Спектакль «Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция»: «Театральная сказка из фольги и Моцарта»

9 номинаций на «Золотую Маску» у этого спектакля. Ну это что-то вроде оскароносного «Титаника» или «Влюбленного Шекспира». Бывают такие премьеры, которые сразу становятся фаворитами конкурсной программы. «Дон Жуан» из таких.

Это масштабное полотно, фреска в стиле Федерико Феллини. Такие спектакли сразу после премьеры становятся историческим событием. Их вспоминают как одно из ярчайших впечатлений театральной юности через годы. Их копируют, им подражают. Ими вдохновляются.

Дмитрий Крымов – абсолютно театральный человек. Сын гениального режиссера Анатолия Эфроса и не менее гениального критика Наталья Крымовой. Он – театральный Маугли. Для него театр – это не дом и не храм, это среда обитания. Там он знает всё, всех и там живет по законам, порой не понятным нормальному человеку.

Сам Крымов рассказывал, как ругаясь с охранником за то, что кого-то не пускал к нему на репетицию, сказал, что может убить его. «Потому что это театр, а вы мешаете делать то, что я люблю». Я же говорю, Маугли!

Не случайно именно такой человек берется делать спектакль о театре, о диком, волшебном мире, где можно убить за фальшивую ноту, умереть и воскреснуть, и снова умереть так, что зал будет хохотать, рыдать или тихо плакать внутри, без слез, без облегчения…

О чем там вообще?

Фабульно постановка Крымова напоминает любую историю о творческом процессе. В кино уйма примеров. Самый яркий «Восемь с половиной» Феллини. «Американская ночь» Трюффо, «Весь этот джаз» Боба Фосса. И т.д. Что касается театра, то тут у меня примеров нет. Скорее всего по причине моей непросвещенности.

Стареющий мэтр Евгений Эдуардович в исполнении блистательного Евгения Цыганова ведет генеральный прогон оперы «Дон Жуан». Делает это нервно, отстреливая из карабина артистов и обсуждая с греческим коллегой свою будущую постановку там.

Постепенно в пространство сцены вываливаются персонажи из спектакля, поставленного этим же режиссером 30 лет назад. Постаревший Лепорелло-Александр Михайлович с бутылками в пакетиках оформляет пенсию, Донна Анна – Полина с коляской пришла за документами для рабочей визы, Дон Жуан-Игорь спился и заведует каким-то механизмом поворота сцены.

Они все вроде бы уже не артисты, лишние люди, посторонние. Но как говорит Евгений Эдуардович: «Бывших дон жуанов не бывает!». Как и не бывает бывших артистов. Театр – это в крови, это то, что нельзя бросить, откуда нельзя уйти.

И вот с этой старой гвардией «бывших» стареющий мэтр играет свою генеральную репетицию. Это прогон всей его жизни, от рождения (первого окна в мир в виде детского стульчика с прорезью для горшка) до смерти, которая, как и положено в театре, приходит в образе Командора.

Не буду спойлерить. Но всё в этом спектакле настоящее и бутафорское одновременно. Это же театр.

Когда б вы знали, из какого сора…

Это стихотворение Анны Ахматовой из цикла «Тайны ремесла» очень точно описывает сокровенный процесс творческого созидания, природы поэзии. «По мне, в стихах быть все должно некстати, не так, как у людей». В настоящем искусстве все самые неожиданные, «некстати» сочетания рождают особенное звучание «на радость вам и мне».

Вот таких сочетаний в ткани театральной сказки, созданной Крымовым, целая россыпь. И все они не случайны, они взяты из жизни, из памяти. Помощник режиссера Тагир в костюме и домашних тапочках не случайно, не для смеху только. Потому что у многих театральных людей существует традиция не входить на сцену в уличной обуви. И это дань уважения, не просто хулиганство постановщика.

Старая любовь мэтра, старушка-уборщица держит в грубых резиновых перчатках тарелку с нежнейшими хинкали, которые она когда-то готовила герою на гастролях в Кривом Роге.

Охранник с нелепыми крыльями за плечами поёт о дельтаплане, Работница сцены с модно окрашенными вавилонами дредов на голове и татуировками на руках и ногах – тайная  Церлина с чистейшим мецо-сопрано. И все эти люди-маски, бывшие и нынешние, становятся действующими лицами нового спектакля, рождающегося на наших глазах. Все они – краски, ноты в палитре-партитуре творца. И в то же время до смешного живые и настоящие люди. Почти как мы.

Вообще само сочетание высокого оперного искусства, где точное и красивое звучание важно по определению, и комедии масок, имеющей истоки в площадном театре – становится кодовой конструкцией всего спектакля.

Поэтому он такой смешной и пронзительно печальный.

Это надо видеть! 

Из девять номинаций, которых был удостоен спектакль Крымова, выстрелили только две. Но выстрелили так, что никаких вопросов и сомнений. Точно в цель. Дмитрий Крымов получил «Золотую маску» за лучшую работу режиссера, а Евгений Цыганов за лучшую мужскую роль. Остальные семь номинаций убедительно обозначили исключительность этого театрального проекта. Свет, художник, художник по костюмам, три второстепенные роли и, конечно, лучший спектакль в драме. Что тут еще скажешь?!

Признание экспертов – констатация очевидного факта. Спектакль выдающийся. А, впрочем, я уже говорил что-то в этом роде.

Закончить хочу простой рекомендацией. Если вы любите театр, постарайтесь увидеть спектакль «Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция». Разумеется, лучше это делать вживую в театре «Мастерская Петра Фоменко» или надеяться на дирекцию Платоновского фестиваля, а вдруг они привезут «Дон Жуана» в Воронеж. Но если не получается, не упустите в следующий раз трансляции в кинотеатре «Спартак». Что-то мне подсказывает, что они еще будут.

 

 

ШКАЛА ГАРМОНИИ (авторская разработка авторов портала gorsovety.ru)

Для людей, которые любят конкретику, и которым некогда читать большие тексты рецензий.

Оценка спектакля (художественного произведения) по нескольким критериям по шкале от 1 до 10

  1. Оригинальность – (1- нет, 5 – где-то я такое видел, 7 – раньше я такого не видел 10- что это было?) – 6
  2. Яркость (декорации, спецэффекты) – 1-нет, 5 – симпатичненько так, 7- хорошо прям, 10- вау!) – 9
  3. Трогательность (эмоциональность) (1 – нет, 5 – мурашки(одобрительный смех), 7- пощипывает глаза(смех без контроля), 10 – заплакал) – 7
  4. Катарсис (1 –нет, 5 – задумался о вечном, 7- еще раз задумался о вечном 10- переосмыслил всю свою жизнь) – 7
  5. Художественная ценность (1 – нет, 5 – а в этом что-то есть, 7 – в этом точно что-то есть, 10 – шедевр) – 9
  6. Историческая ценность (1 – нет, 5 – возможно, 7 – более чем возможно, 10 – однозначно есть)- 9
  7. Посоветовать другим (1-нет, 5 – если других дел нет, 7- сходите, обсудим, 10 – обязательно идти) – 10

 

Средний бал – 8,1   (1 – в топку вместе с рецензией, 5 – это интересно, 7 – надо идти, 10 – так не бывает!)

 

В ТЕМУ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ