и вместе мука. И на последних тактах нежной и грустной мелодии разметанные по разным траекториям, они соединяются каким-то невероятно трогательным способом – он берет её за щиколотку и не отпускает. И они кружатся. Неразлучные и несчастные.

Это настолько выбило меня из привычного зрительского уюта, что я от неожиданности чуть не расплакался.

Всё, что было дальше, нет смысла описывать. Они трясли меня как грушу, а я был рад такому раскладу. Кажется,  и мою невидимую пуповину они подцепили, пока взлетали по вертикали.

Я спросил у Мурада на пресс-конференции, видит ли он разницу между аттракционом и искусством. Не знаю, насколько точно перевели ему мой вопрос, но он сказал так:

«Для меня главное не техника и не история, для меня важно, насколько зритель включится в процесс, начнет ли сочувствовать, увидит ли в этом что-то своё. Если это произошло, значит, всё получилось»

Я и говорю – всё получилось.

И это видимо еще один признак настоящего искусства, которого мне не хватало в моей коллекции доказательств существования прекрасного.

Что вы упустили, не сходив на этот спектакль?

Вы упустили возможность пережить новый опыт невесомости. Состояния внутреннего прыжка в неведомое, как во сне, когда ты знаешь, что это сон и можно всё.

Вы не услышали чудесную музыку, которая в сочетании с отточенной хореографией в нескольких плоскостях и игрой света, дает совершенно особенное ощущение красоты.

Я допускаю, что и без этого можно жить. Наверное. Как можно жить без снов и мечты.  Живут  люди. Я лично знаю пару человек. Достойные граждане.

ШКАЛА ГАРМОНИИ (авторская разработка авторов портала gorsovety.ru)

Для людей, которые любят конкретику, и которым некогда читать большие тексты рецензий.

Оценка спектакля (художественного произведения) по нескольким критериям по шкале от 1 до 10

  1. Оригинальность – (1- нет, 5 – где-то я такое видел, 7 – раньше я такого не видел 10- что это было?) – 9
  2. Яркость (декорации, спецэффекты) – 1-нет, 5 – симпатичненько так, 7- хорошо прям, 10- вау!) — 9
  3. Трогательность (эмоциональность) (1 – нет, 5 – мурашки(одобрительный смех), 7- пощипывает глаза(смех без контроля), 10 – заплакал) – 9
  4. Катарсис (1 –нет, 5 – задумался о вечном, 7- еще раз задумался о вечном 10- переосмыслил всю свою жизнь) – 9
  5. Художественная ценность (1 – нет, 5 – а в этом что-то есть, 7 – в этом точно что-то есть, 10 – шедевр) — 9
  6. Историческая ценность (1 – нет, 5 – возможно, 7 – более чем возможно, 10 – однозначно есть)- 9
  7. Посоветовать другим (1-нет, 5 – если других дел нет, 7- сходите, обсудим, 10 – обязательно идти) – 9

 

Средний бал –  9  (1 – в топку вместе с рецензией, 5 – это интересно, 7 – надо идти, 10 – так не бывает!)

 

Фото спектакля:  Андрей Парфенов

Фото с пресс-конференции  Мурада Мерзуки предоставлено Областным домом журналистов

В ТЕМУ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ